Файл: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для студентов

Изучение второго раздела дисциплины «Педагогика» в основном строится на участии студентов в лабораторных (практических) занятиях.

Задачи лабораторных (практических) занятий:

  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов о педагогических явлениях и процессах при решении конкретных практических задач;

  • применение теории на практике, приобретение умений и навыков педагогической деятельности;

  • развитие рефлексии, познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

  • выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;

  • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Подготовка к лабораторно-практическому занятию несколько отличается от подготовки к семинару. Теория здесь является основой для отработки практических умений, поэтому важным будет не только тот материал, который необходимо освоить, но и то, что с ним придется делать. Практически на каждом занятии студентам предстоит выступать перед аудиторией на ту или иную тему. При всей важности тех знаний, которые будут излагаться в выступлении, не менее важным будет стиль и методы подачи материала, выразительность речи.

Как и в предыдущем семестре, студенты могут выполнить дополнительные самостоятельные работыпо согласованию с преподавателем (рекомендации по их выполнению смотри в Методических рекомендациях для студентов по Разделу 1.):

Рефераты:

- Эмоциональные потенциалы коллектива

- Способы изучения среды образовательного учреждения

- Ситуация успеха в образовательном процессе

- Особенности взаимодействия с одаренным (агрессивным, замкнутым, гиперактивным) ребенком

- Три стороны общения

- Основы речевой профессиональной культуры педагога

- Конфликт и его разрешение в педагогической деятельности

Эссе:

- Воплощение профессионально-педагогической позиции в фильме (по фильмам «Общество мертвых поэтов» или «Доживем до понедельника»)

- Идеи личностно-ориентированной педагогики в произведении/ях писателя/ей фантаста/ов


- Мероприятие или коллективное творческое дело?

- Рефлексия педагогической деятельности: сущность и назначение

Коллоквиум:

«Субъектность ребенка: цель, принцип или средство?»

«Методологические подходы к разрешению конфликтов»

Составление аннотированного списка литературы по проблеме (по выбору студента).

Составление кроссворда по материалу раздела.

Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий

Другую часть заданий студенты должны выполнять к каждому практическому занятию в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Дополнительные материалы для самостоятельной работы при подготовке к семинарам, упоминающиеся в настоящих рекомендациях, можно получить в кабинете кафедры педагогического образования. Все письменные работы собираются в портфолио. В него же должны войти отзывы организаторов или педагогов и самоотчеты студентов об участии в различных видах профессионально-ориентированной деятельности.

С целью ознакомления с возрастными и индивидуальными особенностями детей и вариантами педагогически верных и ошибочных поступков взрослых, студентам предлагается выполнить анализ художественной литературы, где бы действовали и взаимодействовали взрослые и дети в различных жизненных ситуациях. Выписывая из книг цитаты, раскрывающие своеобразие детской логики, детского мировосприятия, мироощущения в различных ситуациях, студенты должны дать свои комментарии, высказать собственное мнение по оценке поступков детей и взрослых, возможно – предложить собственное решение подобных ситуаций. Задание выполняется на протяжении всего изучения курса, сдается при изучении последней темы, оценивается во время зачета.

Лабораторное занятие № 1 (4 часа).


Педагогическая ситуация и педагогическая задача как основа педагогического взаимодействия

  1. Общий алгоритм педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

  2. Педагогическое взаимодействие и его виды

  3. Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач.

  4. Моделирование педагогических ситуаций в процессе педагогического взаимодействия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Познакомиться с материалом гл. 5, параграф 4; гл. 20, параграфы 3-6 учебника (Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004.).

Соотнести этапы решения педагогической задачи с предложенной на лекции схемой В.В. Рогачева.

2. Составить таблицу «Педагогические ситуации и педагогические задачи» (по материалам Н.В. Бордовской и А.А. Реана).(Трудоемкость 1 час)

Познакомиться с классификацией педагогических ситуаций, предложенной в учебнике Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/index.php). Определить в обобщенном виде для каждого типа педагогических ситуаций противоречие и проблему. Соотнести с предложенными в этом же учебнике типами педагогических задач. Составить таблицу:

Педагогические ситуации и педагогические задачи (по н.В. Бордовской и а.А. Реану)

Вид педагогической ситуации

Противоречие

Проблема

Вид педагогической задачи

3. Составить таблицу «Виды педагогического взаимодействия» (Трудоемкость 1 час)

Познакомиться с материалом гл. 2 параграф 1 (1.1, 1.2, 1.3) учебника Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова «Организация воспитательного процесса в школе» (http://nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2404). Привести из художественной литературы примеры каждого типа взаимодействия взрослого с ребенком в виде таблицы:

Типы педагогического взаимодействия (по л.В. Байбородовой и м.И. Рожкову)

Тип взаимодействия

Отношение участников к интересам друг друга

Наличие осознавае­мой общей цели совместной деятельности

Субъектность позиции участников по отношению друг к другу во взаимо­действии

Пример из художественной литературы


4. Составить алгоритмы анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи(Трудоемкость 1 час).

На основе анализа работы Л.Ф. Спирина «Теория и технология решения педагогических задач» составить алгоритмы анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.

5. Описать (придумать, вспомнить) педагогическую ситуацию, сделать ее анализ, преобразовать в задачу и предложить ее решение (Трудоемкость 1 час).

Описание педагогической ситуации должно включать достаточное количество информации. Анализ должен соответствовать представленному алгоритму. Формулировка задачи должна быть четкой. Желательно сформулировать задачи как в отношении личности, так и в отношении коллектива школьников (или семьи, если это возможно).

Литература:

Рожков М.И. Теория и методика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

Сластенин В.А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 256 с.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. – 304 с.

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.

Рассадин Н.М. «Взаимодействие» как категория педагогики. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. – 1996. – №1.– С. 83-84

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. / Под ред. П. И. Пидкасистого – М.: Роспедагентство, 1997. – 174 с.

Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

Лабораторное занятие № 2 (6 часов).


Учет в педагогическом взаимодействии особенностей учащихся, групп, условий среды.

  1. Методы психолого-педагогической диагностики

  2. Учет в педагогическом взаимодействии возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, статуса личности ребенка в классном коллективе.

  3. Особенности взаимодействия педагога с классом в зависимости от типа классного коллектива и этапа его развития.

Задания для самостоятельной работы:

1. По микрогруппам (2-3 чел.) подготовить сообщение и мультимедийную презентацию одного из методов диагностики. Подготовить к проведению на занятии диагностику соответствующего вида и ее обработку. (Трудоемкость 2 часа).

Темы для презентаций:

- Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики.

- Анкетирование как метод психолого-педагогической диагностики, виды анкет.

- Виды тестов. Процедура и требования к проведению психологического тестирования.

- Социометрия как метод исследования коллектива учащихся.

При подготовке презентации рекомендуется ознакомиться с материалом статьи «Типичные ошибки при составлении презентации» (http://irinabelyakova.rusedu.net/post/3305/33706 или http://nachalka.com/node/1349), «Правила создания успешной презентации» (http://comagency.ru/index.php/2011/08/simplerules-for-sucessful-presentation/ или http://methodist.alexandrov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63:l--r&catid=35:xzft&Itemid=37, а также http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm)

При подборе диагностического материала, который будет опробован на занятии, необходимо выбирать нейтральные методики, в которых не будет «излишне личной» информации, так как обработка должна быть осуществлена тут же в аудитории.

2. Эссе «Ролевая структура коллектива» (Трудоемкость 1 час).

Вспомнить и описать 3-5 «ролей», которые существовали в вашем классе. Какие формы поведения в этих ролях ожидались, поощрялись одноклассниками, учителями? Были ли попытки «выйти из роли» или «борьбы за роль»? В чем они проявлялись? Какова была реакция окружающих?

3. Выступление «Типология классных коллективов и этапы развития коллектива» (Трудоемкость 1 час).

Познакомиться с материалом (http://www.studfiles.ru/dir/cat23/subj1268/file16491/view156694/page8.html). Подготовить выступление на тему «Типология классных коллективов и этапы развития коллектива».

4. Иллюстрации «Возрастные особенности учащихся».