Файл: Основной модуль..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План для семинарских занятия по культурологии.

A. Необходимый перечень книг для самостоятельного изучения:

      1. Платон «Апология Сократа»;

      2. Данте «Божественная комедия» (Достаточно первой части);

      3. Никколо Макиавелли «Il principe»;

      4. Шарль-Луи Монтескьё «Персидские письма»;

      5. Вольтер «Кандид или оптимизм»;

      6. И.В. Гёте «Фауст»;

      7. О. Бальзак «Гобсек»;

      8. Ф.Кафка «Процесс»;

      9. Дж. Оруэлл «1984»;

      10. Э.Хемингуэй «Старик и море».

Одним из требований получения зачета является написание эссе по одному из вышеуказанных произведений. Выбор произведения для эссе не означает, что прочитать необходимо только это произведение; все десять произведений обязательны для изучения.

Nota bene! Знание вышеуказанных произведений необходимо для успешной работы на семинарских занятиях в разделе «История культурологии», а так же при сдаче зачета, где один из вопросов будет заключаться в анализе одного из вышеуказанных произведений.

В. План семинарских занятий:

В приложении.

С. Темы творческих работ:

  1. Русская религиозно-философская мысль (П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А.И. Ильин);

  2. Влияние Анри Бергсона на европейскую культуру ХХ века;

  3. Философские основания постмодернизма (Ф.Ницше, Ж.Деррид, Кьеркегор);

  4. Роман Д.Джойса «Улисс» как портрет европейского общества ХХ века;

  5. Постмодернисткий дискурс в творчестве Ю.Тынянова, А.Белого, М.Бахтина;

  6. Фовизм как течение во французской живописи 1905-1907 гг. (А. Матисс, А.Марке, Ж.Руо, А. Дерена, Р.Дюфи, М. Вламинка);

  7. Футуризм как авангардисткое направление в европейском искусстве 1910-1920 гг. (Россия, Италия);

  8. Дадаизм – авангардистское литературно-художественное течение Европы 1916 – 1922 гг. (А. Бретон, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М.Эрнст, Ж.Арп);

  9. Сюрреализм – одно из ведущих направлений в искусстве ХХ века (С.Дали, П.Блум, И.Танги);

  10. Оценка В.В. Розановым великой русской литератур0ы, как феномена культуры;

  11. Творчество М.Пруста и А.Жида – свидетельство сложности бытия;

  12. Абстракционизм А.Кандинского и К. Малевича;

  13. Экзистенциалистическая проблематика в творчестве А. Камю и Ж.-П. Сартра;

  14. А.Т. Твардовский и журнал «Новый мир» в развитии отечественной культуры ХХ века.

  15. Роман как монументальное произведение в творчестве Ф. Мориака и Мартена дю Гара;

  16. Духовные искания музыканта в романе-эпопее «Жан Кристоф» Р. Ролана;

  17. Ф. Кафка как один из основоположников «философии жизни»;

  18. М. Хайдеггер как основоположник немецкого экзистенцианолизма;

  19. Антиутопия – средство мировосприятия в культуре Европы ХХ века (Дж. Оруэлл, Е.Замятин, О.Хаксли, А.Платонов);

  20. Философско-эстетическая концепция Ф.Фаулда (британский постмодернизм);

  21. Тема самопознания и нравственного выбора в романе У.Голдинга «Свободное падение»;

  22. Творчество А.Тарковского как феномен русской культуры второй половины ХХ века;

  23. Человек, творчество, культура в философии Н.А. Бердяева;

  24. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинг, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк);

  25. Феномен «новой волны» во французском кинематографе 1950-1960 гг. (Ж.-Л. Годар, Ф.Трюффо, Э.Ромер, К.Шаброль);

  26. Творчество Ингмара Бергмана в контексте кризиса традиционных европейских ценностей;

  27. Поиск нового языка и нового поэтического содержания в творчестве Р.-М. Рильке;

  28. Цветное и черно-белое кино в творчестве Микеланджело Антониони.


Требования к оформлению текста творческой работы:

Объем представляемого материала 7-10 страниц формата А4, включая рисунки, таблицы, графики, библиографический список. Электронный вариант статьи выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word и сохраняется с расширением .doc. В качестве имени файла указывается фамилия, имя и отчество автора русскими буквами (например: Иванов Иван Иванович.doc). Компьютерный набор статьи должен удовлетворять следующие требования: формат - А4; поля - по 2,5 см со всех сторон; гарнитура (шрифт) - Times New Roman; кегль - 14; межстрочный интервал - 1,5; абзацный отступ - 1,25 см.

      1. Вопросы к зачету по культурологии:

      1. Культура как предмет культурологии;

      2. Основные подходы к определению понятия культура;

      3. Культура и личность;

      4. Культура и общество;

      5. Культура как вторая природа;

      6. Структура культурологии как науки;

      7. Герменевтика и проблема понимания в культурологии;

      8. Феноменология и предметный мир;

      9. Проблемы прерывности и непрерывности в культуре;

      10. Проблема типологии культур;

      11. Культурно-исторический процесс в аспекте типологии (цивилизационный и формационный подходы, теория столкновения цивилизаций);

      12. Цивилизационный аспект в культурологии (А.Тойнби и П.Сорокин);

      13. Культурный опыт, способы его сохранения и передачи;

      14. Функции и практическое назначение культурологии;

      15. Проблемы массовой культуры.

      16. Архетипы культуры;

      17. Языки и знаки культуры;

      18. Символ и знак в культуре;

      19. Миф в контексте знака и символа;

      20. Культура как текст;

      21. Ментальный способ основания древних культур;

      22. Средневековая и антропоцентрическая культуры;

      23. Механистическая картина мира в культуре нового времени;

      24. Модернизм и постмодернизм в европейской культуре;

      25. Своеобразие русской ментальности;

      26. Специфика современного социокультурного пространства.


E. Требования для получения зачета.

Автоматически зачет получают студенты выполнившие следующие требования:

1. Выполнившие творческую работы соответствующую требованиям представленным в разделе C;

2. Сдавшие эссе по выбранному ими произведению из списка содержащегося в разделе А;

3. Сдавшие эссе и творческую работу на электронном носителе или приславшие по e-mail не позднее чем за 7 дней до зачета и прошедшие проверку на плагиат;

4. Сдавшие все письменные работы, предусмотренные разделом В, а также иные контрольные и проверочные работы предусмотренные учебным планом;

5. Имеющие не менее 2 зачтенных устных ответов на семинарских занятиях.

Студенты, не выполнившие вышеуказанные требования имеют возможность получить зачет в указанный деканатом срок.

Для получения зачета студенту необходимо:

1. Ответить на один вопрос из перечня раздела D;

2. Ответить на один вопрос по анализу одного произведения из перечня раздела А;

3. Ответить на вопросы касающиеся недочетов работ, предусмотренных вышеуказанными разделами.

Nota bene! Студенты не выполнившие вышеуказанные требования получают «незачет» и отправляются на пересдачу.

Данные для связи:

Стогниенко Александр Юрьевич

тел. 8-903-895-27-25

e-mail: le_shevalier@mail.ru

4