ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 886
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1) Оод (действие или бездействие)
1. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
3. Освобождение от наказания в связи с болезнью
4. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
6. Освобождение от наказания либо его сокращение по амнистии или помилованию
8. Освобождение от наказания несовершеннолетних.
Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 ук).
Часть 2 ст. 171 предусматривает два квалифицирующих признака незаконного предпринимательства:
Глава 26 ук не дает общего определения понятия экологического преступления.
Производство в суде первой инстанции
Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера
- предыдущее и последующее поведение виновного и потерпевшего и их взаимоотношения. Также необходимо отграничивать покушение на убийство от 111 ч.1. Главный признак 111ч.4 – причиняют телесные повреждения конечностям (бедренная артерия – не спасают никогда). Особенность ст. 116 – причинение побоев, не требуется наличие СМЭ.
Устанавливается факт неоднократного нанесения ударов.
Отграничение: по объекту и объективной стороне (т.е. объективным признакам)
Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Особенности уголовной ответственности за нарушения правил охраны труда и нарушения авторских прав.
Часть 1 ст. 2 УК выдвигает на первый план задачу охраны прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств. В Особенной части УК сформирована гл. 19 (ст. 136 - 149), определяющая ответственность за возможные посягательства против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Под преступлениями против конституционных прав и свобод человека и гражданина следует понимать предусмотренные (запрещенные) гл. 19 УК виновные общественно опасные деяния, прямо направленные на причинение существенного вреда закрепленным в Конституции РФ правам и свободам граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства.
Видовым объектом этих посягательств выступает совокупность конституционных прав и свобод человека и гражданина. В качестве основных объектов соответствующих видов таких преступлений следует рассматривать отдельные виды нарушаемых прав и свобод граждан.
Объективная сторона анализируемых преступлений проявляется обычно в действиях, активно подрывающих права и свободы граждан или препятствующих их реализации, в том числе и в тех случаях, когда посягательства в конкретной статье описываются с помощью термина "отказ" (ст. 140, 145), поскольку речь идет не просто о невыполнении законных требований граждан, а об активном противодействии осуществлению соответствующих прав и свобод. Но в ряде случаев наряду с активными действиями субъектов возможно совершение рассматриваемых посягательств в форме бездействия (ст. 141, 143, 148), когда субъект не выполняет лежащей на нем обязанности обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. В большинстве случаев закон описывает деяния против конституционных прав в рамках формальных составов; поскольку причиняемый такими посягательствами вред не поддается конкретному измерению, достаточно самого факта нарушения прав и законных интересов граждан. Только при совершении трех видов преступлений предполагается нанесение вреда жизни или здоровью граждан (ст. 143) или причинение им крупного ущерба (ст. 146, 147).
Субъективная сторона. Преступления против конституционных прав и свобод носят умышленный характер. Но в одной норме (ст. 143) вина по отношению к последствиям определяется как неосторожность. При квалификации совершенного по ст. 145 требуется установить специальные мотивы в действиях субъектов.
Субъект. Если исходить из буквального толкования текста ст. 20 УК, то субъектами посягательств против конституционных прав и свобод могут быть любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Фактически же по большинству предусмотренных в гл. 19 УК основных или квалифицированных составов уголовную ответственность могут нести субъекты, использующие для посягательств на права и свободы личности свое служебное положение (ч. 2 ст. 136 - 138, 144, ч. 3 ст. 139, ст. 140, 141, 142, 142.1, 143, 145, 145.1 и 149). В случае использования служебного положения рядовыми сотрудниками предприятий, учреждений или организаций содеянное ими исчерпывается признаками указанных уголовно-правовых норм. Иная ситуация складывается, если посягательство на конституционные права граждан совершают служащие негосударственных структур, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, злоупотребляющие ими и причиняющие крупный ущерб или иные тяжкие последствия (ст. 201), либо если посягательства совершают должностные лица, являющиеся представителями власти, а также выполняющие в государственных или муниципальных структурах организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции и злоупотребляющие своими полномочиями (ст. 285) либо превышающие их (ст. 286). Возможны два решения:
1) если подрыв конституционных прав граждан карается строже, чем служебные (должностные) преступления, то все содеянное этими лицами охватывается статьями гл. 19 УК;
2) если же строже санкции за уголовно наказуемые служебные деликты, то на основе правил об идеальной совокупности преступлений совершенные посягательства следует квалифицировать также по ст. 201, 285 или 286, но, естественно, при наличии всех признаков, указанных в этих нормах.
По характеру (содержанию) нарушаемых прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, в зависимости от объекта соответствующих видов посягательств рассматриваемые деяния могут быть разделены на три группы:
1) преступления против личных прав и свобод:
нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136);
нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137);
нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138);
нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139);
отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
нарушение авторских, изобретательских и смежных прав (ст. 146 - 147);
воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148);
2) посягательства на трудовые права граждан:
нарушение правил охраны труда (ст. 143);
воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144);
отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145);
невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);
3) преступления против политических прав граждан:
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141);
нарушение порядка финансирования избирательной кампании (ст. 141.1);
фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142);
фальсификация итогов голосования (ст. 142.1);
воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).
Вместе с тем в гл. 19 УК предусмотрена ответственность не за все преступные деяния против конституционных прав и свобод граждан. Если непосредственное нарушение равенства граждан (ст. 136) отнесено в этой главе к посягательствам на конституционные права и свободы, то действия, направленные к возбуждению национальной, расовой, религиозной вражды либо пропагандирующие неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности (ст. 282), признаются преступлением против государства, подрывающим основы конституционного строя Российской Федерации.
Преступления против трудовых прав граждан
Нарушение правил охраны труда (ст. 143)
Посягательство охватывает собой нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) либо его смерть (ч. 2).
Объект рассматриваемого преступления - закрепленное в международно-правовых актах и в Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) право каждого человека на благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, или, сокращенно, безопасность условий труда работников.
Потерпевшими от указанного преступного деяния могут выступать как штатные сотрудники соответствующих предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности и хозяйствования), так и иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством (например, студенты-практиканты или лица, прибывшие на предприятие в командировку). Если же пострадали иные граждане, то деяние субъекта, нарушившего нормы охраны труда, в зависимости от его служебного положения следует квалифицировать как служебное (должностное) преступление (ст. 201 или ч. 1, 2 ст. 293) либо как неосторожное посягательство против жизни или здоровья (ст. 109 или 118).
Объективную сторону нарушения правил охраны труда образуют действие или бездействие субъектов, которые отступают от общих отраслевых или локальных норм, обеспечивающих безопасность труда работников. Поскольку диспозиция ч. 1 ст. 143 является бланкетной и не содержит наименования правил охраны труда и описания видов их нарушения, следственные органы должны устанавливать, а суды с соответствующей оценкой фиксировать в приговорах конкретные нормативные акты, регулирующие в данных ситуациях безопасность труда, и доказанные отступления от их соблюдения (с обязательной ссылкой на нарушенные субъектом пункты и параграфы тех или иных положений и инструкций).
Уголовную ответственность влечет не любое нарушение правил охраны труда, а лишь такое, которое причинило тяжкий вред здоровью (ч. 1 ст. 143) либо смерть человека (ч. 2 данной статьи). Между такими последствиями и допущенным нарушением правил существует причинная связь, которая обычно носит усложненный характер: допущенное субъектом нарушение создает условия наступления указанных последствий, а сами они выступают результатом дальнейшего развития событий (в том числе собственной неосмотрительности недостаточно квалифицированного работника, нарушений со стороны других лиц или иных привходящих обстоятельств). Следовательно, причинная связь складывается по типу "условие - следствие". Поэтому для ее установления надлежит использовать помощь экспертизы (технологической, строительной и т.п.).
Субъективная сторона нарушения правил охраны труда предполагает либо сознательное нарушение этих правил, либо отступление от их соблюдения по неосмотрительности, но психическое отношение субъекта к причинению тяжкого вреда здоровью либо к смерти потерпевшего всегда характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
Мотивы нарушения правил охраны труда не имеют значения для квалификации деяния по ст. 143 УК, хотя виновные, как правило, ссылаются на так называемую производственную необходимость.
Субъект. Следуя тексту ст. 20 и смыслу ч. 1 ст. 143, субъектом нарушения правил охраны труда должно быть признано вменяемое лицо старше 16 лет, на которого возлагалась обязанность соблюдать правила. Подобные обязанности, в частности, лежат и на рядовых работниках предприятий и учреждений. Между тем сравнительный анализ предписаний ст. 143, с одной стороны, и ч. 2 ст. 109, ч. 1 и 2 ст. 118 - с другой, показывает, что последние нормы рассчитаны на их применение к лицам, которые причинили смерть или тяжкий вред здоровью по неосторожности из-за ненадлежащего выполнения своих профессиональных обязанностей. Следовательно, по ч. 1 или 2 ст. 143 должны нести ответственность лишь руководящие сотрудники частных структур или должностные лица государственных организаций или организаций, подведомственных органам местного самоуправления. Речь идет о таких лицах, которые ввиду их служебного положения или по специальному поручению должны обеспечивать соблюдение правил охраны труда на том или ином доверенном им для руководства участке работы (мастер, прораб, начальник отдела, заведующий сектором, руководитель лаборатории и др.).
Возникает также вопрос об ответственности по ст. 143 первых руководителей предприятий и учреждений (генеральный директор, главный инженер, главный металлург, главный механик и др.). Эти субъекты, как разъяснил Пленум Верховного Суда в п. 3 Постановления "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ", могут нести ответственность за нарушение таких правил охраны труда, если они:
1) не устранили известное им нарушение таких правил;
2) сами дали противоречащее правилам указание
3) или приняли на себя руководство конкретными работами и не обеспечили при этом соблюдения правил охраны труда.
В остальных случаях такие руководители из числа должностных лиц должны подвергаться ответственности за должностную халатность (ст. 293). Поскольку в УК отсутствует норма о халатности служащих негосударственных структур, то эти субъекты ответственны по статьям о неосторожных посягательствах на жизнь и здоровье вследствие невыполнения профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109, ч. 1 или 2 ст. 118).
Наконец, квалифицируемое по ст. 143 деяние следует отличать от предусмотренных в специальных нормах нарушений правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), при организации горных или строительных работ (ст. 216), во взрывоопасных предприятиях (ст. 217) либо при эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269). В этих случаях в качестве объекта посягательства выступает не гарантированная Конституцией РФ безопасность труда, а в первую очередь общественная безопасность в указанных специфических сферах. Потерпевшими от таких деяний могут быть любые граждане, вовсе не обязательно связанные трудовыми отношениями с соответствующей организацией.