Файл: Отчёт по преддипломной практике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Неметаллические материалы.

Согласно проекту для изготовления гарнитура будут использованы вставки из керамики и фианиты.

Керамические массы - смеси различных глин, каолинов и многих других минералов. Массы являются основой любого керамического изделия и определяют практически все его свойства.

Часто пластичные керамические массы называют просто "глинами", пластичные массы, содержащие крупную крошку - "шамотами", массы в жидком виде - "шликером", и, наконец, массы в сухом виде - "порошком".

Выбор массы зависит от вида изделия, техники формования и декорирования, условий обжига.

Глины и литейные массы имеют множество характеристик. Некоторые важны для формования изделий, некоторые - для получения требуемых свойств конечного изделия, есть и такие, которые носят "скрытый" характер и проявляют себя в особых случаях или через большое время.

ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА - эта характеристика важна, если в производстве существуют ограничения на температуру обжига. Минимальная температура это такая, ниже которой заведомо не получится прочный черепок. Максимальная температура - такая температура, выше которой начинается заметная деформация изделия, вспучивание и т.п. явления.

ЦВЕТ ЧЕРЕПКА - цвет после обжига (исходная глина часто бывает другого цвета). Терракоту изготавливают исключительно из красножгущихся глин, майолику - из красно-, светло- и беложгущихся глин, фаянс и фарфор - только из беложгущихся глин, для каменных изделий цвет черепка не имеет значения.

ФАКТУРА ЧЕРЕПКА. Т.н."глины" обычно имеют ровную гладкую поверхность, "шамоты" - гладкую или зернистую. Бывают массы, поверхность которых после обжига напоминает песчаник, мрамор, гранит. Некоторые массы допускают лощение.

ТЕХНИКА ФОРМОВАНИЯ. Есть глины, чрезвычайно удобные для лепки, или для формования на гончарном круге, или для набивки толстостенных изделий. Различия здесь во многом условны и определяются опытом. Шликеры (литейные массы) пригодны исключительно для литья в гипсовые формы.

ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ (плотность черепка) - числовая характеристика, указывающая на количество открытых пор в обожженном черепке. Чем меньше водопоглощение, тем плотнее и прочнее черепок. Фарфоровый черепок должен иметь водопоглощение точно меньше 1%. Такой же плотной обязана быть каменная масса. Крайне редко встречается водопоглощение свыше 20%, допустимое для декоративной майолики.


УСАДКА. Уменьшение размеров изделия в процессе сушки (воздушная усадка) и обжига (огневая усадка). Чем меньше усадка, тем меньше вероятность деформации изделия. Шамотные массы имеют, как правило, небольшую усадку.

ОТНОШЕНИЕ К СУШКЕ. Тонкие массы, содержащие в составе значительные количества глины, затрудняют выход паров воды из толщи отформованного изделия, часто имеют большую воздушную усадку. Такие массы чувствительны к режиму сушки. Тощие массы легче пропускают воду, меньше усаживаются, поэтому менее чувствительны к сушке. Легче всего переносят сушку шамотные массы, из них можно формовать изделия с толстыми стенками.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ. Эта характеристика относится к изделию в целом. Многие массы морозостойки сами по себе, но глазури на них могут начать шелушиться через 2-3 зимы.

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕРМИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ (КТР) характеризует относительное расширение при нагреве на 1 градус. Важен не сам КТР, а его соотношение с КТР глазури. Большинство глазурей будет выходить без цека, если КТР черепка составляет 60-65 (на 10 в минус седьмой степени). КТР определяется составом массы и условиями ее обжига.

Фианит — синтетический имитатор бриллианта, выращенный в искусственных условиях. Искусственный минерал, синтетический аналог природного минерала тажеранита.

Фианитом называют кубический диоксид циркония ZrO2 (сокращенно кубический цирконий — CZ; иногда его называют кубик циркония), который стабилизирован добавками оксида марганца, кальция и иттрия. Показатель преломления фианита — 2,17-2,18, (у алмаза — 2,42), на глаз эти два минерала довольно трудно различить. Дисперсия у фианита — 0,06. Для окрашивания бесцветного диоксида циркония в различные цвета и оттенки добавляются переходные и редкоземельные элементы. Добавки оксидов металлов определяют цвет (оттенок) фианита. Добавки оксидов церия придают жёлтый, оранжевый и красный цвет; хрома — зелёный цвет; неодима — пурпурный; эрбия — розовый; татана — золотисто-коричневый.

Назван фианит был в честь Физического института Академии наук СССР (ФИАН), где он был синтезирован в 1970 году. Это название (фианит) практически не используется за пределами бывшего СССР. За рубежом чаще применяют другие названия фианита: джевалит, даймонсквай и цирконит.

Блеском и игрой света фианиты уступают только алмазам, превосходя при этом все остальные камни. Невооруженным глазом отличить мелкие фианиты в ювелирном изделии от мелких алмазов довольно сложно. Фианит тяжелее большинства других драгоценных, полудрагоценных и искусственных камней, в том числе бриллианта, а ребра ограненного фианита немного закруглены, что также отличает его от бриллианта.



    1. Технология изготовления керамических вставок.

Технология изготовления изделий сводится к четырем основным операциям: ФОРМОВАНИЕ, СУШКА, ДЕКОРИРОВАНИЕ, ОБЖИГ.

ФОРМОВАНИЕ. Изделия получают из масс пластическим формованием, шликерным литьем, прессованием. К первому варианту относятся лепка, набивка, раскатка на станках с шаблоном, вытягивание на гончарном круге. Если масса хорошо подходит для какого-то одного способа формования, ее обычно так и называют: "гончарная глина", "глина для лепки", "шамот для набивки". Однако практически любая масса может быть отформована любым способом при наличии у форматора достаточного опыта. Многие массы могут быть скорректированы по составу. Например, для улучшения пластичности можно ввести 3-10% комовой глины, для уменьшения деформации и улучшения сушильных свойств - шамотную крошку.

СУШКА. Главное требование к сушке - равномерность. Т.е. все участки изделия должны высыхать с одинаковой скоростью. При необходимости быстросохнущие тонкие кромки следует изолировать от потоков воздуха (укрывать тряпками, полиэтиленом). Чем быстрее сушка, тем меньше усадка. Чем толще стенки изделия, тем дольше они будут высыхать: если 1 см высыхает за 2 дня, то 2 см - за 4 дня, а 3 см - за 9 дней.

ДЕКОРИРОВАНИЕ. На сухое (или утильное) изделие наносят керамические краски, глазурь и т.п. декорирующие материалы.

Существует несколько техник декорирования керамики.

  1. Объёмный декор – аппликация, рельеф, техника «паста на пасту», ангоб.

  2. Углублённая орнаментация – резьба, штамповка, инкрустация, инкрустация со штампом, просвечивающий рисунок, гранение, ажурный декор, фарфоровое кружево, сграффито, травление.

  3. Декоративная роспись – подглазурная роспись, глазурование, надглазурная роспись.

ОБЖИГ. Обжиг сырого изделия проводят за 5-20 часов, обычно за 8-12 часов до максимальной температуры. Важно, чтобы начало обжига было достаточно медленным во избежание взрыва изделия выделяющимися парами воды. Хорошее начало - до 200 градусов за 2-3 часа. Далее обычный темп нагрева составляет 1-3 градуса в минуту до конечной температуры.


13