ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
1. ААвв 2. ааВВ 3. ааВв 4. ААВВ
Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?
1. аа 2. ааВВ 3. ВВ 4. аВ
У особи с генотипом Аавв образуются гаметы
1. Ав, вв 2. Ав, ав 3. Аа, АА 4. Аа, вв
Какой генотип будет иметь потомство в F1при скрещивании растений томатов с генотипами ААвв и ааВВ?
1. ааВв 2. АаВв 3. АаВВ 4. Аавв
Какова вероятность рождения высоких детей (рецессивный признак) у гетерозиготных родителей низкого роста
1. 0% 2. 25% 3. 50% 4. 75%
При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление по фенотипу в соотношении
1. 3 : 1 2. 9 : 3 : 3 : 1 3. 1 : 1 4. 1 : 2 : 1
Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?
1. 25% 2. 50% 3. 75% 4. 100%
Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей АаВв (признаки наследуются независимо друг от друга)?
1. 1:1:1:1 2. 1:1 3. 3:1 4. 1:2:1
Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)
1. 100% белых
2. 25% белых и 75% черных
3. 50% белых и 50% черных
4. 75% белых и 25% черных
При скрещивании дрозофил с длинными крыльями (доминантный признак) получены длиннокрылые и короткокрылые потомки в соотношении 3 : 1. Каковы генотипы родителей?
1. вв и Вв 2. ВВ и вв 3.Вв и Вв 4. ВВ и ВВ
Определите генотипы родительских растений гороха, если при скрещивании образовалось50% растений с желтыми и 50% с зелеными семенами (рецессивный признак)
1. АА и аа 2. Аа и Аа 3. АА и Аа 4. Аа и аа
При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?
1. АА х аа 2. Аа х АА 3. Аа х Аа 4. АА х АА
Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы
1. 44 аутосомы + ХХ
2. 23 аутосомы +X
3. 44 аутосомы + XY
4. 23 аутосомы + Y
Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальтонизм – сцепленный с полом рецессивный ген. Определите генотип кареглазой (доминантный признак) женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой голубоглазый дальтоник
1. АА ХDХD2. Аа ХdХd3. Аа ХDХd4. аа ХDХd
Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины – альбиноса, гемофилика.
1. АаХHYили ААХHY2. АаХHХHили АА ХHХH
3. ааХhY4. ааХhХh
В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей?
1. ХHХhи ХhУ 2. ХHХhи ХHУ
3. ХHХHи ХHУ 4. ХhХhи ХHУ
Часть С.
1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова
вероятность рождения детей с этой аномалией
2. |
При скрещивании двух сортов томата скрасными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения. |
3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
4. |
При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Определите |
генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки
5. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
6. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
|
Краткий словарь генетических терминов
Альтернативные признаки – контрастные признаки (Например: карие глаза – голубые глаза,
среди них встречаются и противоположные признаки :
высокий рост – низкий рост).
Аллели (аллельные гены) – гены, определяющие развитие альтернативных признаков.
Аутосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.
Взаимодействие генов – взаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Генотип – сумма генов, полученная организмом от родителей.
Гетерозигота («гетеро»=»разный») – организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)
Гибридное поколение – поколение, полученное от родителей с разными признаками.
Гибрид – один организм из гибридного поколения.
Гомозигота («гомо» = «одинаковый») – организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА или аа)
Доминантный признак – преобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…
Доминирование – простейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность – рецессивность», установленная Г.Менделем.
Изменчивость – общее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).
Кодоминирование – форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллеля (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).
Комплементарность – форма взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.
Локус – место положения гена в хромосоме.
Мендель Грегор (чешский монах) – основоположник генетики.
Морган Томас (американский ученый) – создатель хромосомной теории наследственности.
Наследственность – общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.
Неполное доминирование – случай, когда у гетерозиготного потомка – промежуточный фенотип.
Половые хромосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.
Полимерия – форма взаимодействия генов, при которой один признак определяется несколькими равнозначными парами генов.
Рецессивный признак – подавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,…
Фенотип – сумма внешних и внутренних признаков организма.
Эпистаз – форма взаимодействия генов, при которой один ген подавляет действие другого гена (например, А>В или аа >В).
Список использованной литературы
Багоцкий С.В. Крутые задачи по генетике /журнал Биология для школьников №4 – 2005.
Башурова Т.И. Сказочные задачи по генетике/журнал Биология: 1 сентября № 8 - 2012.
Гуляев Г.В. Задачник по генетике, - М., Колос, 1980.
Жданов Н. В. Решение задач при изучении темы «Генетика популяций». - Киров, пед. инст., 1995.
Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы. –
г. Волгоград, Учитель, 1995.
Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике, - Минск, Народная асвета, 1982.
Краткий сборник генетических задач, - Ижевск, 1993.
Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ Законы Менделя, - М., 1981.
Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. - Пермь, мед. инст. 1986.
Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М., 1981.
Орлова Н. Н. «.Малый практикум по общей генетике /сборник задач. - Изд. МГУ, 1985.
Сборник задач по биологии/ учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст. - Киров, 1998.
Соколовская Б. Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. - М., 1981.
Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ /журнал Биология для школьников №2 – 2003.
Щеглов Н. И. Сборник задач и упражнений по генетике. - МП Экоинвест, 1991.
http://www.ege.edu.ru/
http://www.fipi.ru/