Файл: Сборник задач для учеников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ААвв 2. ааВВ 3. ааВв 4. ААВВ

  1. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

1. аа 2. ааВВ 3. ВВ 4. аВ

  1. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы

1. Ав, вв 2. Ав, ав 3. Аа, АА 4. Аа, вв

  1. Какой генотип будет иметь потомство в F1при скрещивании растений томатов с генотипами ААвв и ааВВ?

1. ааВв 2. АаВв 3. АаВВ 4. Аавв

  1. Какова вероятность рождения высоких детей (рецессивный признак) у гетерозиготных родителей низкого роста

1. 0% 2. 25% 3. 50% 4. 75%

  1. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление по фенотипу в соотношении

1. 3 : 1 2. 9 : 3 : 3 : 1 3. 1 : 1 4. 1 : 2 : 1

  1. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1. 25% 2. 50% 3. 75% 4. 100%

  1. Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей АаВв (признаки наследуются независимо друг от друга)?

1. 1:1:1:1 2. 1:1 3. 3:1 4. 1:2:1

  1. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

1. 100% белых

2. 25% белых и 75% черных

3. 50% белых и 50% черных

4. 75% белых и 25% черных

  1. При скрещивании дрозофил с длинными крыльями (доминантный признак) получены длиннокрылые и короткокрылые потомки в соотношении 3 : 1. Каковы генотипы родителей?

1. вв и Вв 2. ВВ и вв 3.Вв и Вв 4. ВВ и ВВ

  1. Определите генотипы родительских растений гороха, если при скрещивании образовалось50% растений с желтыми и 50% с зелеными семенами (рецессивный признак)

1. АА и аа 2. Аа и Аа 3. АА и Аа 4. Аа и аа

  1. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей?


1. АА х аа 2. Аа х АА 3. Аа х Аа 4. АА х АА

  1. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1. 44 аутосомы + ХХ

2. 23 аутосомы +X

3. 44 аутосомы + XY

4. 23 аутосомы + Y

  1. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальтонизм – сцепленный с полом рецессивный ген. Определите генотип кареглазой (доминантный признак) женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой голубоглазый дальтоник

1. АА ХDХD2. Аа ХdХd3. Аа ХDХd4. аа ХDХd

  1. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины – альбиноса, гемофилика.

1. АаХHYили ААХHY2. АаХHХHили АА ХHХH

3. ааХhY4. ааХhХh

  1. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей?

1. ХHХhи ХhУ 2. ХHХhи ХHУ

3. ХHХHи ХHУ 4. ХhХhи ХHУ

Часть С.

1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова

вероятность рождения детей с этой аномалией

2.

При скрещивании двух сортов томата скрасными

шаровидными и желтыми грушевидными плодами

в первом поколении все плоды шаровидные,

красные. Определите генотипы родителей,

гибридов первого поколения, соотношение

фенотипов второго поколения.

3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.


4.

При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Определите

генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки

5. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

6. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

Краткий словарь генетических терминов


  1. Альтернативные признаки – контрастные признаки (Например: карие глаза – голубые глаза,

среди них встречаются и противоположные признаки :

высокий рост – низкий рост).

  1. Аллели (аллельные гены) – гены, определяющие развитие альтернативных признаков.

  2. Аутосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

  3. Взаимодействие генов – взаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.

  4. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.

  5. Генотип – сумма генов, полученная организмом от родителей.

  6. Гетерозигота («гетеро»=»разный»)организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)

  1. Гибридное поколение – поколение, полученное от родителей с разными признаками.

  2. Гибрид – один организм из гибридного поколения.

  3. Гомозигота («гомо» = «одинаковый») – организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА или аа)

  4. Доминантный признак – преобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…

  5. Доминирование – простейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность – рецессивность», установленная Г.Менделем.

  6. Изменчивость – общее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).

  7. Кодоминирование – форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллеля (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).

  8. Комплементарность – форма взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.

  9. Локус – место положения гена в хромосоме.

  10. Мендель Грегор (чешский монах) – основоположник генетики.

  11. Морган Томас (американский ученый) – создатель хромосомной теории наследственности.

  12. Наследственность – общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.

  13. Неполное доминирование – случай, когда у гетерозиготного потомка – промежуточный фенотип.

  14. Половые хромосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.

  15. Полимерия – форма взаимодействия генов, при которой один признак определяется несколькими равнозначными парами генов.

  16. Рецессивный признак – подавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,…


  1. Фенотип – сумма внешних и внутренних признаков организма.

  2. Эпистаз – форма взаимодействия генов, при которой один ген подавляет действие другого гена (например, А>В или аа >В).

Список использованной литературы

  • Багоцкий С.В. Крутые задачи по генетике /журнал Биология для школьников №4 – 2005.

  • Башурова Т.И. Сказочные задачи по генетике/журнал Биология: 1 сентября № 8 - 2012.

  • Гуляев Г.В. Задачник по генетике, - М., Колос, 1980.

  • Жданов Н. В. Решение задач при изучении темы «Генетика популяций». - Киров, пед. инст., 1995.

  • Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы. –

г. Волгоград, Учитель, 1995.

  • Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике, - Минск, Народная асвета, 1982.

  • Краткий сборник генетических задач, - Ижевск, 1993.

  • Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ Законы Менделя, - М., 1981.

  • Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. - Пермь, мед. инст. 1986.

  • Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М., 1981.

  • Орлова Н. Н. «.Малый практикум по общей генетике /сборник задач. - Изд. МГУ, 1985.

  • Сборник задач по биологии/ учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст. - Киров, 1998.

  • Соколовская Б. Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. - М., 1981.

  • Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ /журнал Биология для школьников №2 – 2003.

  • Щеглов Н. И. Сборник задач и упражнений по генетике. - МП Экоинвест, 1991.

  • http://www.ege.edu.ru/

  • http://www.fipi.ru/