Файл: Словарь Введ в педагогику (печать).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. [Сластенин В.А.]

Педагогический процесс -специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое мастерство - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность осуществления педагогического процесса. [Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие]

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Подростковый, отроческий, средний школьный возраст от 10-11 до 14-15 лет – переходный этап от детского состояния к взрослому, это новый качественный этап в становлении человека.

Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самоосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники, одноклассники, товарищеская компания.

Предмет исследования - конкретный факт, явление исследования педагогической деятельности. [Сластенин В.А. «Общая педагогика» ч. I]

Предмет исследования – наиболее значимые стороны, свойства и особенности объекта исследования. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Проектировочная и конструктивная деятельность - процесс принятия педагогических решений по организации педагогического процесса а условиях системы ограничений и предписаний.


На этапе проектирования и конструирования педагогического процесса педагог принимает самостоятельное решение по конструированию содержания, т.е. что подобрать для предъявления школьникам и в какой форме представить в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, осуществимый влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. [«Педагогика» под ред. Л.П. Крившенко]

Раннее детство или дошкольный возраст от 3 до 6 лет – период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру.

Это время перехода из младенчества в детство. После трех лет дети постепенно становятся «коллективистами» - вместе играют, сюжетно-содержательно разговаривают друг с другом. Ведущая деятельность – игра, тип мышления – наглядно-образный, способны удерживать внимание в течение 10-15 минут, референтные лица – родители, воспитатели.

Раннее младенчество от рождения до 1 года – характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации.

Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, со второго месяца до года – период грудного возраста. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раз (в среднем от 3- 3,5 до 11-12 кг.). Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, первоначальные приемы личной гигиены.

Ранний юношеский (старший школьный) от 15 до 18 лет – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности.

Характерна способность предвидеть результаты своих поступков. Движущей силой развития является противоречие между повышением уровня требований, которые предъявляет к нему общество и уровнем его психического и социального развития. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.


Рационализм (от латин. ratio - разум) – философское течение, признающее разум основой познания, источником опыта и поведения людей.

В противопоставление схоластике (тип религиозной философии: теолого-догматический подход, формально-логические связи) и сенсуализму (чувственность – главная форма достоверного познания), рационалисты исходили из идеи естественного порядка. Главное – научить человека мыслить, следовательно, основными предметами считали математику, языки. Сторонники классического рационализма 17-18 веков – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Ребенок как объект педагогического процесса подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему опыт и информацию, вводится в реально существующую социальную систему.

Ребенок как субъект педагогического процесса - развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами, характеризуется личной активностью, возможностью ставить перед собой цели, осуществлять самовоспитание, самосовершенствование, с учетом возрастного и индивидуального проявления.

Рейтинг - метод педагогического исследования, состоящий в оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). [Бабанский Ю.К.]

Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерации отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий.

Реферирование - метод работы с литературой характеризующийся сжатым изложением основного содержания работы.

Системный подход предполагает рассмотрение объектов, явлений, процессов как относительно самостоятельную целостность определенным образом связанных между собой элементов, обладающую такими свойствами, которые не присущи каждому элементу в отдельности.

Собственно детство (младший школьный возраст) от 6(7) до 10 лет – этап формирования основ нравственного поведения, полной психо-физиологической, нравственно-волевой готовности к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению.

Происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формирование общественной направленности личности, завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.


Собственно младенчество от 1 года до 3 лет – это период накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

Социализация - процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. [Мудрик А.В. «Социализация и «смутное время»]

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. [А.В. Петровский]

Среда - комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека: географическая среда, социальная, экономическая…

Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое отражение в дальнейшем поведении и деятельности. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Теория - форма организации научных знаний с целостным представлением о закономерностях и существенных связях действительности её объекта (в педагогике, например, - теория обучения, теория воспитания и др.).

Теория – описание и объяснение, система основных идей в какой-либо области познания, объединенных общим принципом научных положений, возникающая на базе широко подтвержденных гипотез. [Полонский В.М. Словари по образованию и педагогике]

Уровни методологии:

Отмечается три уровня методологии – общий, частный и конкретный.

В структуре методологического знания выделяют, как правило, три уровня: философский или общенаучный, конкретно-научный и технологический.

В.А. Сластенин, выделяя первый - философский (общенаучный) уровень методологии как высший, замечает, что "в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм".

Второй уровень - частный (системный, личностный, деятельностный подходы).


Третий уровень - конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Учитель (педагог, преподаватель, мастер, наставник) - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. [Подласый И.П. «Педагогика»]

Формирование - результат развития личности. Означает её становление, приобретение совокупности устойчивых качеств на определенном этапе развития, относительно устойчивый фиксированный результат.

Формирование (личности) – процесс и результат развития личности под влиянием наследственности, среды и воспитания (внешних и внутренних усилий). [Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике]

Цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Человек - биосоциальное существо, субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства.

Экскурсия - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и т.д. (Педагогический энциклопедический словарь)

Эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Эмпиризм (греч.empeiria - опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Противостоит рационализму. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж.Беркли, Юм, Мах). Материалистический эмпиризм признает источником чувственного опыта объективно существующий внешний мир (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк). Эмпирики считали, что главное вооружить человека знаниями, следовательно, главное изучить естественные науки: географию, биологию, химию, физику.