ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Для того чтобы дать оценку ситуации по управлению кадрами и оценить уровень сложности рабочих отношений, ожиданий коллектива от кадровой службы и руководства предприятия, выявить основные потребности в переменах, мы провели изучение мнений работников отдельного подразделения, а параллельно сравнивали результаты анкетирования с собственными визуальными впечатлениями. Практика изучения мнений рабочего коллектива базировалась на анкетах и частичном интервьюировании.
Интервьюирование проводилось в неформальной обстановке с работниками различного уровня (высшего, среднего и низового) и профессий. В процессе изучения мнений работников нами был выявлен ряд существенных недостатков в работе руководства кадровой службы на предприятии. Просчеты в оперативной и стратегической деятельности мы сформулируем в следующих вопросах: почему кадровая служба, состоящая из достаточно квалифицированных специалистов и хорошо укомплектованная, не пытается расширить информационное поле о работниках, а те сведения и информация, что имеются в настоящий момент в распоряжении руководителей, носит очень обобщенный характер; почему на предприятии отсутствует отлаженная система управления информацией о кадрах?
В итоге управление кадрами только по информационным параметрам общего характера не позволяет разобраться и решить проблему готовности к переменам в управлении человеческими ресурсами на предприятии работниками кадровой службы (даже самыми квалифицированными и инициативными).
Такая практика проявляется в следующих ошибках и просчетах в деятельности:
-
функция маркетинга персонала сводится к общему изучению рынка труда и мало кого к чему-то обязывает;
-
развитие персонала «закрывается» сотнями формально подготовленных и повысивших свою профессиональную квалификацию работников;
-
социальным развитием в кадровой службе занимается один специалист в должности техника;
-
профадаптация персонала реализуется «попутно», без достаточного организационно-методического обеспечения;
-
о формировании корпоративной культуры и имиджа предприятия у работников кадровой и других служб нет четкого представления.
Кроме того, необходимо решить, возможно ли кадровую службу предприятия при традиционной системе управления подвести за счет различных мер к эталонной или одной из современных моделей управления изменениями во внешней среде — ее организационную структуру, культуру и обучающую стратегию управления человеческими ресурсами.
Исследование показало, что нормативная документация по вышеприведенным категориям полностью отсутствуют. Работники кадровой службы по данным вопросам ссылаются исключительно на типовую систему менеджмента качества (СМК). Такая ситуация применима и для предприятия в целом — путаются понятия «кадровая стратегия» и «политика управления персоналом», а о корпоративной культуре сотрудники имеют представление как «о системе поднятия настроения работника».
В целом в исследовании можно выявить очень наглядную тенденцию противостояния сотрудников кадровой службы и руководства предприятия изменениям, диктуемым внешней средой. Вся работа строится вокруг СМК, которая, если изучить ее внимательнее, работает далеко не на максимуме своих возможностей. Это связано с недоосознанием руководством предприятия ее значения и нежеланием разрабатывать такие серьезные документы и программы самостоятельно.
Влияние СМК ощущается в деятельности всего предприятия и в деятельности кадровой службы, только в формировании внешнего слоя культуры. Система пронизывает производственно-управленческие процессы, являясь прежде всего организационным механизмом реализации одной из важнейших задач предприятия — обеспечения высокого качества продукции.
Поэтому мы не являемся сторонниками главной цели СМК на предприятии — получение прибыли. Прибыль во многом определяется затратами на производство и реализацию, а необходимые затраты на заводе явно недостаточны, доминирует стремление к всемерной экономии и получению на ее основе прибыли. Также выделим и основные задачи СМК на предприятии: это общие, никого ни к чему не обязывающие выражения, вытекающие из представлений о рациональном функционировании любой системы: совершенствование, результативность, анализ. Положительным моментом является обращение внимания на персонал, его компетентность, хотя оно только продекларировано.
Анализ деятельности кадровой службы должен «выходить» на развитие способностей к постоянному совершенствованию и необходимостью управлять переменами. Персонал предприятия к работе и созиданию в таких условиях оказался просто неготовым.
Проявляется такое «негибкое» поведение в стратегии управления персоналом в следующем:
-
поиск и отбор сотрудников на предприятие проводиться не в соответствии со стратегией управления персоналом или кадровой политикой, а по факту возникновения «горящей» вакансии;
-
отбор из соискателей работы по предлагаемой должности производится формально, по мало кому понятным критериям компетентности;
-
руководство регулярно упускает из вида оценку личностно-психологических качеств работника;
-
существующая система тестирования кандидатов при приеме на работу неэффективна;
-
приказы о приеме работника на работу загромождены визами всех служб, что затрудняет процесс их согласования;
-
социализация и профадаптация персонала как основные направления закрепления кадров (особенно новых) на заводе в явном виде не присутствуют и т. д.
Реальная ситуация на предприятии следующая: большинство тех, кто находится на управленческих должностях, подготовлены как профессиональные менеджеры, но не как лидеры. А это является главной проблемой при адаптации к изменениям во внешней среде.
Таким образом, в результате процесса анализа функционирования кадровой службы предприятия мы выявили наличие большого количества проблем:
-
невозможность внедрения необходимых улучшений инициативными сотрудниками кадровой службы в организацию процесса работы из-за бюрократизации и «закостенелости» высшего руководящего звена;
-
отсутствие в управлении кадровой службой людей «реформаторского» типа;
-
отсутствие кадровой стратегии;
-
отсутствие «пропаганды» перемен и нового видения сотрудниками дальнейших перспектив;
-
равнодушные отношения в коллективе к успехам коллег;
-
боязнь, что первые результаты преобразований и нововведений будут негативными.
Названные проблемы указывают на необходимость внедрения на предприятии наиболее адекватной для описанной ситуации обучающей модели стратегии.
Поэтапное внедрение стратегической модели Встраивание обучающей модели стратегии в процесс стратегического планирования и управления, следуя логике «кривой обучения», должно проходить постепенно, по этапам. На первом этапе вырабатывается концепция, и на ее основе — общая корпоративная стратегия, имеющая экономическое содержание [7]. В ее составе будет присутствовать портфельная стратегия и конкурентная стратегия. Портфельная раскроет будущий продуктовый набор с сопровождающими характеристиками: границы рынка, потребители, технологии, вектор роста, конкурентное преимущество, синергизм, стратегическая гибкость. Конкурентная стратегия определит скорость роста, дифференциацию рынка, дифференциацию товаров и факторы успеха в каждом направлении, а также будущую конкурентную позицию предприятия.
С точки зрения обучающей модели на первом этапе будут достигнуты следующие результаты:
-
формируется представление о стратегии предприятия и технологии ее разработки;
-
с помощью оценочно-обучающих методов и моделей диагностируются «стратегические» способности каждого участника, его будущее поведение;
-
диагностика позволяет выработать и применить методы управления изменениями и преодоления возможного им сопротивления;
-
в результате формируется работоспособный коллектив (группы), способный предлагать и внедрять стратегические изменения;
-
повышается потенциал и гибкость предприятия за счет нахождения новых внешних (потребителей, рынков) и внутренних возможностей;
-
происходит перераспределение ресурсов и усилий на наиболее привлекательные производственно-товарные направления;
-
повышается качество принятия управленческих решений, что ведет к снижению проблем в работе предприятия;
-
весь производственно-управленческий коллектив сплачивается на выполнение стратегических целей и задач;
-
постепенно вырабатывается стратегическое мышление, соответствующая корпоративная культура;
-
повышается имидж и привлекательность предприятия;
-
предприятие достигает желаемого состояния, растут экономические и финансовые показатели.
На втором этапе предполагается расширить «стратегическую» деятельность предприятия до разработки стратегического плана, основное содержание которого дано нами ранее. При этом в стратегию управления персоналом «встраи ваются» наиболее значимые элементы обучающей модели так, как показано нами в пункте 2. Стратегическая модель по-прежнему носит экономический характер, но с элементами обучающей модели стратегии. На наш взгляд, эта модель может получить самое широкое распространение в практике работы российских предприятий в ближайшее десятилетие. Об этом можно судить по рассмотренному нами предприятию, где уровень общего менеджмента относительно развит, но знание стратегической модели сравнимо со «здравым смыслом». Стратегия управления персоналом занимает подчиненное положение по отношению к общей корпоративной стратегии.
Результаты этапа с позиций теории обучения ожидаются следующие:
-
формируются навыки разработки стратегии по основным аспектам деятельности предприятия: производство, техническая база, персонал, финансы, маркетинг, инновации, социальное развитие и др.;
-
происходит интеграция и согласование этих аспектов на уровне стратегических решений, в группах, командах;
-
появляется организационно-управленческий механизм систематизированного, периодического пересмотра и корректировки стратегий;
-
стратегическое мышление становится устойчивой, необратимой формой мотивации и действий персонала;
-
в процесс стратегического управления вовлекаются функциональные группы управленческого персонала;
-
происходят дальнейшие позитивные изменения в культуре, имидже, привлекательности предприятия, его потенциала и финансово-экономических результатах;
-
создаются условия для внедрения наиболее прогрессивной и эффективной обучающей стратегической модели.
На третьем этапе происходит завершение создания стратегической модели на базе теории обучения и компетенции.
Стратегия управления персоналом принимает завершающий характер и становится определяющей (доминирующей) стратегией предприятия — общей корпоративной стратегией. Экономическое содержание стратегии меняется на организационно-управленческое. Такая модель может быть наиболее успешной для государственных или смешанных предприятий, или частных, но со значительной долей государственного или внешнего регулирования: наличие государственных заказов, участие в крупном холдинге... Названные формы существенно ограничивают выбор товарных направлений (при обычной экономической стратегии), и предприятие вынуждено сменить содержание стратегии с экономического на организационно-управленческое. Такие условия характерны и для нашего исследуемого предприятия. Для предприятий описанного типа эта модель, видимо, будет завершающей, а развитие пойдет по пути ее усовершенствования.
Результаты внедрения модели предполагаются следующие:
-
меняется направленность стратегических решений и их объектов с производственно-экономической сферы на сферу управления персоналом;
-
экономические цели меняются на цели достижения нужной компетенции персонала;
-
залогом успеха и развития компетенций становится непрерывное двухуровневое обучение работников всех категорий;
-
постоянно нарабатывается стратегический опыт и совершенствуется стратегическое планирование;
-
предприятие принимает все более рискованные, но обоснованные и эффективные решения;
-
для повышения гибкости и удовлетворения потребностей развития постоянно имеется набор «запасных» вариантов диверсификации и развития;
-
центр внимания руководства и управления перемещается с анализа внешней среды на поиск внутренних возможностей развития и использования компетенции персонала;
-
снижаются контрольные функции и соответствующие затраты, так как их эффективность контролирует сама система управления;
-
внешние проблемы с конкурентами, клиентами и поставщиками сводятся к минимуму за счет авторитета предприятия и реального управления своим окружением;
-
одновременно снижаются многие внутренние производственные, технические, финансовые, социальные и другие проблемы за счет более качественного исполнения функций;
-
усиливается роль творческих проблем «человеческого» характера: развитие творчества, мотивация труда, принятие трудовых решений, оппонирование вариантов, отбор и экспертиза идей, межличностные отношения и т. д.;
-
каждый работник трудится «в удовольствие», получая достойное вознаграждение;
-
достигается оптимальная экономическая эффективность;
-
предприятие становится центром компетенции, обмена и распространения опыта.
Завершая хронологию моделей стратегического управления, следует назвать и последнюю, более высокого уровня модель инновационного типа. Условия применения и технология ее разработки кратко описаны нами в [7]. Краткий литературный обзор подходов к управлению персоналом организации выявил многообразие и в основном несовершенство этих методик в свете наиболее распространенных взглядов на стратегические процессы.
Среди последних наибольшее внимание исследователей привлекает «обучающая модель стратегии», наиболее близко примыкающая к объекту исследования — персоналу организации. Однако отсутствие материала о возможной формализации процесса обучения выдвигает задачу интеграции обучающей модели в более формализованный процесс стратегического анализа, по методике И. Ансоффа. В работе показаны возможности этой интеграции преимущественно на стадии внедрения и реализации стратегии. Описанные в дальнейшем выводы и рекомендации практического исследования, выполненные авторами на одном из «серьезных» предприятий г. Кирова, позволили авторам предпочесть поэтапный процесс внедрения интегрированной модели на предприятии. Эти предпочтения могут быть распространены, на наш взгляд, на многие российские предприятия.