ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 459
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Естественные и гуманитарные науки
1. Наука – это способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности.
2.1. Структурные уровни организации материи
2.3. Пространство, время, теория относительности
2.4. Мегамир. Космология и космогония
2.5. Положения и принципы квантовой механики
3. Порядок и беспорядок в природе
4.1. Этапы развития химического знания. Основные понятия
Современный вариант длинной формы периодической системы химических элементов
4.2. Реакционная способность веществ
5. Биологический уровень организации материи
5.1. Иерархия структурных уровней живой материи
Оценки потерь биологического разнообразия за последние четыре века
5.2. Молекулярный уровень организации живого
Примеры кодирования аминокислот кодонами днк
Важнейшие химические элементы клетки
Сравнение клеток растений и животных
Некоторые доминантные и рецессивные признаки человека
5.5. Теория эволюции органического мира
5.6. Происхождение и сущность жизни
6.4. Физиология человека, здоровье, творчество, эмоции
П. Н. Белкин, с. Ю. Шадрин
СПРАВОЧНИК
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Кострома
2008
УДК 5
ББК 20
Рецензенты: кафедра;
доктор биологических наук, профессор В. П. Лебедев (Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова)
Белкин П. Н., Шадрин С. Ю. Справочник по дисциплине «Концепции современного естествознания».
Предлагаемый справочник представляет собой дополнительное учебное пособие для подготовки студентов к интернет-экзамену по дисциплине «Концепции современного естествознания». Содержание справочника соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по указанной дисциплине для студентов гуманитарных и экономических специальностей. Приводятся определения используемых в курсе терминов, основных законов природы, а также краткие сведения об основных объектах микромира, макромира и мегамира, в том числе о живых системах и человеческом обществе.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, и всех интересующихся данной проблематикой.
ISBN
|
2008 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………. |
|
|
|
1. НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ |
|
1.1. Естественные и гуманитарные науки..…………….… |
|
1.2. Научный метод .…………………………….. |
|
1.3. История естествознания ..…………………. |
|
|
|
2. ФИЗИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИРА |
|
2.1. Структурные уровни организации материи …………………. |
|
2.2. Классическая физика ……………………………………... |
|
2.3. Пространство, время, теория относительности ………… |
|
2.4. Мегамир. Космология и космогония.…………………… |
|
2.5. Положения и принципы квантовой механики……... |
|
|
|
3. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК В ПРИРОДЕ. |
|
|
|
4. КОНЦЕПЦИИ ХИМИИ И ГЕОЛОГИИ |
|
4.1. Этапы развития химического знания. Основные понятия |
|
4.2. Реакционная способность веществ |
|
4.3. Строение и эволюция Земли |
|
|
|
5. БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ |
|
5.1. Иерархия структурных уровней живой материи |
|
5.2. Молекулярный уровень организации живого |
|
5.3. Клеточная теория |
|
5.4. Генетика |
|
5.5. Теория эволюции органического мира |
|
5.6. Происхождение и сущность жизни |
|
|
|
6. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА |
|
6.1. Экосистемы |
|
6.2. Биосфера |
|
6.3. Антропогенез |
|
6.4. Физиология человека, здоровье, творчество, эмоции |
|
6.5. Современные экологические проблемы |
|
|
|
СПИСОК ЛитературЫ ………………………………………………… |
|
Введение
Справочник подготовлен в соответствии с «Требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста» по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» в государственных образовательных стандартах для гуманитарных специальностей, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основной целью справочного пособия является систематизация сведений, необходимых для подготовки студентов различных специальностей к интернет-экзамену по дисциплинам «Концепции современного естествознания» и «Экология». В пособии охвачен широкий круг вопросов из различных отраслей знания, которые должны освоить студенты для успешно выполнения компьютерного тестирования.
В справочнике используется традиционный порядок изложения материала, принятый в большинстве учебников по естествознанию. В первом разделе «Наука в контексте культуры» излагаются основные понятия и категории, необходимые для понимания и удобства восприятия последующих разделов. Даны основные различия естественнонаучной и гуманитарной культур, необходимые термины и закономерности научного познания. История науки излагается как последовательность различных этапов с характерными идеологическими пристрастиями, общепринятыми идеалами и научными картинами мира. Центральным вопросом в истории человеческого знания являются научные революции, которые приводили к смене господствующих парадигм, появлению новой научной картины мира, включая изменения в самих нормах и идеалах научности. Объекты природы и законы их существования и развития размещаются в порядке возрастания сложности. От физических тел к живым существам, далее к биосфере и человеческому обществу. Этот же принцип использован в последовательности изложения достижений конкретных наук. Во втором разделе «Физические концепции мира» кратко изложены основные, предусмотренные стандартом, законы классической, релятивистской и квантовой физики. Там же приводятся необходимые сведения об объектах микромира и мегамира.
Современная эволюционно-синергетическая парадигма, представляющая собой единый методологический стержень курса, представлена в третьем разделе «Порядок и беспорядок в природе». Там содержатся краткие сведения о принципах синергетики и теории самоорганизации, приводятся расширенное второе начало термодинамики, понятия бифуркации, простейшего контура управления с обратными связями, гомеостатического диапазона. Такой порядок изложения дает возможность использовать основные понятия синергетики с самого начала изучения объектов и законов биологии. Четвертый раздел «Концепции химии и геологии» посвящён наиболее существенным понятиям и законам химии, приводится стандартная схема развития химического знания от строения вещества до сложных реакций эволюционной химии. В этом же разделе даны сведения о строении Земли и геосферных оболочек. Пятый раздел «Биологический уровень организации материи» содержит основные исходные представления о биологических формах материального мира. В нем рассмотрены вопросы происхождения жизни, свойства и структурные уровни живого, основы клеточной теории и организма. Здесь приводятся базовые понятия на молекулярном, клеточном и организменном уровнях, необходимые при углубленном изучении биологической эволюции, взаимодействия популяций в экосистемах и др. Этим вопросам посвящен шестой раздел «Человек и природа». Там же даны сведения о психологии человека, его роли в преобразовании биосферы и проблемы выживания человечества, порожденные антропогенной нагрузкой на природу. Раздел завершается эколого-нравственным императивом как основным стержнем воспитания и образования человека с приоритетом духовных ценностей перед материальными.
1. Наука в контексте культуры
1.1. Естественные и гуманитарные науки
1. Наука – это способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности.
2. Науковедение – это знание науки о себе самой.
3. Наука и религия – части единой культуры человечества. В науке, в отличие от религии, предвидение, вера, опора на чувства, менее значимы, чем разум.
4. Естествознание – это совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое. Объект исследования материален.
5. Физика – это наука о телах, их движении, превращениях и формах проявления на различных уровнях.
6. Механика – важнейший раздел физики, исторически первая физическая наука.
7. Химия – это наука о химических элементах и соединениях, их свойствах, превращениях; наука о количественном и качественном составе вещества.
8. Биология – это наука о живой природе, о закономерностях органического мира.
9. Иерархическая лестница естественных наук, где каждая ступень является фундаментом для следующей науки: физика, химия, биология, геология, космология.
10. Математика – это наука о количественных закономерностях, формальный язык естествознания.
11. Космология – наука о Вселенной в целом, ее свойствах, структуре, эволюции.
12. Основу методологии естественных наук составляют экспериментальные методы.
13. Объект исследования гуманитарных наук – жизнь общества – больше идеальный, чем материальный.
14. Естественные науки характеризуются упором на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов, а в гуманитарных преобладают качественные оценки, включающие генерализацию (обобщение).
15. Истины в естественных науках доказываются. Объяснение одинаково и общезначимо, сохраняется идеологический нейтралитет. Влияние ценностей неявно и малозаметно, роль субъекта невелика.
16. В гуманитарных науках истины истолковываются, интерпретируются: мера понимания (ведущей функции) не может быть одинаковой, влияние ценностей существенно. Роль субъекта значительна, проблема истинности решается в зависимости от оценки полезности знания познающим или потребляющим субъектом.
17. Естественные и гуманитарные науки имеют общую методологию познания, основанную на идеях эволюции, системности и самоорганизации.