Файл: уголовный процесс программа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины (модуля)

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

Тематический план

Содержание дисциплины

Тема 1. Понятие и сущность уголовного процесса

Тема 2. Принципы уголовного судопроизводства

Тема 3. Субъекты и иные участники уголовного процесса

Тема 4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе

Тема 5. Меры уголовно-процессуального принуждения

Тема 6. Разрешение ходатайств, процессуальные сроки и процессуальные издержки

Тема 7. Судебный контроль в досудебном производстве

Модуль 2. Досудебное производство

Тема 8. Возбуждение уголовного дела

Тема 9. Понятие, формы и общие условия предварительного расследования

Тема 10. Следственные и иные процессуальные действия

Тема 11. Привлечение в качестве обвиняемого

Тема12. Приостановление и возобновление предварительного следствия

Тема13.Окончание предварительного следствия

Тема 14. Особенности производства дознания

Модуль 3. Судебное производство. Особый порядок уголовного судопроизводства. Основы уголовного процесса зарубежных стран.

Тема 15. Подсудность уголовных дел. Назначение и подготовка судебного заседания. Общие условия судебного разбирательства

Тема 16. Порядок судебного разбирательства. Приговор

Тема 17. Особый порядок судебного разбирательства при согласии подсудимого с предъявленным обвинением и при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

Тема 18.Особенности производства у мирового судьи

Тема 19. Особенности производства в суде присяжных

Тема 20. Производство в суде второй инстанции (апелляционное производство)

Тема 21. Исполнение судебных решений

Тема 22. Пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу (кассационное и надзорное производства)

Тема 23. Возобновление дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

Тема 24. Особенности производства по делам в отношении несовершеннолетних

Тема 25. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера

Тема 26. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Тема 28. Взаимодействие правоохранительных органов и суда с соответствующими органами других государств по уголовным делам

Тема 29. Общая характеристика уголовного процесса зарубежных государств

Содержание самостоятельной работы студентов

Образовательные технологии

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы по итоговому контролю – экзамен (5 семестр)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) литература

Нормативные правовые акты

Учебная литература и комментарии

Шалумова н.Э. Конституционное право на реабилитацию: основные понятия // Вестник кгу им. Н.А. Некрасова. – 2006. – № 5.

Шалумова н.Э. Применение законодательных норм о частичной реабилитации // Уголовный процесс. – 2007. – № 4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова»

Утверждена

на заседании кафедры судебной и

правоохранительной деятельности

юридического факультета

« 21» сентября 2013 г.

протокол № 1

Программа дисциплины (модуля)

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Направление подготовки: 030900.62 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»

Разработана

в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

г. Кострома 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Курс «Уголовно-процессуальное право» относится к профессиональному циклу, его базовой части. Курс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке бакалавра по направлению «030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ».

Главная цель курса – выработка у студентов системы знаний об основных положениях уголовного процесса как отрасли правовой науки, подготовка их к практической юридической деятельности в области процессуальной процедуры уголовного судопроизводства России и международного опыта борьбы с преступностью и сотрудничества между государствами и их правоохранительными органами в данной сфере, с обращением особого внимания на проблемы осуществления уголовной политики в современном демократическом правовом государстве, вопросы охраны прав личности и обеспечения интересов общества и государства при возбуждении и расследовании уголовных дел, их судебном разрешении и исполнении принятых судом решений ,формирование у студентов уважения к процессуальной форме, правам и законным интересам участников уголовного процесса, убежденности в необходимости строгого и неуклонного исполнения Конституции Российской Федерации, законов и основанных на них подзаконных актов.


К задачам курса «Уголовно-процессуальное право» относятся

- усвоение студентами законодательства, определяющего как общие положения уголовного процесса, его задачи и цели, так и порядок производства по уголовному делу и связанную с этим деятельность суда (судьи), прокурора, органов предварительного расследования.

- обучение студентов всесторонним представлениям об общих правилах и требованиях уголовного судопроизводства демократического государства, особенностях их реализации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, формах и методах международного сотрудничества в борьбы с преступностью;

- получение ими глубоких знаний важнейших положений международно-правовых актов, уголовно-процессуального законодательства России, решений Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, содержащих толкование наиболее сложных уголовно-процессуальных норм;

- выработка у студентов способности к анализу и толкованию положений науки и законодательства, учету и использованию в правоприменительной деятельности материалов следственной судебной практики, навыков самостоятельного применения уголовно-процессуальных норм, производства процессуальных действий, принятия решений и их оформления во всех стадиях уголовного процесса

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • знать основные понятия, предмет и систему дисциплины, законодательство и иные правовые акты, регламентирующие уголовно-процессуальные отношения, методы их регулирования, правила действия уголовно-процессуального закона во времени и в пространстве;

  • уметь анализировать законодательство, определяющее направления и методы реализации уголовной политики государства, международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью; основные этапы развития российского уголовно-процессуального права;

  • иметь представление о структуре российского уголовного процесса, критериях его деления на этапы и стадии, отличительных признаках, особенностях и содержании каждой стадии, требованиях, предъявляемые к принимаемым на каждой стадии процессуальным решениям;

  • понимать содержание и виды уголовно-процессуальных отношений; роль, процессуальное положение, права и обязанности каждого из участников уголовного судопроизводства, принципы их взаимоотношений;

  • усвоить общие условия и специфику проведения всех следственных и судебных действий.


Студент в процессе изучения курса «Уголовно-процессуальное право » овладевает знаниями и навыками практического применения уголовно-процессуальных норм при производстве по уголовному делу на всех стадиях процесса, творческого подхода к решению научных и практических правовых проблем, связанных с расследованием и судебным разрешением уголовных дел;

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

Дисциплина «Уголовно-процессуальное право» относится к профессиональному циклу, его базовой части. Изучение студентами очной формы обучения происходит в 3, 4 и 5 семестрах. Программа «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к данной учебной дисциплине, с изменениями и дополнениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в 2013 году. В основе успешного изучения уголовного процесса лежит систематическая самостоятельная работа студентов над рекомендованной литературой, прослушивание и конспектирование лекций, активное участие в практических занятиях, решение ситуационных задач, участие в деловых учебных играх, коллоквиумах и т.д.

Программа предназначена для оказания помощи студентам в освоении общетеоретических положений дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)», овладении навыками анализа отдельных положений уголовно-процессуального законодательства при принятии процессуальных решений и оценки законности процессуальных документов, а также для творческого осмысления проблем, возникающих в процессуальной деятельности и нахождения путей их разрешения.

Успешное овладение предметом возможно при условии положительного освоения ряда дисциплин изучаемых студентом ранее.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл:

- логика (1 семестр), формирует и систематизирует принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности, навыки логического анализа рассуждений, производимых как в письменной, так и в устной речи;

- ведение в специальность (1 семестр), организующая дисциплина, дает целостное представление о системе подготовки по избранному направлению подготовки, методические установки для дальнейшего освоения профессии, помогает выделить общие и частные задачи обучения.

- риторика (2 семестр), раскрывает закономерности культурных моделей построения прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся системы речевых отношений в обществе;


- философия (4 семестр), раскрывает начало познания основных процессов влияющих на развитие общества, государства и личности.

Профессиональный цикл:

- теория государства и права (1-2 семестры), изучает сущность и генезис права и государства. Как фундаментальная наука и учебная дисциплина является основой для отраслевых юридических дисциплин. Отсюда огромное значение её категорий и понятий, без усвоения которых невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве;

- история отечественного государства и права (1-2 семестры) и история государства и права зарубежных стран (1-2 семестры), раскрывает основные этапы развития государства и права, основные источники права на различных исторических этапах развития российского государства и зарубежных стран;

- конституционное право (2-3 семестры);

- уголовное право (3-6 семестры).

Все указанные знания являются необходимой базой для овладения студентами знаний об основных понятиях, предмете и системе уголовно-процессуального права, понимания содержания и видах уголовно-процессуальных отношений; роли, процессуальном положение, правах и обязанностях участников уголовного судопроизводства.

Кроме того, в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей) обучающиеся должны:

Знать:

- предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

- основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;

- методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

- природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;

- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;


- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;

Уметь:

- применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;

- находить эффективные организационно-управленческие решения;

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

- применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;

- планировать и деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.

Владеть:

- навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

Освоение дисциплины «Уголовно-процессуальное право» выступает связующим звеном между общей теорией права и отраслевыми дисциплинами, разрабатывая на основе теоретических положений пути и средства совершенствования данной отрасли во всех ее проявлениях.

Данная учебная дисциплина должна выступать в качестве базовой методической основы формирования профессиональной компетенции будущего юриста, призвана дать системное целостное представление о юридической профессии, но и показать, чему должен научиться, что именно должен уметь юрист, чтобы достичь успеха в своей профессиональной деятельности.