ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
СИСТЕМА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ СИСТЕМА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Не только низшее, но и высшее «Я» может быть бессознательным. )
З.Фрейд
Пока поступающая извне информация поддерживает уже сложившееся у человека представление о мире и о себе, он живет в согласии с самим собой. Достаточное совпадение идеального представления о себе с реальным определяет душевное благополучие человека. Но вот наметилось существенное расхождение и, как следствие, возникает внутреннее напряжение, побуждающее к изменениям: либо идеального, либо реального представления о себе, либо к попыткам вообще не воспринимать информацию, приводящую к дисбалансу представлений. В последнем случае в процесс вторгается инстанция, способная к созданию защитных механизмов. *
С накоплением жизненного опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения сознания от информации, которая может разрушить его внутреннее равновесие, опирающееся на сложившуюся у него картину мира — система защитных психологических барьеров. Это ограждение, защищающее сознание, обеспечивается специальным образованием — цензурой. Цензура, как страж на посту, инспектирует все поступающее на входы сознания, тщательно контролируя каждое душевное движение и не пропуская опасные сигналы. Поэтому она может рассматриваться как особая форма переработки травмирующей информации. За счет этого она выступает как система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении и (или) сведении к минимуму отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения чувства тревоги или угрызений совести как реакции на критическое рассогласование собственных представлений о мире с новой информацией. Получив неприятную информацию, человек может срочно умалить, ее значимость (по типу: «не очень-то и хотелось»), или изменить (снизить) уровень своих притязаний, вслед за осознанием невозможности их реализации, или исключить из рассмотрения факты, связанные с действиями, которые он не хочет выполнять.
Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, катарсис, сублимация.
ОТРИЦАНИЕ
Он будет отрицать одни факты, искажать / другие, признав лишь некоторые из них, ^^ и все равно будет считать свою позицию логичной и последовательной.
Э.Фромм
Отрицание — это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениям но себе. Защита проявляется в игнорировании потёТГцйально т р е вожной информгГ jj.hh, уклонении от нее. Это к а к"б ыба'р'ьТр', расп о л о ж е н ныйjt^Tm о на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информа,цаю^которая пр^ этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восста_нойлена [9б|. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторое содержание ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания (рис.29).
При отрицании переориентируется внимание^_Его. направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он превен^" тивно~(с опережением) отгораживается от них. Ш^влиянием отри ца ния_мы_стараемся о чем-то не думатьх отогнать мысли_~о<э этом. Когда в чем:то никак нельзя признаться cetfe самому,jro наилучшим выходом остается по возможности не заглядывать ТГэтот страшный и темный угол. Таким образом действует, например, ст'р'ахперед неудачей, когда человек стремится избегать поло-~ жен и й,~~г р оз я щи х, по его мнению, поражением!" ЕсЖ'УклЬнит'ься" полностью" невозможно, поведение может стать па р а до ксаль ны м поскоЖку_внйманиё становится «дырчатым».
Как~йЖёсТно7 в сйтуациях больших катастроф всегда есть определенный процентмтостра д а в ш их, защитная психическая реакция которых выражаетсяв полном „отрицании, казалрсьбы, вполне очевидных событий. Сугцествует много потрясающих описаний столь «странного» поведенияв обст^новке землетрясений, наводнении, изверЗкёний вулканов и т. гк
Обобщенная оценка значимости информации, которая может поступить, ее опасности, производится при предварительном восприятии ситуации и ее грубой эмоциональной оценке как «чего-то нежелательного». Подобная оценка приводит к такой перенастройке внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей обработки. Тогда человек либо отгораживается от новых сведений («есть, но не для
in»
меня»), либо не замечает их, считая, что их нет. Так или иначе, но возникает как бы внутренняя эмиграция. Избегаются темы, ситуации, книги, кинофильмы, подозреваемые в провоцировании у себя нежелательных эмоций.
Например, утверждение «я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию не восприниматься. Вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда, сам того не подозревая, человек подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры. В отличие от других защитных механизмов, отрицание осуществляет селекцию сведений, а не трансформацию их из неприемлемых в приемлемые.
ПОДАВЛЕНИЕ
Часто люди гордятся чистотой совести только потому, что обладают короткой памятью.
л.толстой
При подавлении защита проявляется в блокирован и и непр и я т - ной, нежелГтёльной^йнформации (рис. 30) либо при ее переводе из воспринимающей системы в память^либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действиОШьТгогда^огда тенден1^ия_нежелательного действия достигает определенной силы. В этих условиях соответствующие следьГснабжаются как бы_спё: циальными метками, которыми, за т р у дня ют1Тос ле'ду ющ е е произвольное их вспоминание — блокируют их, хотя информацйя,~мар- кированная таким образом, в памяти сохраняется. Как известно, для закрепления..<у1эдрв.,^дод.го.вр.еме.н.ной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы'. ^Необходимая эмоциональная окраска (оценка) определяет последующую доступность следовГпройзвольному вспоминанйюГКогда человек устраняет мысль о том, что он не хочет илиТ?ё~может сделать, он говорит себёТак: «Не так-то уж и нужно было»,~«Есть вещи поважнее», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку. очс-Си х^.сйХа ь, '
Рис. 29. Решение
внутреннего конфликта «хочу, но не
могу» уклонением от соблазняющей
ситуации. (Из кн.: Бидструп X. Рисунки.
М.,1970.).
Рис. 30. Блокирование
желаемого действия как следствие
побуждений разной направленности. (Из
кн.: Бидструп X. Рисунки. М„ 1970.)
ному вспоминанию и неразрешенные. Поэтому подавление и об- н ару ж и в аетс яв раз ры вн ом?сар а кте р е воспоминаний — из общей картины прошльпс Событий что-то оказывается запрещенным к воспроизведениюГ 1Трйчё\Гне все негативные события 'подавляются вравной мереГЧаще подавляется переживание сексу- альных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против р^щш^дёСи др.
Сведения, подавленные, неразрешенные^ вспоминанию, и со- храняемые в бессознательном, не абсолютно нед^ для со- знания_. Бываюз1мом£нты, когда сознание угадывает гдухую И. невнятную их речь. Как писал Л. Н. Толстой: «Только в самой тай- ной глуби не души своей^ьерговорм^ распущенную жизнь, чтосделалсятаким HepTjor.Oi_Hl.Q_ Дри род а влекла его к этому, а оттого, что он влюблен несчастливо в Ната- шу и подавил в себеэтулюбовь£|198, с. 112].
Поскольку подавление воздействует на информацию, когда она уже продвинулась до^системы памяти/то эта информация успевает обрасти физиологическими (вегетативными) компонентами. Они сохраняются и могут проявляться в обмолвках, описках7'неловк их~ ^движениях, навязчивых состояниях, то есть в разнообразных симптомах. Эти симптомы в символической форме отражают связь меж- ду реальным поведением и подавленной информацией. Если удастся создать условия для осознания причин конфликта,.то он поддается управлению. Его можно ослабить или вовсе нейтрализовать с помощью мыслительной деятельности, направленной на перестройку иерархии личностных ценностей.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
В своих бедствиях люди склонны винить _l судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.
платон
Рационализация — это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое. .и..не.лротиворечащее_обтлктивным О-бешахё^ствам (рис. 31). _При этом неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым~образ6м преобразовывается и, после этого, осознается, но уже в измененном ^иде. Фрейд, на"- ример, по лаг ал, что ко всем желающим отл ож ить л ечение надо относиться с недоверием, да же^ког дамоти в и ров ка отсрочки кажется безупречной, так как обычно истинные причины желаемой отсрочки — это страх, а приводимые резоны — рационализация. Как"видно из этого примера, преобразуется знание о той части реальностй,""которое,"будь оно "осознано, сдёлало'быжизМЕГ'Слти^" , ком трудной и травмирующей. Защита осуществляется с помощью убедительных доводов, для оправдания своих личностно или социально неприемлемых качеств, желаний и действий.
Главная особенность рационализации состоит в попытке пост фактум создать гармонию между желаемым и реальным положе:" нием, и, т^м_самым, предотвратить потерю самоуважения. Так, пассивный говорит, что ёкрЗзлишняя уступчивость — следствие душевно^дади^ат^ти;„агрессивны й"," что," '1ШГсильны1Г человек, дн'н'е'может позволить.никому «сесть себе на1ш^»7а'^авно^ш- ныи, что он В этих случаях"решение,
"ка'к поступить, принимается подсознательно и человек не осозна^
Рис. 31. Превращение
обидной ситуации в другую, похожую на
исходную, но укрепляющую самоуважение.
(Из кн.: Бидструп X. Рисунки. М., 1970.)
;т стоящих за таким решением подлинных сил, но когда поступок :овершен, он берет на себя задачу найти для него оправдание^ [тобы убедить себя и других, что~6н действовал в соответствии реальной ситуацией.
Рационализация может противрречить фактам и законам _ло- ики, jjo jm.He обязательно.' Она может быть рдзулдной-шогяч- ой^В этом случае е£-Иррациональность заключается только том, что объявленный мотив деятельности не является поддкн- ыML HanpHMepf иногда человек утверждает, что его профессио- альная некомпетентность проистекает из физического недомога- чя/. «Избавиться бы от головных болей — я бы сосредоточился 1 работе. В этом случае советы подлечиться, не перегружаться, i ослабиться, очевидно, не помогут, если этот человек потому /I болен, что на службе от него нет никакого толку. I
Осознаваемые (после вторжения рационализации) причины по- дения представляют собой смесь из ложной информации (пред- еждений, предрассудков), то есть трансформированных мотивов, в которую включены островки истины (констатация самого события). Наличие в этой смеси элементов истины придает человеку ложную уверенность", будто истинна и вся смесь. В этой смеси разум пытается навести некий благопристойный порядок, который после изготовления и осознается. Например, не желая признаться себе, что совершил определенные поступки по эгоистическим мотивам, человек так «хорошо» все себе объясняет, что сам начинает верить в «чистоту своих помыслов», или, не имея душевных сил признаться самому себе в том, что потерял хорошую должность по собственной вине, убеждает себя в том, что ушел с работы добровольно. Аналогично ведет себя уязвленный, подавленный страхом получить отказ в общении, человек, когда он, защищаясь, заявляет, что другие ему и не нужны, объявляя, тем самым, что свобода общения воспринимается им как бремя и ответственность.