ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.08.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
В силу разной устойчивости валют, а также разных интересов на практике действуют 3 основных режима валютных курсов:
валюты, которые твердо привязаны к одной или нескольким валютам. Допускается колебание валютного курса ± 1 %. Если национальная валюта привязана к группе валют, то это означает, что выбрана некая «корзина валют» (или используется СДР);
валюты, курс которых может колебаться относительно одной/нескольких валют ± 2,25 %. В эту группу ранее попадал ЭКЮ, что позволяло странам ЕС (Евросоюза) сохранять свои валюты по отношению друг к другу в твердом соотношении, а все вместе они «плавали» по отношению к валютам третьих стран;
валюты с полностью свободно плавающим курсом.
-
(Формы)Этапы интеграционного процесса
Снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле
Сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран
Межгосударственные органы управления не создаются
I. Преференциальное торговое соглашение
II. Зонасвободной торговли
III.Таможенный союз
IV. Общийрынок
V. Экономический союз
Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле
Свобода межстранового движения товаров и услуг
Небольшой межгосударственный секретариат
Единоетарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран
Межгосударственный совет на уровне министров и секретариат
Свобода движения факторов производства
Встречи глав государств, совет министров, секретариат
Гармонизация экономической политики
Межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования
1. Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.
2. Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).
3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. К началу 2008г. будет завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин). Режим свободной торговли уже распространяется на товары, произведенные в странах ЕврАзЭс.
4. Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.
5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).
6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).
Объявления
Группы стран в мировой экономике.
На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем.
Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 185, МВФ – 182, Мировой банк – 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.
По методике ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны следует выделять:
ВВП/ВНП, а также ВВП/ВНП на душу населения;
долю продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП;
уровень образования населения и продолжительности жизни.
По величине ВВП на душу населения страны классифицируются на:
наименее развитые страны (ВВП на душу населения - меньше 400 долл. в год);
развивающиеся страны;
развитые страны.
Для целей экономического анализа ООН делит страны на:
развитые страны (государства с рыночной экономикой);
страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
развивающиеся страны.
Рассмотрим особенности каждой из выделенных подсистем.
Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год (не менее 12 тыс. долл. по ППС), на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.
К группе стран с развитой экономикой МВФ относит прежде всего ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП.
Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия.
В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго-Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-«драконах» и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.
ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА). Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий. Вероятно, что после официального
Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС), 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).
Страны с переходной экономикой.
К этой группе относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.
Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП.
Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.
Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.
Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.
В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.
В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.
Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.
Развивающиеся страны (РС).
В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 182 стран — членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.
Представляют собой периферию мировой экономической системы. Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско- Тихоокеанского региона - АТР (кроме Японии, Австралии, Новой Зеландии, стран-«драконов» Юго-Восточной Азии и азиатских государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии - все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР - все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).
Вся группировка развивающихся стран весьма неоднородна, и, скорее, правильно было бы называть ее странами третьего мира. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские о-ва). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они - экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.