ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.08.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Кафедра управления персоналом
Л.С.ЗЕЛЕНЦОВА, И.П.БОБРЕШОВА, Т.Е. ПОПОВА
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Оренбург 2004
ББК 65.24я7 З48
УДК 331 (07)
Рецензент доктор экономических наук А.П.Тяпухин
Зеленцова Л.С., Бобрешова И.П., Попова Т.Е.
З 48 Экономика и социология труда: Методические указания к изу-
чению дисциплины. Краткий конспект лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. -54с.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика и социология труда» предназначены для студентов заочного обучения экономических специальностей
ББК 65.24я7
Зеленцова Л.С., 2004Бобрешова И.П.., 2004Попова Т.Е., 2004
2
Введение
Актуальность развития дисциплины «Экономика и социология труда» обусловлена поиском новых подходов к управлению трудом персонала предприятий в современных условиях; необходимостью повышения профессионального уровня современных менеджеров, чтобы изменить традиционные системы управления социально-трудовыми отношениями, персоналом и производством, применяя более эффективные формы и методы управления. Проблемы труда затрагивают интересы всех категорий и групп населения в вопросах организации и нормирования труда, его оплаты и других вопросах, рассматриваемых экономикой и социологией труда. Использование труда людей предполагает работу с персоналом, материалом весьма специфическим, капризным, характерным, требующим особого обращения и управления. В настоящее время необходимо уделить особое внимание подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере экономики и социологии труда, готовых к решению сложных проблем управления трудовыми отношениями в отечественной экономике.
3
1 Методические указания к изучению дисциплины
1.1 Внешние требования
1.1.1 Место дисциплины в учебном процессе
Данная дисциплина базируется на естественно-научных и обще профессиональных дисциплинах:
-Экономическая теория (сущность труда и его признаки, трудовые отношения, трудовая деятельность, рынок труда)
-Социология (социальные характеристики и факторы труда, социальные отношения)
-Экономика предприятия (основы развития предприятия, производительность и экономическая эффективность производства, показатели эффективности труда, экономический механизм управления предприятием)
Вместе с тем знания, умения, навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины используются в курсах: «Управление персоналом», «Менеджмент», «Организация труда персонала», «Мотивация трудовой деятельности», «Планирование трудовых показателей».
1.1.2 Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»
Труд как социально – экономическая категория; трудовой потенциал общества, организации, человека; социально – трудовые отношения и их регулирование; качество трудовой жизни, формирование кадровой политики организации; экономическая сущность организации труда; разделение и кооперация труда; организация и аттестация рабочих мест; рационализация трудовых процессов; изучение затрат рабочего времени; нормирование труда; условия труда, охрана и безопасность; режим труда и отдыха; функционально – стоимостной анализ трудовой деятельности; анализ и планирование трудовых показателей; социальные основы трудовой деятельности; социология организации; основы трудового поведения личности; социальная политика организации; социологическое исследование организации; оценка эффективности и аудит в социально – трудовой сфере; оценка затрат на персонал; оценка эффективности и производительности труда; оценка эффективности труда руководителей и специалистов управления; аудит в социальной сфере.
1.2 Особенности дисциплины
Основной целью дисциплины «Экономика и социология труда» является формирование у студентов современного экономического мышления, четкого представления о механизме действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда; раскрытия содержания и регулирования социально-трудовых отношений в области трудовых ре-
4
сурсов, рынка труда и занятости, предусматривающие создание условий эффективного функционирования трудовых ресурсов; разработка принципов управления трудовыми процессами, а именно производительностью, составом и численностью работников и их оплатой; экономических направлений в области повышения эффективности трудовой деятельности (факторы, резервы, условия, показатели); исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, индивида в сфере труда.
Предмет дисциплины - исследование структуры и механизма социально
– трудовых отношений, процессов и явлений в сфере труда, изменений в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы, нормировании труда, его производительность и условия труда.
1.3 Цели и задачи дисциплины
Пронумерованные цели и задачи дисциплины представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Цели и задачи дисциплины.
№-цели |
Содержание цели (задачи) |
1 |
2 |
1 |
О роли труда в развитии человека и общества; о компонентах тру- |
|
довой деятельности человека. |
2 |
О предмете, основных особенностях экономики труда и социологии |
|
труда. |
3 |
О социально – экономических факторах повышения производитель- |
|
ности труда; показателях эффективности; методах измерения про- |
|
изводительности труда. |
4 |
О сущности и задачах организации труда на предприятиях; о воз- |
|
действии научной организации труда на экономические результаты |
|
производства; о разновидности форм организации труда. |
5 |
Об научной организации обслуживания рабочих мест, об оснаще- |
|
нии и планировки рабочих мест. |
6 |
Об основных направлениях совершенствования организации труда |
|
на предприятии под влиянием научно – технического прогресса. |
5
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
7О значении нормирования труда на предприятии; классификации норм труда и рабочего времени; методах нормирования.
8Об основах методики расчета норм труда; объективной необходимости пересмотра норм труда в современных условиях.
9О видах нормативов для нормирования труда, требованиях и методах установления нормативных зависимостей.
10О классификации методов исследования трудовых процессов, организации поведения хронометражных наблюдений и фотографии рабочего времени и порядка их обработки.
11Об основных направлениях и формах регламентирования инженерно – управленческого труда.
12Об организации оплаты труда на предприятиях; формах и системах оплаты труда; оплате труда специалистов и служащих; особых условиях оплаты труда.
13О трудовом коллективе, персонале организации, регулировании социально – трудовых отношений, трудовом поведении и отношении к труду, мотивации и стимулировании труда, трудовых конфликтах и путях их разрешения.
Студент будет знать:
14Теоретические основы формирования и использования трудовых ресурсов в современных условиях.
15Основные экономические требования к оформлению систем управления производительностью и эффективностью труда в масштабах страны, отрасли, предприятия.
16Методы и средства совершенствования организации труда на предприятии.
17Методы изучения и анализа трудовых процессов и затрат рабочего времени; методику расчета нормативов и норм труда.
18Теоретические основы функционирования систем социально – трудовых отношений, социального партнерства, социальной защиты работников в условиях рыночных отношений.
Студент будет уметь:
19Выявлять резервы роста производительности труда; повышать производительность труда за счет различных факторов; рассчитывать производительность труда на предприятии, используя различные методы измерения
20Анализировать состояние организации труда на рабочем месте; разрабатывать мероприятия по совершенствованию организации труда, рассчитывать их эффективность
21Выявлять потери рабочего времени, рассчитывать нормативы и нормы труда с применением различных методов (хронометраж, фотография рабочего времени)
6
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
22Работать с литературой отечественной и зарубежной в области трудовых отношений, управлять персоналом; разрешать трудовые конфликты
1.4Организационно-методические данные дисциплины
а) для заочной формы обучения
Вид работы |
Трудоемкость в часах |
|
|
|
|
|
|
7 семестр |
|
Всего |
|
|
|
||
|
|
|
|
Общая трудоемкость |
136 |
|
136 |
Аудиторная работа |
18 |
|
18 |
Лекции (Л) |
10 |
|
10 |
Практические занятия (ПЗ) |
8 |
|
8 |
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Курсовой проект (КП) |
17 |
|
17 |
Самоподготовка (СП) |
101 |
|
101 |
Вид итогового контроля |
Экзамен |
|
экзамен |
1.5 Структура дисциплины
В соответствии с целями и задачами в структуре курса выделяются тесно связанные друг с другом три модуля, приведенные на рисунках 1-4
|
Модуль 1 |
|
|
|
Экономика труда |
|
|
|
|
|
|
Модуль 2 |
|
Модуль 3 |
|
Организация и |
|
Социология |
|
нормирование |
|
труда |
|
труда |
|
|
|
Рисунок 1 – Модуль |
|||
|
|||
|
7