Файл: Экономика труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.08.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Кафедра управления персоналом

Л.С.ЗЕЛЕНЦОВА, И.П.БОБРЕШОВА, Т.Е. ПОПОВА

ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Оренбург 2004

ББК 65.24я7 З48

УДК 331 (07)

Рецензент доктор экономических наук А.П.Тяпухин

Зеленцова Л.С., Бобрешова И.П., Попова Т.Е.

З 48 Экономика и социология труда: Методические указания к изу-

чению дисциплины. Краткий конспект лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. -54с.

Методические указания по изучению дисциплины «Экономика и социология труда» предназначены для студентов заочного обучения экономических специальностей

ББК 65.24я7

Зеленцова Л.С., 2004Бобрешова И.П.., 2004Попова Т.Е., 2004

2

Введение

Актуальность развития дисциплины «Экономика и социология труда» обусловлена поиском новых подходов к управлению трудом персонала предприятий в современных условиях; необходимостью повышения профессионального уровня современных менеджеров, чтобы изменить традиционные системы управления социально-трудовыми отношениями, персоналом и производством, применяя более эффективные формы и методы управления. Проблемы труда затрагивают интересы всех категорий и групп населения в вопросах организации и нормирования труда, его оплаты и других вопросах, рассматриваемых экономикой и социологией труда. Использование труда людей предполагает работу с персоналом, материалом весьма специфическим, капризным, характерным, требующим особого обращения и управления. В настоящее время необходимо уделить особое внимание подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере экономики и социологии труда, готовых к решению сложных проблем управления трудовыми отношениями в отечественной экономике.

3


1 Методические указания к изучению дисциплины

1.1 Внешние требования

1.1.1 Место дисциплины в учебном процессе

Данная дисциплина базируется на естественно-научных и обще профессиональных дисциплинах:

-Экономическая теория (сущность труда и его признаки, трудовые отношения, трудовая деятельность, рынок труда)

-Социология (социальные характеристики и факторы труда, социальные отношения)

-Экономика предприятия (основы развития предприятия, производительность и экономическая эффективность производства, показатели эффективности труда, экономический механизм управления предприятием)

Вместе с тем знания, умения, навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины используются в курсах: «Управление персоналом», «Менеджмент», «Организация труда персонала», «Мотивация трудовой деятельности», «Планирование трудовых показателей».

1.1.2 Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»

Труд как социально – экономическая категория; трудовой потенциал общества, организации, человека; социально – трудовые отношения и их регулирование; качество трудовой жизни, формирование кадровой политики организации; экономическая сущность организации труда; разделение и кооперация труда; организация и аттестация рабочих мест; рационализация трудовых процессов; изучение затрат рабочего времени; нормирование труда; условия труда, охрана и безопасность; режим труда и отдыха; функционально – стоимостной анализ трудовой деятельности; анализ и планирование трудовых показателей; социальные основы трудовой деятельности; социология организации; основы трудового поведения личности; социальная политика организации; социологическое исследование организации; оценка эффективности и аудит в социально – трудовой сфере; оценка затрат на персонал; оценка эффективности и производительности труда; оценка эффективности труда руководителей и специалистов управления; аудит в социальной сфере.

1.2 Особенности дисциплины

Основной целью дисциплины «Экономика и социология труда» является формирование у студентов современного экономического мышления, четкого представления о механизме действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда; раскрытия содержания и регулирования социально-трудовых отношений в области трудовых ре-

4


сурсов, рынка труда и занятости, предусматривающие создание условий эффективного функционирования трудовых ресурсов; разработка принципов управления трудовыми процессами, а именно производительностью, составом и численностью работников и их оплатой; экономических направлений в области повышения эффективности трудовой деятельности (факторы, резервы, условия, показатели); исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, индивида в сфере труда.

Предмет дисциплины - исследование структуры и механизма социально

– трудовых отношений, процессов и явлений в сфере труда, изменений в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы, нормировании труда, его производительность и условия труда.

1.3 Цели и задачи дисциплины

Пронумерованные цели и задачи дисциплины представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Цели и задачи дисциплины.

№-цели

Содержание цели (задачи)

1

2

1

О роли труда в развитии человека и общества; о компонентах тру-

 

довой деятельности человека.

2

О предмете, основных особенностях экономики труда и социологии

 

труда.

3

О социально – экономических факторах повышения производитель-

 

ности труда; показателях эффективности; методах измерения про-

 

изводительности труда.

4

О сущности и задачах организации труда на предприятиях; о воз-

 

действии научной организации труда на экономические результаты

 

производства; о разновидности форм организации труда.

5

Об научной организации обслуживания рабочих мест, об оснаще-

 

нии и планировки рабочих мест.

6

Об основных направлениях совершенствования организации труда

 

на предприятии под влиянием научно – технического прогресса.

5


Продолжение таблицы 1

1

2

7О значении нормирования труда на предприятии; классификации норм труда и рабочего времени; методах нормирования.

8Об основах методики расчета норм труда; объективной необходимости пересмотра норм труда в современных условиях.

9О видах нормативов для нормирования труда, требованиях и методах установления нормативных зависимостей.

10О классификации методов исследования трудовых процессов, организации поведения хронометражных наблюдений и фотографии рабочего времени и порядка их обработки.

11Об основных направлениях и формах регламентирования инженерно – управленческого труда.

12Об организации оплаты труда на предприятиях; формах и системах оплаты труда; оплате труда специалистов и служащих; особых условиях оплаты труда.

13О трудовом коллективе, персонале организации, регулировании социально – трудовых отношений, трудовом поведении и отношении к труду, мотивации и стимулировании труда, трудовых конфликтах и путях их разрешения.

Студент будет знать:

14Теоретические основы формирования и использования трудовых ресурсов в современных условиях.

15Основные экономические требования к оформлению систем управления производительностью и эффективностью труда в масштабах страны, отрасли, предприятия.

16Методы и средства совершенствования организации труда на предприятии.

17Методы изучения и анализа трудовых процессов и затрат рабочего времени; методику расчета нормативов и норм труда.

18Теоретические основы функционирования систем социально – трудовых отношений, социального партнерства, социальной защиты работников в условиях рыночных отношений.

Студент будет уметь:

19Выявлять резервы роста производительности труда; повышать производительность труда за счет различных факторов; рассчитывать производительность труда на предприятии, используя различные методы измерения

20Анализировать состояние организации труда на рабочем месте; разрабатывать мероприятия по совершенствованию организации труда, рассчитывать их эффективность

21Выявлять потери рабочего времени, рассчитывать нормативы и нормы труда с применением различных методов (хронометраж, фотография рабочего времени)

6


Продолжение таблицы 1

1

2

22Работать с литературой отечественной и зарубежной в области трудовых отношений, управлять персоналом; разрешать трудовые конфликты

1.4Организационно-методические данные дисциплины

а) для заочной формы обучения

Вид работы

Трудоемкость в часах

 

 

 

 

7 семестр

 

Всего

 

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость

136

 

136

Аудиторная работа

18

 

18

Лекции (Л)

10

 

10

Практические занятия (ПЗ)

8

 

8

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Курсовой проект (КП)

17

 

17

Самоподготовка (СП)

101

 

101

Вид итогового контроля

Экзамен

 

экзамен

1.5 Структура дисциплины

В соответствии с целями и задачами в структуре курса выделяются тесно связанные друг с другом три модуля, приведенные на рисунках 1-4

 

Модуль 1

 

 

Экономика труда

 

 

 

 

Модуль 2

 

Модуль 3

Организация и

 

Социология

нормирование

 

труда

труда

 

 

Рисунок 1 – Модуль

 

 

7