ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 502
Скачиваний: 0
Глагол третий |
183 |
жены, сын с дочерью возникли из капель его пота, когда он вспо тел однажды во сне. От них пошло исполинское племя – Хримтур сы, инеистые Великаны. Первые Великаны родились злыми и глупыми: это оттого, что капли талой воды, давшие жизнь роду Имира, были напоены ядом. Говорят, до сих пор есть у них по томки на свете. Иногда поэты зовут их «хладнорёбрыми» – это от того, что нет в них настоящей живой жизни, есть только желание рушить и убивать... Но есть и такие, кому в кровь попало меньше яда, или яд рассеялся с течением поколений, а может, иным
Великанам попросту надоела злоба и глупость – некоторые стали добрыми и гостеприимными, и с ними дружат Боги и Люди.
Когда появился Имир, с ним вместе возникла корова Аудум ла; и, верно, неплохо доилась эта корова, если достало её молока на прокорм великану. Аудумле негде было пастись. Она лизала солёные камни и к исходу третьего дня вылизала из них новое су щество, тоже во всём подобное человеку, хоть и не такое боль шое, как Имир. И вовсе не злобное.
От него пошло славное племя Асов, вот почему его называ ют Бури, то есть Родитель. Говорят, он был хорош собою, высок
имогуч. Он назвал своего сына Бор – Рождённый. Бор взял в жёны дочь доброго великана, и родились у них дети – Один, Вили
иВе. Минуло время, и эти трое совершили такие славные подви ги, что их назвали Богами и стали им поклоняться. Говорят, млад ший, Ве, был самым первым жрецом, а старший, Один, подарил Людям божественное вдохновение, поэзию и бешенство битвы. Но об этом потом.
Немало пришлось потрудиться сынам Бора, братьям Богам: сразились они против злобного Имира, и говорят, будто множе ство Великанов утонуло в его крови, когда он наконец пал. Братья кинули тело Имира в самую глубину Мировой Бездны и сделали из неё Землю, а из крови – озёра, реки, моря. Кости Имира стали горами, из осколков костей и зубов вышли скалы и валуны – неда ром они до сих пор торчат из воды, норовя пропороть днище доверчивому кораблю... Из черепа Имира Боги построили небо свод, а мозг бросили в воздух и сделали облака – вот почему так коварны тёмные тучи, грозяшие то метелью, то градом. Потом Боги взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из пламени Муспелля, и прикрепили их к небу. Так получились
184 |
Глаголы русских мудрецов |
неподвижные звёзды. Другим искрам Боги позволили летать в поднебесье, но каждой назначили место и уготовили путь.
Между тем в мёртвом теле Имира завелись черви; Боги наде лили их разумом и дали обличье, схожее с человеческим, и от них пошёл род Карликов – двергов. Они до сих пор живут под землёй и внутри скал и боятся солнечного света, потому что он превраща ет их в камни. Карлики невелики ростом, но очень сильны. Так сильны, что четверым из них Боги доверили поддерживать небо там, где оно всего ближе к земле. Эти Карлики стоят по четырём углам света, их так и зовут:
Аустри, Нордри, Вестри и Судри – Восточный, Северный, За падный, Южный.
Земля получилась округлая, а кругом неё глубокий Океан. Что там за ним? Древняя бездна Гинунгагап, куда обрываются море и суша и где по прежнему нет жизни и света, лишь звёздные искры Муспелля да вековой холод Тёмного мира? Или, может быть, там другие вселенные, устроенные другими Богами? И кажется лю дям, что беспределен тот Океан и нельзя его переплыть...
Девять миров
Славную работу исполнили Боги: из волос Имира возникли де ревья и травы, и зазеленела земля, начали заселять её звери и птицы, в воде завелись рыбы, по сырым местам – змеи да ящери цы. И вот однажды шли ссыновья Бора – Один, Вили Ве – берегом моря и увидали два дерева: могучий ясень и рядом гибкую иву.
–Слышите, братья, как шумят они на ветру? – сказал задумчи во Один. – По моему, этим двоим скучно стоять здесь среди кам ней. Вот бы им ещё румянец жизни, дыхание да судьбу!
–Если бы они могли ходить и разговаривать, как мы,– сказал Вили. – Поглядеть бы, что из этого выйдет!
–Мы станем сильней, если нам начнут поклоняться, – сказал Ве, первый жрец.
Поразмыслили Боги, а потом взяли деревья и вырезали из них Людей. Один,старший из братьев, дал им душу и жизнь, Вили – ра зум и движение, а Ве наделил пригожим обликом, речью, слухом
изрением. И дали мужчине имя Аск, то есть Ясень, а женщине имя Эмбла, что значило Ива. Вместе с именами Боги подарили Людям
Глагол третий |
185 |
одежду – вот откуда пошёл обычай дарить что нибудь, нарекая имя или прозвание.
Тогда, говорят, юные Боги взяли веки Имира и огородили ими середину Земли, потому что по берегу океана и в неприступных горах позволено было жить Великанам, и следовало Людей от них защитить. Так был огорожен Срединный мир, Мир Людей, и отто го зовётся он Мидгард – «то, что огорожено». А Великанов назы вали Турсами, Хримтурсами или Иотунами, и поэтому их мир зовётся Иотунхейм, а иногда ещё Утгард – «то, что за огра дой».Там чужая, враждебная Людям земля, никогда не знавшая семени и сохи. Там бродят людоеды Тролли и страшные, покры тые инеем Великаны – кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла...
Себе Боги отвели место на небе и назвали свой мир Асгард – Крепость Асов, потому что Асами звалось племя первых Богов. Другие Боги, племени Ванов, стали жить в мире Ванахейм. Кар лики дверги, обитатели подземелий, взяли себе Нифльхейм – им с их огнедышащими кузнечными горнами никакой мороз ни почём. Карлики неплохо обжились в Мглистом Краю, начали рыть подземные ходы в Мидгард и появляются, говорят, порою даже в Асгарде.
Когда родились существа, прозванные светлыми и тёмными Альвами, те и другие тоже получили свои миры. А когда в жизнь вошло зло и начали умирать Люди и Боги – появился Мир мёртвых, угрюмый мир Хель... Но об этом потом, а вначале все жили в покое и тишине, и Асы веселились на зелёном лугу, играя золотыми фигурками на доске. Говорят, все вещи и утварь в ту пору у них были из золота, и оттого этот век иногда зовут Золотым.
В те времена Солнце, слепленное Асами из искр Муспелля, стояло неподвижно на небе, и с ним стояла Луна. Но потом роди лась дочь у одного великана – сумрачная и темноволосая, и он на звал её Ночь. А вот её сын удался весёлым и светлолицым, потому что муж Ночи был из Богов. Один дал матери и сыну двух коней и две колесницы и послал в небо, чтобы каждые сутки объезжали они всю землю.
До сих пор несётся по небу Ночь и правит конём по кличке Инеистая Грива, и каждое утро орошает землю пена, стекающая с его удил... А конь Дня зовётся Ясная Грива, и грива его озаряет
186 |
Глаголы русских мудрецов |
землю и воздух. Люди же нарекли времена суток именами ма тери и сына, и с тех пор ведётся обычай считать время в ночах, ведь Ночь старше Дня, она ему мать.
А ещё у одного человека было двое детей, прекрасных и свет лых лицами, и он звал дочь Солнцем, а сына Месяцем. Они тоже были взяты Богами на небо, и девушка правит конями, впряжёнными в солнечную колесницу. Коней зовут Арвак и Альс винн – Ранний и Быстрый, и под дугами у них висят кузнечные мехи, которые раздувают Солнце и дают прохладу коням. А бра тец Месяц везёт на колеснице Луну, и говорят, что ему послушны все звёзды.
И всё было бы хорошо – но родились в Железном Лесу, в Ио тунхейме, два чудовищных волка – Обман и Ненавистник, и погна лись за светлыми колесницами, надеясь проглотить Солнце и Месяц. Век за веком длится погоня и кончится только тогда, когда всему миру придёт пора гибнуть в огне и вновь возрождаться... Но об этом потом.
Чудесное дерево
Всё, что делается смертными, живущими на земле, в начале времён уже было сделано кем нибудь из Богов. Боги возвели са мую первую стену, сшили самую первую одежду и вылепили са мый первый горшок. Боги принесли самую первую жертву и составили самый первый закон. Вот почему так трудно обрести что нибудь новое: сложить песню, построить корабль, открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого великий ум и не малая смелость: как знать, добрый или злой дух послал открыва телю вдохновение? И чего ждать от перемен – добра или худа?..
Оттого всякое новое дело, будь то сев или битва, лучше начать мудрому, знающему человеку. Оттого так держатся люди старых заветов – сквозь поколения и поколения несут они знания и зако ны, подаренные Людям Богами на самой заре времён, когда не было вражды и раздора. Вот почему ругают старые молодых – не так, мол, живёте!
...Говорят, в древности люди строили свои дома у подножий могучих деревьев, чтобы крепкие стволы служили опорой. Они хотели устроить свои жилища подобно Вселенной: ведь посере дине её Боги вырастили дерево, чтобы оно пронизало собой все
Глагол третий |
187 |
девять миров и связало их воедино. Это дерево – ясень, и гово рят, что нет равных ему по мощи и красоте. Проросло оно из ниж них миров, ствол поддерживает Мидгард людей, а крона – выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет луч шей дороги.
Три корня у дерева, и далеко расходятся эти корни. Один – у Асов на небесах, другой – у инеистых Великанов, там, где прежде была бездна Гинунгагап. А третий корень тянется к Тёмному Миру Нифльхейм, и всё ещё бурлит под ним поток Кипящий Котёл. В ядовитом источнике поселился
Злобный дракон Нидхёгг, он грызёт корень ясеня, надеясь по губить Людей и Богов... Под тем корнем, что в Иотунхейме, тоже бьёт ключ, и всякий, кому доведётся испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь род исполинов – древнейший. Но самый священный источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова, говорят, его священная сила,что всё попавшее в его воду становится белым, как плёнка, лежащая под скорлупою яйца. Вот почему всё белое называют прекрасным, вот почему светловолосые люди красивее темноволосых.
А ещё живут в том источнике прекрасные белые птицы – два ле бедя. От них пошёл весь лебединый род, ибо таково уж свойство Мирового Древа: хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нём все цветы, какие только можно найти на земле, зреют все плоды и все семена, а в ветвях живут все звери и птицы, там их дом, от туда сходят они наземь, чтобы родиться. Листья ясеня служат им пищей – оленям, козам, коровам и даже волкам, ибо Асгард слишком священен, чтобы там могла быть пролита кровь.
Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Говорят, там стоит прекрасный чертог, и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее – вот что значат их имена. Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо всё, что произойдёт с Людьми и с Богами. Ро ждается человек, и тотчас являются к нему Норны – судить судь бу. Урд, Верданди и Скульд – главные Норны, но есть ещё много других, добрых и злых.
Неравные дают они людям судьбы: у одних вся жизнь в доволь стве и почёте, у других, сколько ни бейся, ни доли, ни воли, у од них жизнь длинная, у других – короткая. Людям кажется, всё дело
188 Глаголы русских мудрецов
в том, что за Норны стояли у колыбели: если они добры и из хоро шего рода, наделят новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые Норны. Бы вает и так, что родители малыша забудут позвать какую нибудь из Норн или обидят её на пиру, и в отместку она нагадает такое, что трудно поправить даже Богам.
Но достойно прожить доставшуюся жизнь, будь она счастливой или бессчастной – дело самого человека, тут никто ему не помощ ник.
Норны черпают из священного источника воду и поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли его ветви и гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли девять миров...
ИНДИЙСКОЕ СКАЗАНИЕ О СОТВОРЕНИИ. ИЗ РИГВЕДЫ
Перевод Т. Елизаренковой
Гимн о сотворении мира
Не было тогда не сущего, и не было сущего.
Не было ни пространства воздуха, ни неба над ним. Что двигалось чередой своей? Где? Под чьей защитой? Что за вода тогда была – глубокая бездна’?
Не было тогда ни смерти, ни бессмертия Не было признака дня или ночи.
Нечто одно дышало, воздуха не колебля по своему закону, И не было ничего другого, кроме него.
Мрак вначале был сокрыт мраком. Все это было неразличимой пучиною:
Возникающее, прикровенное пустотой, – Оно одно порождено было силою жара. Вначале нашло на него желание.
Это было первым семенем мысли. Проистеченье сущего в не сущего открыли Мудрецы размышлением, вопрошая в сердце.
Глагол третий |
189 |
Поперек была протянута их бечева. Был ли низ тогда? Был ли верх?
Были плодотворители. Были силы растяжения. Порыв внизу. Удовлетворение наверху.
Кто воистину ведает? Кто возгласит это? Откуда родилось, откуда это творение? Потом появились боги, ибо создали боги мир. Так кто же знает, откуда он появился? Откуда это творение появилось?
То ли само себя создало, то ли – нет, Надзирающий над миром в высшем небе, – Только он знает это или не знает.
ИЗ БРАХМАН
Перевод Т. Елизаренковой
Творение
1.В начале мира Праджапати, поистине, был один. Он подумал: «Как мне продолжить себя?» И он напряг свои силы и воспламенил свой дух. Изо рта своего он породил Агни. Он породил его изо рта, поэтому Агни – пожиратель пищи. Кто знает, что Агни пожиратель пищи, у того никогда не будет недостатка в пище.
2.Праджапати породил его первым из богов. Оттого имя ему Агни: ведь, поистине, агни то же, что Арги, а Арги означает «пер вый». Первым рожденный, он первый и пошел; а о том, кто идет первым, говорят, что он идет впереди других. Такова природа это го Агни.
3.Праджапати подумал: «Я сотворил Агни пожирателем пищи. Но, поистине, здесь нету иной пищи, кроме меня самого, а меня он не должен пожрать!» В ту пору земля была голой, и на ней не было ни травы, ни деревьев. Вот что заботило ум Праджапати.
4.Тут Агни разинул пасть и повернулся к нему, и от испуга Праджапати утратил свою Силу. Сила же его – Речь; значит, утра тил он Речь. Тогда Праджапати задумал принести жертву. Он по тер рукою руку, и, когда он тер, обе его ладони лишились волос.
190 |
Глаголы русских мудрецов |
Он добыл при этом жертвенное масло и жертвенное молоко, но, поистине, и то и другое по сути своей не что иное, как молоко.
5.Эта жертва не принесла Праджапати покоя, потому что была смешана с волосами. Он воскликнул: «Оша – сожги! Дхая – вы пей!» – и пролил ее в огонь. Из нее появились на свет растения; вот почему имя им – ошадхая, что означает «растения». Во второй раз потер Праджапати рукой об руку и добыл еще одну жертву: жертвенное масло и жертвенное молоко, но, поистине, и то и дру гое по сути своей не что иное, как молоко.
6.Эта жертва принесла покой Праджапати. Однако он не знал, пролить ее в огонь или нет, но его Сила сказала ему: «Соверши возлияние!» Тогда Праджапати понял, что это собственная – «сва»
–его сила говорит – «аха» – ему, и, возгласив «Сваха»! – совершил жертву. Вот почему с тех пор приносят жертвы, возглашая: «Сва ха!» Из этой жертвы взошел на небе Тот, кто все согревает, затем появился Тот, кто всюду веет, и тогда Агни отступил от Праджапа ти.
7.Так, принеся жертву, Праджапати продолжил себя и спасся от Агни Смерти, готового его пожрать. Кто, зная это, совершает жертвоприношение на огне – агнихотру, тот продолжает себя, как продолжает себя Праджапати, и так же, как он, спасает себя от Ан ги Смерти, готового пожрать его.
8.И когда он умирает, когда возлагает его на огонь, из огня он возрождается вновь, потому что огонь сжигает одно лишь его тело. Как он появляется на свет от отца и матери, так рождается он вновь от огня. Но, поистине, навечно теряет жизнь тот, кто не со вершает агнихотры. Поэтому непременно должно ее совершить...
ВИШНУ-ПУРАНА.
(ПЕР. С САНСКРИТА)
ГЛАВА II
Парашара сказал:
1.Слава неизменному, чистому, непреходящему Высшему Ат ману, всегда имеющему единый образ, всепобеждающему Виш ну,
2.Золотому зародышу Хари и Шанкаре, защитнику Васу деве, причине творения, существования и конца (мира)!
Глагол третий |
191 |
|
192 |
Глаголы русских мудрецов |
|
|
|
|
|
||
3. Слава тому, чей исконный образ и един и многообразен, |
|
16. Этот высший (совокупный образ) предматерию, Пуру шу, |
|||
тому, кто по своей сущности и грубый и тончайший, тому, чей об |
явленную (первичную материю) и Калу,– ученые люди считают |
||||
раз и явленный и неявленный, Вишну, который является причиной |
совершенным и высшим состоянием Вишну. |
||||
Освобождения! |
|
|
|
17. Эти образы–предматерия, Пуруша, явленная (первичная |
|
4. Слава высшему Атману, Вишну, тому, кто является (причи |
материя), Кала, разворачиваясь (как внешний мир), служат при |
||||
ной) творения, существования и гибели мира, тому, из кого со |
чинами существования, творения и конца мира, высшей манифе |
||||
стоит мир, источнику существ! |
|
|
стацией (Атмана) и бытия. |
||
5. Поклонившись опоре вселенной, мельчайшему из мельчай |
|
18. Вишну, будучи явленной и неявленной (первичной матери |
|||
ших, пребывающему во всех существах, Ачьюте, высшему Пуру |
ей), Пурушей, и Калой, шалит, как резвый мальчик. Слушай же об |
||||
ше, |
|
|
его игре. |
|
|
6. тому, чей исконный образ Знание, совершенно незапятнан |
|
19. Лучшие из риши называют предматерию, являющуюся при |
|||
ному, тому, чей исконный образ пребывает в видимых образах, |
чиной неявленной (первичной материи) – первичной материей; |
||||
вызванных Заблуждением, |
|
|
(предматерия) – тончайшая, непреходящая, по своей сущности и |
||
7. Вишну, поглотителю, Владыке существования и творения |
существующая и несуществующая. |
||||
вселенной! Поклонившись Властелину миров, нерожденному, не |
|
20. Она нетленная, сама себе служит опорой, безгранична, не |
|||
выразимому, вечному, |
|
|
подвержена старению, прочна, лишена (признаков) звука и ося |
||
8. я расскажу то, что в давние времена поведал великий Отец, |
зания, не обладает (признаками) формы и прочего. |
||||
лотосорожденный Бхагаван (Брахма) в ответ на вопросы Дакши и |
|
21. Она – лоно мира, наделена тремя качествами, не имеет |
|||
других лучших мудрецов |
|
|
начала, она – источник и прибежище мира, она порождает все в |
||
9. Они рассказали (правившему) на берегах Нармады царю Пу |
начале (творения) и поглощает при гибели (мира). |
||||
рукутсе, он Сарасвате, а Сарасвата мне. |
|
|
|
22. Брахманы, искушенные в обсуждении Вед, обуздавшие |
|
10. Кто сможет описать недоступного чувствам Пурушу, выс |
свои чувства, славящие Брахму, так объясняют (содержание) по |
||||
шего Атмана, пребывающего в (каждом индивидуальном) атмане, |
нятия «предматерия»: |
|
|||
лишенного отличительных признаков формы, цвета и прочего |
|
23. Не существовало ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни |
|||
11. Не подверженного гибели, свободного от старения, роста и |
тьмы, ни света и ничего иного, постижимого слухом и прочими |
||||
рождения, существующего всегда и единственного?! |
|
|
органами чувств), сознания и прочего, а была тогда единая (триа |
||
12. Он – везде, и здесь (в этом мире) живет во всем оттого |
да) – предматерия, Брахма и дух пуме. |
||||
знающие называют его Васудевой. |
|
|
|
24. Предматерия и Пуруша – два другие образа Вишну, иные, |
|
13. Он – высший Брахма, непреходящий, нерожденный, |
не |
чем его исконный образ, о брахман; и еще был один его образ, |
|||
тленный, вечный, его исконный образ един, будучи всегда сво |
который объединяет |
и разъединяет эти два (образа) и наделен |
|||
бодным от исчезновения, он незапятнан |
|
|
формой и прочим – его называют Калой, о дважды рожденный! |
||
14. Он – все, его исконный образ – явленная и неявленная (пер |
|
25. Когда (неявленная) первичная материя утвердилась в яв |
|||
вичная материя), он пребывает в образе Пуруши и в образе Калы. |
ленной (первичной материи), как это уже было при предшествую |
||||
15. Первый образ высшего Брахмы, о дваждырожденный, Пу |
щем конце мира, – тогда это разрушение мира стали назы рить |
||||
руша, два других его образа явленная и неявленная (первичная |
«сопряженным с первичной материей». |
||||
материя), и еще один – образ Калы. |
|
|
|
26. Безначален божественный Кала, о дваждырожденный, и ко |
|
|
|
|
нец его неизвестен, от него (происходят) беспрерывные творе |
||
|
|
|
ния, существования и предбытия мира. |