ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 504
Скачиваний: 0
Глагол третий |
193 |
|
194 |
Глаголы русских мудрецов |
|
27. Тогда в нем существует равновесие Качеств и дух пуме |
|
|
38. Пространство, побужденное к творению, породило танмат |
||
пребывает отдельно (от первичной материи). |
ру осязания, – и появился могущественный воздух, сопряженный |
||||
28. Тогда он (предстает как) высший Брахма, высший Атман, |
с качеством осязания. |
||||
заключающий в себе мир, всепроникающий Властитель всех су |
|
39. Пространство вместе с танматрой звука окутало танматру |
|||
ществ, Атман всего, высший Правитель, |
осязания, – и вот воздух, побуждаемый к творению, породил тан |
||||
29. Хари. который, войдя по своему желанию в предматерию и |
матру образа. |
|
|||
в Пурушу, при наступлении периода творения, привел в движение |
|
40. (Потом) от воздуха возник свет, (отличительным) качеством |
|||
вечный и невечный (мир). |
которого считается образ; танматра осязания и воздух окутали |
||||
30. Как запих побуждает разум одной лишь своей близостью, а |
танматру образа |
|
|||
не (каким либо) иным воздействием, так и высший Правитель. |
|
41. Свет, побуждаемый к творению, породил танматру вкуса, а |
|||
31. Он, о брахман, и приводящий в движение и приводимый в |
затем появились воды, в которых присутствует вкус. |
||||
движение, он, высший Пуруша, пребывает в предматерии, нахо |
|
42. Танматра образа окутала воды, наделенные танматрой вку |
|||
дящейся как в состоянии покоя, так и в состоянии развития. |
са; воды, побуждаемые к творению, дали рождение танматре за |
||||
32. Его исконный образ состоит из компонентов развертки пер |
паха. |
|
|||
вичной материи и тончайшей субстанции, он имеет образ Брахмы |
|
43. Далее от них произошла совокупность (первоэлементов), |
|||
и других богов, |
его исконный образ явленная (первичная мате |
высшим качеством которой является запах; в каждом (первоэле |
|||
рия), он Вишну, Правитель всех правителей. |
менте) содержится присущая ему танматра, оттого по преданию |
||||
33. Затем, о отшельник, из этого равновесия Качеств, над кото |
считается, что (первоэлементы) наделены признаком танматры. |
||||
рым стоит Познавший поле, в период творения происходит мани |
|
44. Танматры лишены различительных свойств, и поэтому они, |
|||
фестация Качеств, о лучший из дваждырожденных.! |
лишенные различительных свойств, не являются ни умиротво |
||||
34. Затем из сущности предматерии появляется великий прин |
ряющими, ни ужасающими и ни отупляющими. |
||||
цип творения, имеющий три аспекта: благостный, страстный и |
|
45. Творение – это танматра первоэлементов, она (происхо |
|||
косный. |
|
|
дит) от косного аспекта самосознания, говорят, что от страстного |
||
35. Великий принцип творения окутан сущностью предматерии |
аспекта самосознания происходят органы чувств, а от благостно |
||||
и как зерно (оболочкой); от великого (принципа творениия) рож |
го аспекта – десять божеств |
||||
дается самосознание,имеющее три аспекта: благостный, страст |
|
46. И одиннадцатый разум; и боги по преданию считаются на |
|||
ный и (аспект) источника первоэлементов, наделенный |
деленными благостным аспектом; различают пять (органов) |
||||
свойствами Косности. |
чувств: кожа, глаз, |
язык, нос, ухо, объединившись с сознанием, |
|||
36. (Самосознание) является причиной (возникновения) пер |
они воспринимают звук и прочее, о дваждырожденный! |
||||
воэлементов и органов чувств, оно наделено тремя Качествами, о |
|
47. (Другая группа): выделительный и детородный органы, |
|||
великий отшельник, и окутано великим принципом творения, по |
руки, ноги и, пятый, голос, о Майтрея; их функциями называют вы |
||||
добно тому, как великий принцип творения (окутан) предматери |
деление (и деторождение), рукоремесло, ходьбу и речь. |
||||
ей. |
|
|
|
48. Пространство, воздух, огонь, земля, вода наделены, о |
|
37. Источник первоэлементов, побужденный к творению, обла |
брахман, каждый последовательно, качествами звука и прочими. |
||||
дает танматрой творения; затем от.танматры звука родилось про |
|
49. По преданию считается, что они наделены различительны |
|||
странство, наделенное (отличительным) признаком звука. |
ми свойствами, они умиротворяющи и ужасающи и отупляющи. |
||||
Источник превоэлементов окутал танматру звука и пространство. |
|
50. Но первоэлементы наделены различными силами (к творе |
|||
|
|
|
нию); и по отдельности, не будучи соединены, о брахман, не |
Глагол третий |
195 |
слившись полностью (друг с другом), они не могут творить живые существа.
51.Объединившись один с другими в (единое) соединение, они, основываясь друг на друге, приобретают признак единого целого и достигают полного единства.
52.По велению Пуруши и по милости предматерии от великого принципа творения и прочих (компонентов развертки Ат мана), от наделенных различительными свойствами (первоэлементов) воз никает яйцо Брахмы.
53.Оно постепенно разрастается как круги на воде; это огром ное яйцо, (составленное из) первоэлементов, покоящееся на во дах и наделенное первичной материей (считается) явлением Вишну в образе Брахмы.
54.Властелин мира Вишну, исконный образ которого неявлен ный, (обретает) здесь явленный образ и сам пребывает в искон ном образе Брахмы.
55.Внутренней оболочкой наделенного великим Атманом (ми рового яйца) была (гора) Меру, а внешней оболочкой горы; около плодные воды образова ны океанами.
56.И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры, боги, асуры и люди.
57.С внешней стороны яйцо окутано водой, огнем, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, первоэле ментами, наделенными десятью качествами и великим принци пом творения.
58.И еще оно окутано неявленной (первичной материей), о брахман, – (окутано) всеми ими вместе с великим принципом тво рения; эти семь оболочек, наделенные свойствами первичной ма терии, окутывают яйцо как слои скорлупы ядро кокосового ореха.
59.И здесь (в яйце) сам вечный Правитель вселенной Хари, входя в Качество Страстности, становится Брахмой, приступает к творению этого мира.
60.Неизмеримо мощный Бхагаван Вишну, обладая Благостью, направляет сотворенное в соответствии с югами вплоть до конца кальпы.
61.Джанардана, побуждаемый Косностью, принимает в конце кальпы образ Рудры, о Майтрея, (становится) грозным и пожирает все существа.
196 |
Глаголы русских мудрецов |
62.Пожрав существа и обратив мир в единый океан, высший Правитель возлежит на ложе из змея, а пробудившись, он, нося щий образ Брахмы, вновь вершит творение.
63.Так единый Бхагаван Джанардана выполняет предназначе ние Брахмы, Вишну и Шивы, – творя, сохраняя и разрушая мир.
64.Как творец, Вишну сотворяет себя, он и защищаемое и за щитник, и как поглотитель, он. Владыка, поглощает себя в конце.
65.Этот мир, состоящий из земли, воды, огня, воздуха и про странства, всех органов чувств и внутренних сущностей называ ется Пурушей.
66.Властелин всех существ, он, вечный, имеет все образы, так от него происходит творение и прочее, его милостью пребывают существа.
67.Он сотворенное и вершитель творения, он и сохраняемое, и сохраняющий, он – вкуситель (мира); Вишну, как Брахма и прочие (боги), имеет все воплощения, он – желанный податель даров, лучший из избранных. Такова в первой книге досточтимой Виш ну пураны вторая глава.
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. (НИКОЛАЙ КУН)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОГИ И ГЕРОИ
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиа да» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения). Вначале существовал лишь вечный, безгранич ный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Да леко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы.
Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все ожив ляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб итемную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный свет
Глагол третий |
197 |
лый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось веч но шумящее Море Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море,
инет у них отца. Уран Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – мо гучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фе тида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю,
иморских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розо перстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, ко торые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и за падный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – цик лопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятиде сятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выхо дить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, тита нов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хит ростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных ве ществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и мно го других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
198 |
Глаголы русских мудрецов |
Разуй глаза – впереди гроза. Предупреждение бареев
ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ. ПЕСНИ ПТИЦЫ ГАМАЮН.
(перевод А. Асова)
КЛУБОК ШЕСТНАДЦАТЫЙ
–Расскажи, Гамаюн, птица вещая, нам о Смерти Кащея Бес смертного, расскажи о Вeликом Потопе нам!
–Ничего не скрою, что ведаю...
Говорила Дажьбогу Жива:
–Не найти тебе Смерти Кащеевой – он с Мареною Смертью дружен. И в бою ему Смерть не писана, ведь Кащей – это бог Бес смертный!
Ей Дажьбог сын Пеpуна ответил:
–Не могла завязать так Макошь, Род не мог допустить такое! Все рожденное Смерть имеет! Значит – есть она у Кащея!
И спросил Дажь бог Макошь матушку:
–Где находится Смерть Кащея? Помоги мне, матушка Макошь! Отвечала Дажьбогу Макошь:
–Далеко его Смерть упрятана, глубоко его Смерть схоронена! Далеко на Буяне острове вырос дуб до самого неба, на том дубе сундук окованный, в сундуке спрятан заяц, в зайце спрятана утка,
ав той утке яйцо. В том яйце ты отыщешь Кащееву Смерть!
И поехал Дажьбог к морю синему. Видит – в небе летит Ясный Сокол – то Семаргл Огонь сын Cварожич:
– Я тебе помогу, добрый бог Дажьбог!
Видит – кружится в небе Оpел – то Пеpун Громовержец Свaрога сын:
Глагол третий |
199 |
– На меня надейся, могучий бог!
Видит в поле Дажьбог Вoлка серого – это Огненный Волх Змeя Индрика сын:
–Не забудь обо мне, Тарх Пepнович! Вот подходит Дажьбог к морю синему:
–Как бы мне переправиться к острову?
Всколебалось тут море синее и поднялся из моря Поддонный Змeй. Лег тот Змeй поперек моря синего:
– Ты ступай по мне, светлый бог Дажьбог!
Ипоехал по Змeю Пеpуна сын – доезжал до Буяна острова. Видит он – на острове дуб стоит, в небо кроною упирается. И ви сит высоко на ветвях его тот сундук со Смертью кащеевой.
– Как бы мне достать тот сундук с ветвей?
Прилетел Пеpун Громовержец и ударил в дуб громовой стре лой – сотряслась тогда поднебесная, расщепился дуб тот на ще почки, и упал сундук вниз с его ветвей. И сундук раскрылся окованный, из него быстрый Заяц выскочил.
– Как бы мне догнать Зайца серого?
Появился Волх – Змeй могучий, Вoлк, побежал за Зайчиком се рым он, и догнал Зайца Вoлк, растерзал его, и порхнула из Зайчи ка Уточка.
– Как бы мне поймать серу Уточку?
Прилетел тут Рарог – Огонь Семаргл, растерзал Семаргл серу Уточку. И упала из серой Уточки Золотое Яйцо в море синее.
– Как бы мне Яичко то выловить?
Тут поднялся из моря Поддонный Змeй и принес Дажьбогу Пepуновичу то Яичко с Кащеевой Смертью.
Ипоехал Дажьбог в царство темное. Подъезжал к палатам ка щеевым. Увидала его Марена, наливала питья хмельного:
– Свет мой ясный, Тарх сын Пеpуна! Как день летний не может без солнышка, так и я не могу без тебя, мой свет, не могу я есть, не могу и спать! Выпей чару вина зеленого ты с великой тоски и доса ды!
Тут занес Дажьбог руку правую, принимал он ей чару горькую. Налетела тут Лебедь Белая – Жива дочь Свaрога небесного и толкнула чарочку горькую – улетела чара далехонько.
Тут опомнился светлый бог Дажьбог.
200 |
Глаголы русских мудрецов |
Вынимал Дажьбог саблю острую, отрубал Маренушке голову. Тут упал сокол Рарог Огонь с небес и сжигал ее тело белое. Раз горался огонь палящий! Разгорался на полсвета белого!
И сказал Дажьбог Тарх Пepунович:
–Принимайте требу, небесные боги! Принимайте Марену Cва роговну!
Вынимал тут Дажьбог Золотое яйцо – и Кащею Яичко показы вал.
Тут Кащей закричал богу светлому:
–Ты не трогай, Дажьбог, Золотое Яйцо! То Яйцо появилось при рождении мира! У него нет ни Матери, нет и Отца! О рожденьи Яйца не расскажет никто! Только Род тайну ведает эту!
И промолвил Кащею великий Дажьбог:
–В том Яйце Смерть твоя скропостижная!
И разбил Дажьбог Золотое Яйцо – и упал Кащей Вия грозного сын.
Как разбил Дажьбог Золотое Яйцо – раздался голос Рода не бесного:
– Из Яйца возникает Великий Огонь! Наступает Конец Света Белого! Поднимаются Воды Вeликие!
Пришло время очистить Землю! Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идет!
Озарил Семаргл царство темное, опалил Огонь силы темные. И тогда побежали к Рипейским горам все из царства Семарглом спаленного.
Оставляя дорогу черную шел Семаргл Огонь по Земле Сырой, рассыпался он во все стороны. Вслед летел Стрибог из под обла ка, раздувая великое пламя! Он ревел и выл, как могучий зверь, пробегая по кронам деревьев!
И пошли, поползли ко Рипейским горам силы грозные, силы темные. Велес ринулся, Вий – подземельный князь, Змeй – Под донный Царь, мощный Святогор, вслед за ними – Горыни Виеви чи.
Расступилась тогда Мать Сыра Земля, и поднялся из пекла сам Черный Змей, полетел Черный Змей ко Рипейским горам, к само му саду Ирию светлому!