ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 507
Скачиваний: 0
Глагол Четвертый |
313 |
Изучением подземных полостей занимаются различные спе циалисты: спелеологи, биологи, карстоведы, палеонтологи, ар хеологи, энтомологи и др. Первыми исследователями пещер в России были: в XVIII веке – Рынков П.И., Палкин П.С., Лепехин И. И., в XIX – начале XX века – первые шурфы были заложены в пеще рах Малаховым М.В., Руденко С.И., Мережковским К.С. В совет ский период и в настоящее время исследованием пещерных памятников занимаются: на Алтае – Вистенгаузен В.К., Деревянко А.П., Молодин В.И. на Кавказе – Замятин С.Н., Любин В.П., Гусей нов М.М., Щелинский В.Е., на Украине – Бонч Осмоловский ГА., Бибиков С.Н., Колосов Ю.Г., Мацкевый Л.Г., Бобровский Т. А., на Урале – Бибиков С.Н., Бадер О.Н., Канивец В.И., Гуслицер Б.И., Близнецов Е.П., Петрин В.Т., Сериков Ю.Б., Щелинский В.Б., Ко синцев П. А., Широков В.М., Юрин В.И., Котов В.Г.
СОКРОВИЩА ПОДЗЕМНОГО МИРА
Пещерные памятники по сохранности археологических, остео логических и других материалов, превосходят большинство па мятников, расположенных под открытым небом. В пещерах сохранились остатки древних людей и самая древняя настенная живопись. В подземных полостях, как в «консервной банке» при рода законсервировала кости десятков видов животных (мамонт, носорог, пещерная гиена, лев, медведь, волк, бизон, лось, олень (благородный, северный, широкорогий), косуля, козел, лошадь, лисица, бобр, мелкие хищники и грызуны); птиц ( куропатка, глу харь, тетерев, гусь, утка) и даже рыб (карповые, осетровые, лосо севые, жерех, окуни и т.д.). Все эти остеологические материалы хорошей сохранности.
В рыхлых отложениях пещер содержатся материалы, связан ные с жизнедеятельностью человека – это в первую очередь обыч ные кухонные и производственные остатки: целые, раздробленные и обожженные кости животных и птиц; предметы труда и быта из камня, кости, глины, дерева, меди, бронзы, желе за и золота. Почти на каждом пещерном памятнике обнаружены фрагменты керамики от горшков, кубков, амфор, кувшинов, ча шей, черпаков. На Сикияз Тамакском пещерном комплексе обна ружены фрагменты керамики более чем от 100 сосудов. Встречается оружие украшение.
314 |
Глаголы русских мудрецов |
В некоторых пещерах обнаружены тысячи находок – п.Денисо ва (Алтай), п. Айдашинская (Саяны), п.п. Чокурча и Кайное (Крым), п. Игнатиевская (Южный Урал), п. Медвежья (Средний Урал). В рыхлых отложениях подземных полостей прекрасно сохранились споры и пыльца растений и деревьев различных исторических эпох, а в верхних слоях и семена.
ПЕЩЕРА"ЖИЛИЩЕ
Человек, почти с самой колыбели, вынужден был использовать предоставленное ему природой жилье – пещеры, гроты и скаль ные навесы: п. Азыхская – больше 700 тысяч лет (Кавказ), грот Глухой – более 80 тысяч лет (Средний Урал). Они укрывали его от холода и ветра, дождя и снега. Исследования показывают, что 20–25% пещер и гротов удобны для использования их человеком под жилье. Человек чаще использовал сухие, объемные пещеры, с более менее горизонтальным полом, с доступным полом, с дос тупным подходом плато от реки. При отсутствии таковых, он ис пользовал любые пещеры, гроты и скальные навесы даже с северной экспозицией входа, особенно в зимнее время.
В пещерах и гротах в эпоху палеолита люди жили большим кол лективом (20–50 человек), в более позднее время – небольшим коллективом, семьями. В более удобно расположенных пещерах и гротах (близость и хороший подход к воде, южная экспозиция входа, близость хороших охотничьих угодий, обилие производст венного сырья) люди задерживались надолго. Культурные отло жения в некоторых пещерах достигают более 5–6 м (п. Денисова на Алтае, Кударо I и III на Кавказе). Материалы обнаруженные в ряде пещер, говорят о том, что люди использовали их во все исто рические эпохи (п. Денисова на Алтае, п. имени А. Д. Сысоева на Южном Урале, п. Ахштырская на Кавказе, п. Прима 1 в Прикарпа тье). В некоторых пещерах исследователями зафиксированы сле ды древних людей от кратковременных посещений полостей в период охотничьих походов. Это, в первую очередь, присуще Ура лу, особенно в эпоху палеолита, небольшие группы охотников во все исторические эпохи, перемещаясь по долинам рек надолго не задерживались в пещерах и видимо, разогнав дичь, шли за ней дальше.
Глагол Четвертый |
315 |
Чаще всего люди покидали пещеры на более или менее про должительное время. Это хорошо читается по разрезу рыхлых от ложений пещер, где культурные слои чередуются со слоями, не содержащими археологических находок или полностью стериль ными, говорящими о пребывании в этот период в пещере хищни ков. Древние люди при возвращении обычно не производили в ней каких либо изменений, не очищали ее от крупных обломков и глыб, и от накопившихся наносов, а приспосабливались к создав шейся обстановке вне до тех пор, пока возможно было использо вать ее для жилья. Обломки и мелкие продукты расхода известняков (разрушение стен и свода пещер в результате есте ственного процесса – морозного выветривания) постепенно за полняли объем полости, особенно ее предвходную часть.
Несмотря на это, даже в палеолите, тем более в поздние эпохи выявлены случае, когда человек вымащивал дно пещер камнем, сооружал стечки–перекрытия входа в полость (грот Танцеваль ный на Южном Урале), а в огромных полостях строил дополни тельное жилище. Особенно в поздние эпохи (средневековье) человек увеличивал объемы и форму полости (грот Монахов в Прикарпатье) в более мягких породах выдалбливал целые комна ты, залы, коридоры, кельи, ниши, колодцы и получались целые «города» (Мангуп и Чуфут Кале в Крыму, Вардзия и Гегард на Кав казе).
В 1995 году на Южном Урале Челябинским спелеоархеологиче ским отрядом в береговых скальных обнажениях обнаружен пе щерный комплекс – целый «город» или «поселок», названный Сикияз Тамак. В комплекс входят 41 пещера и грот и 1 навес, из которых 7 погребены, а в 12 полостях обнаружен культурный слой.
Люди во все исторические эпохи, пользуясь природной доро гой рекой Ай не проходили мимо этого пещерного «общежития», использовали пещеры, как скрытое от глаз жилье разбойники и преступники, а с XVII века по начало XX века и старообрядцы рас кольники, следы которых имеются в пещерах Украины и Южного Урала.
ПЕЩЕРНЫЕ СВЯТИЛИЩА
Уникальные объекты обнаруживают и исследуют ученые в под земных полостях. Это святилища, открывающие нам сложные,
316 |
Глаголы русских мудрецов |
тайные страницы духовной жизни древних людей и их идеологи ческие представления. Пещерные святилища являются местами поклонения, культа – первыми храмами на Земле.
Пещеры в культовых целях стали использоваться человеком еще в пустьерскую эпоху. Тогда посещение пещер было связано с культом медведя. В ряде пещер обнаружены медвежьи черепа, намеренно установленные у стен пещер или лежащие группами в тайниках: пещеры Азыхская, Кударо I и III, Верхняя – Цуцхватской пещерной системы на Кавказе, Заповедная на Южном Урале.
Впещерах только Южного Урала (Каповой, Игнатисвской, Ко локольной)обнаружена настенная культурная живопись эпохи верхнего палеолита (13–14 тыс.лет ). В этих пещерах обнаружены как одиночные рисунки, так и группы рисунков или даже целые композиции. В основном композиции рисунков связаны и с охот ничьей темой. Взору открываются изображение мамонтов, косо горов, оленей, лошадей и стрелы или колья. Также имеются и геометрические изображения.
Согласно гипотезе ученых в пещерных галереях Южного Урала проводился обряд инициации (посвящения). Главная цель прове дения обряда – познание действительности в ее мифическом зна чении, осознание своего особого положения в природе, устремление в будущее. Подземная полость – это место, наибо лее полно отвечающее главным условиям проведения обряда. Пребывание в ней приводит человека в суперстрессовое состоя ние. Пещера, выбранная для этого, становится «макроподанью» макромира и одновременно является запредельным миром, кото рый человек старается покорить, поборов страх перед пороком.
ВИгнатиевской пещере (Южный Урал) также обнаружены сле ды культа камня (системные негативы сколов со стен полости), входившего в более широкий цикл обрядовых действий.
Определяющим контакт пещерных святилищ является морфо логия самих пещер (огромный вход, своеобразные величествен ные залы с несколькими ходами, длинные коридоры, кольцевые ходы, узкие лазы, ниши, живописное убранство пещер) и сплош ной мрак. Все эти особенности видимо органично включались во внешние атрибуты ритуалов и были элементами обрядов. Ком плексное изучение этих первых святилищ прольет свет на форми рование сознания и мировоззрения древнего человека.
Глагол Четвертый |
317 |
К настоящему времени выявлено, что большинство языческих пещерных святилищ всех последующих эпох (неолит, энеолит, бронза, РЖВ и средневековье ) расположено в небольших естест венных гротах (Крым, Алтай, Урал). До десяти святилищ выявлено только на Среднем Урале (Жилище Сокола, Капинская, Лаксей ская, Лобвинская, Уньинская и др.). Даже в трех пещерах Поляр ного Урала обнаружены следы языческих святилищ.
Интересен факт, что почти во всех обследованных пещерах об наружены наконечники стрел, различных форм и размеров, изго товленные из разных материалов.
Уникально святилище в пещере Камня Дыроватого, что на реке Чусовой (Средний Урал). Аналогов ему нет в мире. Несмотря на недоступность пещеры человеку, в пещере и под ней археологами обнаружено около 20 тысяч наконечников стрел из камня, кости, бронзы и железа. Охотники, проходившие и проплывавшие мимо пещеры, все последние 14 тысяч лет считали своей необходимо стью запустить стрелу в черное пятно пещеры, или в «лицо идола» (естественное изображение на скале), или в возможно стоящие под пещерой у скалы деревянные идолы.
Разные исследователи по разному интерпретируют сущность культа данного памятника (поражение стрелой духа зла; обеспе чение успеха охоты; поклонение горам, скалам, пещерам; обычай принесения в жертву тех стрел, с которыми посчастливилось на охоте; ритуального взаимодействия мужского и женского начала и т. д.).
По всей видимости (пока не доказано), во всех пещерах и гро тах, где рядом на скале или при входе в полость есть наскальная живопись разных эпох (от неолита до средневековья), размеща лись святилища. В кале, рядом с Арасдановской , расположена одноименная пещера (река Уфа, Южный Урал). При обследовании пещеры обнаружены фрагменты керамики, а также сама морфо логия пещеры (потолок, переходящий в щель с нависающими над головой заклинившими глыбами; темный зал, расположенный под прямым углом к входу) и постоянно холодный поток воздуха, выходящий из пещеры с гулом, говорят о возможном использова нии ее в культовых целях.
318 |
Глаголы русских мудрецов |
Очень интересны подземные культовые памятники Украины. В настоящее время зафиксировано их около 70, вырытых в лесо видных суглинках, или высеченных в скальных породах. Это:
VIII–X вв. – пещерные монастыри Крыма
X–XI вв. – пещерные храмы в местах древних языческих свя тилищ
вторая половина XI–XII вв. – формирование монастырей Древней Руси, которые, как правило, соседствовали с круп ными населенными пунктами и отличались сложностью пла нировки, многофункциональностью отдельных структур и в последствии превращаясь в мощные ансамбли с наземными постройками (Кивско Печерская Лавра, Троице Ильинский монастырь в Чернигове, Монастырке, Бакоте и Василеве)
вторая половина XIII – начало XIV веков – пещерные монасты ри – своеобразные убежища периода монголо татарского нашествия (Зверинецкие и Пироговские пещеры в Киеве, Ва сильков, Козин), в которых укрывались талантливые мастера прикладного искусства, просвещенные и просто грамотные люди.
XIV–XVII вв. – образование монастырей, монастырей крепо стей, скитов (Стради, Почаев, Сатанов, Китаевские, Софий ские и Михайловские пещеры в Киеве; Елецкие в Чернигове, Молчалинские пещеры в Путивле, Славногорский и Григо рие Бирюков монастырь
XVIII – начало XX вв. – пещерные скиты отшельников. Обособленность этих памятников, вызванная таинственным
покровом изучаемости и ошибочным мнением насчет малой ин формативности пещер при огромном риске и трудоемкости их ис следований, неизбежно влечет за собой образование пробелов в познании прошлого.
ПЕЩЕРЫ"НЕКРОЛОГИ
С древнейших времен человек использовал подземные полос ти для погребения умерших. Древнейшие остатки человека (от дельные зубы и кости, фрагменты челюсти и черепной коробки были обнаружены на Кавказе в ашенских слоях пещер Кудар 1 и Азыхская; в тустьерских слоях пещер Джурунчулы, Бронзовой, Бреван 1, Сакажия, Ахштырской.
Глагол Четвертый |
319 |
Бонч Осмоловский ГА. в гроте Кинк Коба (Крым) в 1924 году обнаружил костные остатки взрослого неандертальца и ребенка. Погребение было совершено в могильной яме, выдолбленной в скалистом дне грота. Часть костных остатков тустьерских людей была обнаружена в пещерах Заскальная V и VI и Староселье (Крым).
На Урале учеными было обнаружено всего 9 погребений (не олит, Р.Ж.В.)
Уникален и огромен оказался некрополь пещеры Кайнос (Крым), где раскопками обнаружены остатки 135 человек, дати руемые концом VII–V вв. до н.э. – VI–VII вв. н.э.
Очень интересны пещерные некрологи монастырей Украины (Киевско Печерская Лавра), где унифицированные остатки сотен монахов.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЩЕРНЫХ ПАМЯТНИКОВ
Несмотря на то, что пещерные памятники изучаются с конца 19 века, обнаруженные, тем более изученные объекты составляют «каплю в море неизвестного».
Даже крупные известные пещеры далеко не все подвергались обследованию археологов, а на тысячи небольших, неприметных подземных полостей во всех горных странах тем более никто не обращал внимания.
В природе имеется огромное количество разрушенных и по гребенных пещер , не обнаруженных никем до сих пор.
За последние годы исследований на Южном Урале выявлено несколько сот пещер и гротов, удобных для использования их че ловеком; около сотни погребенных пещер, в которых видимо по следние 5–10 тысяч лет не ступал человек. Также обнаружено несколько полупогребенных подземных полостей с закрытым крупными камнями и глыбами входом. Возможно, это Уральские «дольмены».
Какие сенсации принесет вскрытие этих объектов, пока неиз вестно. Ясно одно, что без постоянного комплексного изучения пещер в регионах, нет полной характеристики хозяйства и культу ры той или иной эпохи, т.к. подземные полости есть везде, и в го
320 |
Глаголы русских мудрецов |
рах, и на равнине, и в лесу, и в степи. Для этого необходима огромная кропотливая работа и молодые, энергичные кадры.
ИСТОЧНИК ВТОРОЙ
Теоретические основы понимания истории
(Шилов Ю. А.)
Основные положения новой концепции основ истории и циви лизации таковы:
первобытнообщинный строй («первобытный коммунизм») изпачапьпо завершается длительным периодом «священной (а не военной) демократии» – когда не воины, а священно служители возглавляют общестао;
эти жрецы правители («первобытная интеллигенция») соз дают древнейшую государственность типа Аратты, котором яплнетсн апофеозом общинного строи (а не началом классо вых (формаций) и зыждется па присущей ему естественной иерархии:
в основе государственности лежит, таким образом, интел лектуальный диалог человечества с мирозданием a не «клас совая борьба»), направленный на сохранение и разработку естественной гармонии;
снимая всевозрастающие противоречия (изначально порож денные переходом к производящему хозяйству, а значит дисгармонией общества со средой обитания), жрецы прави тели неизбежно сосредотачивают внимание на основном из этих противоречий – между бытием и небытием; эффективнейшим способом снятия противоречий законо мерно cтановится самопожертвование на благо народа (ми форитуал Спасптельства) – на котором (а не «на обмане, насилии, эксплуатации») и зиждется «власть интеллектуал ной элиты.
Данная концепция, основанная на синтезе источников и про межуточных выводов, объясняет и феномен государственности с рубежа VII–VI тыс. до н. э., и сложение в рамках общинного (вер нее дорабовладельческого) строя IV–II тыс. до н. э. грандиозной системы святилищ обсерваторий, протянувшихся от Британии до