ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 510
Скачиваний: 0
Глагол Четвертый |
303 |
ДРЕВНИЕ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ НАРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА
(ВИНОГРАДОВ Н. Б.)
Назва |
|
Место |
Образ |
Поселения, погребе |
|
ние на |
Время обитания |
жизни и |
|||
обитания |
ния и пр. |
||||
рода |
|
занятия |
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее |
|
|
|
|
|
Повол |
Оседлый |
|
|
|
|
жье и |
|
||
Абашев |
Около 4000 лет |
народ. |
Мало Кизильское |
||
Южный |
|||||
ские |
назад. |
Пастухи |
селище (под Маг |
||
Урал |
|||||
племена |
Бронзовый век |
и метал |
нитогорском) |
||
(леса и |
|||||
|
|
лурги |
|
||
|
|
лесосте |
|
||
|
|
|
|
||
|
|
пи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Южный |
|
|
|
|
|
Урал и |
Оседлые |
Алакульский мо |
|
|
|
Север |
гильник (Курган |
||
|
Бронзовый век |
скотово |
|||
Алакуль |
ный Ка |
ская обл.). |
|||
(3800–3400 лет |
ды и |
||||
цы |
захстан |
Поселение Кулев |
|||
назад) |
метал |
||||
|
(степи и |
чи (Варнснский р н |
|||
|
|
лурги |
|||
|
|
лесосте |
Челябинской обл.) |
||
|
|
|
|||
|
|
пи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оседлые |
Поселение Черка |
|
|
Бронзовый век |
Южный |
скотово |
||
Алск |
сы 2 (Кизильский |
||||
(3100–2800 лет |
Урал |
ды и |
|||
сесвцы |
р н Челябинской |
||||
назад) |
(степи) |
земле |
|||
|
обл.) |
||||
|
|
|
дельцы |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Ранний желез |
|
Оседлые |
Гороховское горо |
|
|
Зауралье |
скотово |
|||
Горохов |
ный век |
дище (Юргамыш |
|||
(лесо |
ды и |
||||
цы |
(2500–2300 лет |
ский р н |
|||
степи) |
земле |
||||
|
назад) |
Курганской обл.) |
|||
|
|
дельцы |
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Север |
Метал |
Иткульские городи |
|
|
Ранний желез |
Южного |
лурги, |
ща у Верхнего Уфа |
|
Иткуль |
ный век |
Урала |
скотово |
лея (Челябинская |
|
цы |
(2700–2300 лет |
(леса и |
ды и |
обл.); Думная гора у |
|
|
назад) |
лесосте |
охотни |
г. Полевское |
|
|
|
пи) |
ки |
(Свердловская обл.) |
|
|
|
|
|
|
304 |
|
|
Глаголы русских мудрецов |
||
|
|
|
|
|
|
Назва |
|
Место |
Образ |
Поселения, погребе |
|
ние на |
Время обитания |
жизни и |
|||
обитания |
ния и пр. |
||||
рода |
|
занятия |
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Степи от |
Ското |
|
|
Кипчаки |
Средние века |
Черного |
Погребение у пос. |
||
во |
|||||
(полов |
(900–700 лет |
моря до |
Федоровка под Че |
||
ды коче |
|||||
цы) |
назад) |
Южного |
лябинском |
||
вники |
|||||
|
|
Урала |
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Ранний желез |
Степи |
Ското |
Бобровский мо |
|
|
Казах |
||||
|
ный век |
во |
гильник в Троиц |
||
Саки |
стана и |
||||
(2700–2550 лет |
ды коче |
ком р не |
|||
|
Южного |
||||
|
назад) |
вники |
Челябинской обл. |
||
|
Урала |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Савро |
Ранний желез |
Степи от |
Ското |
|
|
Подолья |
Климовский курган |
||||
ма |
ный век |
во |
|||
до Юж |
в Чесменском р не |
||||
ты сарм |
(2550–1700 лет |
ды коче |
|||
ного |
Челябинской обл. |
||||
аты |
налал) |
вники |
|||
Урала |
|
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Степи и |
Оседлые |
Курганы в пос. |
|
|
Бронзовый век |
лесосте |
|||
Срубные |
скотово |
Мирный в Бредин |
|||
(3600–3100 лет |
пи Юж |
||||
племена |
ды и ме |
ском р не Челябин |
|||
назад) |
ного |
||||
|
таллурги |
ской обл |
|||
|
|
Урала |
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Степи и |
|
|
|
|
Бронзовый век |
лесосте |
Оседлые |
Могильник При |
|
Федо |
пи Юж |
плодный Лог в Тро |
|||
(3300–3200 лет |
скотово |
||||
ровцы |
ного |
ицком р не |
|||
назад) |
ды |
||||
|
Урала и |
Челябинской обл. |
|||
|
|
|
|||
|
|
Север |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Север |
Оседлые |
|
|
|
Бронзовый век |
Южного |
скотово |
Поселение Черка |
|
Черка |
Урала |
ды и |
скуль 2 (Каслин |
||
(3300–3100 лет |
|||||
скульцы |
(леса и |
охотни |
ский р н |
||
назад) |
|||||
|
лесосте |
ки ры |
Челябинской о |
||
|
|
||||
|
|
пи) |
боловы |
|
|
|
|
|
|
|
Глагол Четвертый |
305 |
ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ
ПЛАТОН О ПЕЛАСГАХ
Выслушаем, что говорит Платон о столице неведомого ему на рода, который он принимает (вместе со жрецами) за эллинов:
«Столица их тогда была построена следующим образом. Преж де всего расположение акрополя было совсем не таким, как те перь, ибо ныне его холм оголен, и землю с него за одну ночь необычайным образом смыла вода, что произошло, когда одно временно с землетрясением разразился неимоверный потоп, третий по счету перед Девкалионовым бедствием.
Но в минувшие времена акрополь простирался до Эридана и Илиса, охватывая Пики, а в противоположной к Пикну стороне – гору Ликабет, притом он был весь покрыт землей, а сверху, кроме немногих мест, являл собой ровное пространство. Вне его, по склонам холма, обитали ремесленники и те из землепашцев, уча стки которых были расположены поблизости; но наверху, в уеди нении, селилось вокруг святилища Афины и Гефеста обособленное сословие воинов за одной оградой, замыкавшей как бы сад, принадлежащий одной семье.
На северной стороне холма воины имели общие жилища, по мещения для общих зимних трапез и вообще все то по части до машнего хозяйства и священных предметов, что считается приличным иметь воинам в государствах с обобщенным управле нием, кроме, однако, золота и серебра: ни того, ни другого они не употребляли ни под каким видом, но, блюдя середину между пыш ностью и убожеством, скромно обставляли свои жилища, в кото рых доживали до старости они сами и потомки их потомков, вечно передавая дом в нейзмениом виде подобным себе преемникам.
Южную сторону холма они отвели для садов, для гимнасиев и для совместных трапез, соответственно ею и пользуясь. Источник был один – на месте нынешнего акрополя; теперь он уничтожен
306 |
Глаголы русских мудрецов |
землетрясениями... Так они обитали здесь – стражи для своих со граждан и вожди всех прочих эллинов по доброй воле последних; более всего они следили за тем, чтобы на вечные времена сохра нить одно и то же число мужчин и женщин, способных когда угодно взяться за оружие, а именно около двадцати тысяч.
Такими они были, и таким образом они справедливо управляли своей страной и Элладой; во всей Европе и Азии не было людей более знаменитых и прославленных за красоту тела и за много стороннюю добродетель души».
За тысячу лет до создания афинского Акрополя на том же хол ме высился Пеласгикон – крепость пеласгов. Это древнейшие обитатели Средиземноморья.
Греки пришли сюда как бы новопоселенцами, и они во многом стерли следы пеласгов и фракийцев, переняв в то же время (со гласно традиции) кое что из их мифологии нельзя не сделать вы вода о связи пеласгов в догреческие времена с Египтом, ведь пеласги населяли и Крит и создали неповторимую минойскую культуру.
ИСТОЧНИК ВТОРОЙ. КТО ТАКИЕ ПЕЛАСГИ?
(ГРИНЕВИЧ Г. С.)
«Какое чувство возникает там, где лепестки касаются друг друга?»
Р.М.Рильке
Действительно, по Гелланику (V в. до н.э.), «этруски – это от ветвление эгейских пеласгов», а пеласги – это догреческое насе ление Греции и Эгеиды, в том числе и острова Крита, т.е. те самые «минойцы», которыми правил царь Минос .
«Отец истории», великий Геродот, сообщает, что Эллада име новалась ранее Пеласгией, т.е.страной пеласгов; что пеласги го ворили на варварском (т.е. негреческом) наречии, что греки позаимствовали у пеласгов даже некоторых богов. Другой знаме нитый историк античности, Фукидид говорит в первой книге своей Истории: «По видимому, страна, именуемая ныне Элладой, проч но заселена не с давних пор. Раньше происходили в ней пересе ления, и каждый народ легко покидал свою землю, будучи тесним каким либо, всякий раз более многочисленным народом». Боль
Глагол Четвертый |
307 |
ше того, по словам того же Фукидида, сама страна Эллада, «вся, как таковая, не носила еще этого имени... название ей давали по своим иные племена (не греки), главным образом пеласги».
О пеласгах сообщается и в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». В первой из них они упоминаются как союзники троян цев; во второй называются среди многочисленных народов, насе ляющих остров Крит. Говорят о пеласгах и многие другие античные авторы.
Их свидетельства были собраны воедино и тщательно проана лизированы в книге «Пеласги», вышедшей в Вене в I960 году и на писанной Ф. Лохнер Хюттенбахом. Ему удалось убедительно показать, что пеласги обитали на Балканах, в северной части ост рова Пелопонес (не говоря уже о центральной Греции), на Крите, в Трое, а также и на других островах Эгейского моря и эгейском по бережье Малой Азии.
Кто же такие пеласги? Болгарский ученый академик Владимир Георгиев доказал, что прежде всего язык пеласгов был индоевро пейским. Но какой именно? Чтобы ответить на данный вопрос, хотя бы в плане предположения, самое время вернуться к выска зыванию Гелланика (V в. до н.э.) о том, что «этруски – это ответв ление эгейских пеласгов». По мнению Гелланика, пеласги, изгнанные греками, приплыли к устью реки По, продвинулись в глубь страны, захватили город Кротон (Кортону) и поселились в местности, получившей название «Тиррения». «Этрусками» этру сков называли римляне (латиняне); греки называли этрусков «тирренами», а сами этруски, согласно Дионисию Галикарнасско му, называли себя расена, и это всё при том, что «совершенно бе зоговорочно этруски названы славянским племенем в словаре Стефана Византийского». Сказанное можно представить в виде схемы: пеласги – этруски – славянское племя (расены) и сделать предположительный вывод, что пеласги – это славянское племя, т.е. праславяне.
Об этом же, но в несколько ином плане говорит и известный со ветский этрусколог А.И. Немировский, анализируя исторические данные о появлении пеласгов в Италии (точнее, в Этрурии): «...пе ласги – народ не грекоязычный, а говорящий на языке, близком к греческому. Они родственны иллирийцам, фракийцам, фригий цам и, возможно, праславянам».
308 |
Глаголы русских мудрецов |
ОТКУДА РОДОМ ПЕЛАСГИ?
«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии».
Н. В. Гоголь
Чтобы ответить на этот вопрос или хотя бы приблизиться к его разрешению, я предлагаю пройти той дорогой, по которой, кажет ся, еще никто не ходил. Для этого необходимо лишь вспомнить, что наиболее древней на сегодняшний день надписью, исполнен ной письмом типа «черт и резов», расшифровке которого посвя щена первая часть настоящей работы, является надпись на пряслице из Лецкан – 348 год н.э.
То обстоятельство, что надпись выполнена обыкновенной де ревенской пряхой, наводило на мысль о еще более глубокой древ ности славянской письменности, а IV век н.э. – это лишь её расцвет, когда она была доступна всем, в том числе и простолю динам в самых глухих уголках славянских земель. Но как глубоко уходят её корни? Дело осложняется тем, что следы славянских культур археологи просматривают на уровне первых веков нашей эры. А глубже? Глубже только тьма и неизвестность. И всё же...
Советский археолог А.Я. Брюсов в «Очерках по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху», нанеся на карту Европейской части СССР и сопредельных стран распространение археологически близких друг другу культур конца III и начала II ты сячелетия до н.э., обратил внимание на совпадение этих границ с границами языковых группировок, исторически засвидетельство ванных для несколько более позднего времени (по письменным данным и по данным топонимики).
Так, вся северная половина, включая волго окское междуре чье, оказалась занятой археологическими культурами с различ ными вариантами ямочно зубчатой керамики. На этом большом пространстве можно было легко различить несколько отличаю щихся друг от друга культур: урало камская с зубчато струйчатой керамикой; окско верхневолжкая – с ямочно зубачатой; севе ро западная, или белорусская, – с зубчатой; южно балтийская – с ямочной.
Глагол Четвертый |
309 |
К юго западу, к западу и в клязьминско волжском междуречье находилась серия фатьянообразных культур.
Крайний юго запад занимала трипольская культура, входящая в число культур с расписной керамикой, распространенных в При дунавье и значительной части Балканского полуострова.
И, наконец, черноземная область к востоку от Днепра оказа лась занятой близкими в общем друг другу «степными» культура ми – катакомбной, полтавкинской, северокавказской.
Как ни приблизительны совпадения этих границ с языковыми границами более позднего времени, они тем не менее оказались весьма интересными. Группы археологических культур III–II тыся челетий хорошо сопоставлялись с позднейшим распределением славянских по Днепру, Висле и западнее; фракийских на юго за паде и скифских языков в черноземной степной полосе к востоку от Днепра. Это сопоставление подтверждало предположение о том, что к III тысячелетию до н.э. на европейской территории
СССР сложились уже те этнические единства, с которыми имеет дело позднейшая история.
Определенность вывода приводила к совершенно определен ным представлениям о том, что создателями так называемой три польской культуры являлись славяноязычные племена. Хорошо известен тезис Б. В. Горнунга о том, что трипольцы входили в чис ло языковых предков славян.
Границы расселения трипольцев в пределах СССР в общих чертах совпадали с границами полноценного чернозема (по Д. В. Докучаеву). Благодатный климат, богатые почвы позволяли им за ниматься как скотоводством, так и земледелием. Племена Трипо лья были многолюдны, о чем свидетельствует большое число огромных трипольских поселений.
По единодушному мнению всех специалистов, «трипольцы в культурном отношении значительно превышали своих соседей». Имели они и письменность. Пространных текстов или хотя бы от дельных трипольских надписей пока не найдено, но отдельные знаки, имеющие абсолютное сходство со знаками письменности типа «черт и резов», имеют место на обломках трипольской кера мики. Это серьезное основание для того, чтобы считать, что сла вянская письменность зародилась в Триполье, на берегах Днепра или Дуная по крайней мере не менее 3 тысяч лет тому назад.
310 |
Глаголы русских мудрецов |
Но почему возник и существует такой огромный разрыв во вре мени между трипольской культурой и гораздо более поздними славянскими культурами этих мест, той же черняховской (именно с ней, как вы помните, связана надпись на пряслице из Лецкан)? Объяснение этому найдено.
В начале II тысячелетия до н.э. произошло внезапное прекра щение развития трипольской культуры, носившее катастрофиче ский характер. Восточные соседи, представители так называемой катакомбной культуры, сумевшие приручить лошадь и достигшие совершенства в металлургии меди, обрушились на трипольцев и оказались победителями.
Нам, конечно, неизвестны не только детали, но и общий ход этой борьбы и её продолжительность. Но археологические памят ники красноречиво свидетельствуют, что трипольцы покидали свои поселения, расположенные на правобережье Днепра, с та кой поспешностью, что бросали в своих домах массу вещей и даже домашних идолов. Мы видим также, что в этой борьбе значи тельное участие приняли северные племена (представители среднеднепровской и волынской культур). Иными словами, про тив трипольцев выступили различные племена, со всех сторон, и это делает еще более понятным предполагаемый разгром три польцев, по видимому, в краткое время.
Исход трипольцев из Среднего Поднепровья, где потом, почти через 2,5 тысячи лет, возникнет государство восточных славян – Киевская Русь, по времени точно согласуется со временем появ ления на Балканах, в догреческой Греции, на островах Эгейского моря, в том числе на Крите, пеласгов.
Глагол Четвертый |
311 |
ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ ГОРНЫЕ СТРАНЫ – ПЕЩЕРНЫЕ СТРАНЫ.
(СПЕЛЕАРХЕОЛОГ ЮРИН В.И.)
На огромных просторах России расположено несколько горных стран: Карпаты, Крым, Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Эти террито рии богаты не только величественными вершинами и горными ре ками, но и подземными полостями (пещерами, гротами) и скальными навесами. Большая их часть расположена в предгорь ях, в корстующихся породах: известняках, доломитах, гипсах и др. Спелеологами и другими исследователями на территории России на сегодняшний день выявлено более 6 тысяч пещер и гротов.
Но все данные цифры все же далеки от реального исследова ния спелеархсологов на Южном и Среднем Урале в последние годы показали, что подземных полостей в природе существует в 5 и более раз больше, чем зафиксировано.
Ряд пещер появились миллионы лет назад н уже разрушились, ряд имеют заваленный (погребенный) вход, а ряд – в настоящее время труднодоступны человеку.
Горная страна |
Количество выявленных подземных полостей |
|
|
Алтай |
около 100 |
|
|
Кавказ |
несколько сот |
|
|
Карпаты |
около 500 |
|
|
Крым |
более 800 |
|
|
Саяны |
около 100 |
|
|
Урал |
более 2000 |
|
|
312 Глаголы русских мудрецов
Как видно из таблицы, Урал на сегодняшний день является са мой богатой «Пещерной державой».
Регион Урала |
Количество подземных полостей |
|
|
Южный Урал |
более 1000 |
|
|
Средний Урал |
более 1000 |
|
|
Северный Урал |
более 100 |
|
|
Приполярный Урал |
более 10 |
|
|
Полярный Урал |
около 10 |
|
|
ПЕЩЕРЫ – ЭТО НЕ ПРОСТО ПОДЗЕМНЫЕ ПОЛОСТИ
Исследования в подземных полостях показывают, что во всех их без исключения с ранней поры четвертичного периода обитали животные и птицы. Хищники (пещерные гиены и львы) и другие животные устраивали в пещерах свои логова. Даже сейчас, не сколько десятков видов животных и птиц (лисы, барсуки, полевые и летучие мыши, зайцы, козы, голуби и др.) пользуются пещерами как убежищами.
Сначалом похолодания на планете, древний человек вынужден был тоже использовать естественную защиту от холодных север ных ветров, которые давали ему крутые склоны речных и озерных долин, изобилующих пещерами, гротами и скальными навесами. Человек охотно пользовался ими, как местами, удобными для обитания и надежными убежищами от хищных животных. Все по следующие сотни и десятки тысяч лет, вплоть до этнографическо го времени, человек использовал пещеры как жилища, как святилища, как загон для скота, как место сокрытия сокровищ Даже в настоящее время люди укрываются под скальными наве сами, в пещерах и гротах от непогоды, во время охоты, рыбалки и даже во время сбора грибов и ягод.
Спещерами связаны десятки легенд и преданий: о страшных чудовищах и несметных сокровищах, об исчезновении людей и животных; о разбойниках и конокрадах, о старцах отшельниках (Игнатий, Аверкий) и народных героях (С.Разин, Е.Пугачев, С.Юлаев, О.Довбуш).