ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 483
Скачиваний: 0
Глагол седьмой |
407 |
Как человек во гроб положен был – и как Бог ад разруош и души освободил.
Как человека запечатали (Его) во гробе – и как Бог исшел печа ти целыми сохранив.
Как человека тщились иудеи утаить Воскресение (Его), под ку пая стражей, – но как Бог узнан и призван во всех кон цах земли.
Поистине, Кто Бог так великий как Бог [наш]. Он есть Бог творя щий чудеса! Содеял спасение посреди земли крес том и мукою на месте Лобном, вкусив уксуса и желчи, – да отсечется вкушением горечи преступление и грех сладостного вкушения Адамова от древа! Сотворившие же с Ним сие преткнулись о Него, как о
камень, и сокрушились, как и говорил Господь: Упавший на камень сей сокрушится, а на него упадет – его сокрушит. Ибс пришел к ним, во исполнение пророчеств, изреченных о Нем как и говорил; Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. И еще: не нарушить пришел Я [Закон], не исполнить. И Хана неянке, иноплеменнице, просящей об исцелении дочери своей, говорил: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Они же называли Его лжецом, и от блуда рожденным, и (силою) веель" зевула бесов изгоняющим. Христос слепых у них сделал зрячи ми, прокаженных очистил, согбенных выпрямил, бесноватых исцелил, расслабленных укрепил, мертвых воскресил. Они же, как злодея, мучили (Его), пригвоздив’ко Кресту. И потому пришел на них гнев Божий, смертельный.
Ибо сами они поспешествовали своей погибели. Когда расска зал Спаситель притчу о винограднике и делателях: Что сделает Он с этими виноградарями? – отвечали: злодеев сих предаст злой
смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, кото" рые будут отдавать ему плоды во"времена свои.
И сами были пророками своей погибели, ибо Он пришел на землю посетить их, и не приняли Его. Поскольку дела их темны были – не возлюбили света: не явились бы дела их, ибо (они) темны. И вот потому то, подходя к Иерусалиму и увидев град, прослезился Иисус, говоря о нем: «Если бы разумел ты в
сей день свой, что к миру твоему! Ныне же сокрыто от очей твоих, что придет срок твой, и возведут враги твои частокол вокруг тебя, и обидят тебя, и окружат тебя отовсюду, и разо" бьют тебя, и чад твоих в тебе за то, что не разумел времени
408 |
Глаголы русских мудрецов |
посещения твоего! И еще: Иерусалим, Иерусалим, избиваю" щий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и Вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст, – как и произошло, ибо пришли римляне, пле нили Иерусалим и разбили его до основания. Погибло с тех пор
иудейство, и закон с ним, как вечерняя заря, угас, и рассея" ны были иудеи по странам – да не пребудет злое совокупно!
Ведь пришел Спаситель, и не принят был Израилем. И, по еван гельскому слову, пришел к своим, и свои Его не приняли. Язычни ками же принят был, как сказал Иаков: и Он – чаяние языков, ибо и по рождении Его прежде поклонились Ему волхвы из язычников, а иудеи убить Его искали, из за Него и (совершилось) избиение младенцев. И сбылось слово Спасителя, что многие придут с вос тока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царст ве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю. И еще, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящем плоды его, ибо к ним послал учеников Своих, говоря: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто
будет веровать, и креститься, спасен будет. Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам.
И подобало Благодати и Истине над новыми народами восси ять. Ибо не вливают, по словам Господним, вина учения нового, благодатного в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе: прорыва ются мехи, и вино вытекает. Не сумевшие удержать тени Закона, столько раз поклонявшиеся идолам, как удержат учение истинной Благодати! Но новое учение – в новые мехи, новые народы: и сбе регается той другое. Так и есть. Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И законническое озеро высохло, евангельский же источник напол нился вод и всю землю покрыл, и до нас разлился. Ведь вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит. Христос прославляется, а иудеи проклинаются, язычники приве дены, а иудеи отринуты, как сказал (Господь через) пророка Ма лахию: «Нет Мне нужды в сынах Израилевых, и жертвы от рук их не приму, ибо от востока и запада Имя Мое славится в странах, и на всяком месте фимиам Имени Моему приносится, ибо Имя Мое ве
Глагол седьмой |
409 |
лико между народами». И Давид: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе; и: Господи, Господь наш, чудно Имя Твое по всей зем ле! И уже не идолослужителями зовемся, но христианами; не ли шенными надежды, но уповающими на Жизнь Вечную.
Иуже не капища сатанинские воздвигаем, но Христовы церкви созидаем. Уже не закалаем друг друга (в угоду) бесам, но Христос за нас закалаем бывает, и раздробляем в жертву Богу и Отцу.
Иуже не жертвенную кровь вкушая, погибаем, но Христову Пречистую Кровь вкушая, спасаемся. Все страны Благой Бог наш помиловал и нас не презрел, восхотел – и спас нас, и в разумение Истины привел. Ибо когда опустела и высохла земля наша, когда идольский зной иссушил ее, внезапно потек источник евангель ский, напояя всю землю нашу. Как и сказал Исайя: пробьются воды ходящим в пустыне, и безводное обратится в болота, и в
земле жаждущей источник воды будет.
Когда мы были слепы и истинного света не видели, но во лжи идольской блуждали, к тому же были глухи к спасительному уче нию, помиловал нас Бог, и воссиял в нас свет разума, чтобы
познать Его, по пророчеству: «Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат». И когда мы претыкались на путях погибе ли, последуя бесам, и пути, ведущего к жизни, не ведали, к тому же бормотали языками нашими, молясь идолам, а не Богу своему
иТворцу, – посетило нас человеколюбие Божие. уже не последу ем бесам, но ясно славим Христа, Бога нашего, по пророчеству:
«Тогда вскочит, как олень, хромой, и ясен будет язык гугни" вых». И когда мы были подобны зверям и скотам, не разумели, (где) десница, (где) шуйца, и земному прилежали, и нимало о не бесном не заботились, послал Господь и нам заповеди, ведущие в Жизнь Вечную, по пророчеству Осии: «И будет в день оный, гово рит Господь, завещаю им Завет с птицами небесными и зверьми земными, и скажу не Моему народу: «вы Мой народ», а он скажет Мне: «Ты Господь Бог наш!». И так, будучи чуждыми, мы людьми Божиими нарекались и, бывшие врагами, мы сынами Его прозы вались. И не хулим по иудейски, но по христиански благословля ем, и не собираем совет, чтобы распять (Его), но чтобы Распятому поклониться. Не распинаем Спасителя, но руки к Нему воздеваем. Не прободаем ребр, но от них пьем источник нетления. Не три дцать сребреников наживаем на Нем, но друг друга и весь живот
410 |
Глаголы русских мудрецов |
наш Ему предаем. Не таим Воскресения, но во всех домах своих возглашаем: Христос воскресе из мертвых! Не говорим, что (Он) был украден, но (что) вознесся туда, где и был. Не неверуем, но, как Петр, говорим Ему: Ты – Христос, Сын Бога Живаго, и с Фо"
мою: «Ты есть Господь наш и Бог», и с разбойником: «Помяни нас. Господи, во Царствии Твоем!».
Итак веруя в Него и храня предания святых отцов семи Собо ров, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь заповедей Его. Сбылось на нас реченное о язычниках: «Обнажит Господь мышцу Свою святую перед всеми народами, и узрят во всех концах земли спасение Бога нашего». И другое: живу Я, гово рит Господь, и предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. И Исайи: всякий дол да наполнит ся, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и не ровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]. И Даниила: «Все люди, пле мена и языки послужат Ему». И Давида: «Да исповедаются Тебе люди, Боже, да исповедуются Тебе люди все, да возвеселятся и возрадуются языки» и: Восплещите руками все народы, восклик ните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, – ве ликий Царь над всею землею.
Иниже: Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,
ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно. Бог воцарился над народами и: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]!, и: «Хвалите Господа, все народы, прославляйте все племена», и еще: «От востока и до запада хвали мо Имя Господне. Высок над всеми народами Господь, над небе сами слава Его», как Имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далече и: Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое, и: Цари земные и все наро ды, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят Имя Господа.
ИИсайи: «Послушай Меня, народ Мой, [говорит Бог], и цари, ко Мне прислушайтесь, ибо Закон от Меня изойдет, и суд Мой – свет народам. Приблизится скоро правда Моя и снизойдет, как свет, спасение Мое.
Глагол седьмой |
411 |
Меня острова ждут, и на мышцу Мою страны уповают». Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла, от них уве ровавшая в Иисуса Христа, Сына Божия, Асия и Эфес, и Патмос – Иоанна Богослова. Индия –Фому, Египет– Марка. Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научивше го их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малы ми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во вре мена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многихи ныне победами и силою поминаются и прослав ляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.
Сей славный, рожденный от славных, благородный – от благо родных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужест вом же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, по корив себе соседние народы, иных – миром, а непокорных – мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасуще го правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышне го, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взы скать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невиди мую. К тому же всегда он слышал о благоверной земле греческой, христолюбивой и сильной верою: как (там) Бога Единого в Троице почитают и поклоняются (Ему), как у них являются силы, и чудеса, и знамения, как церкви людьми наполнены, как веси и города бла говерны, все в молитвах предстоят, все Богу служат. И услышав это, возжелал сердцем, возгорелся духом, чтобы быть ему хри стианином и земле его также быть (христианской), что и произош ло по изволению Божию о естестве человеческом. Ибо совлекся князь наш, и с ризами ветхого человека сложил тленнее, отряхнул прах неверия и вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во Христа крестившись, во Христа облекшись. И вышел из купели убеленным, став сыном нетления, сыном Воскресе"
ния, имя приняв вечное, именитое в поколениях и поколени" ях – Василий, коим вписан он в Книге Жизни, в вышнем граде, в нетленном Иерусалиме. После того, как это произошло, не оста
412 |
Глаголы русских мудрецов |
вил он подвига бла говерия, не этим только явил сущую в нем к Богу любовь, но подвигнулся дальше, повелев по всей земле
своей креститься во Имя Отца и Сына и Святаго Духа и ясно и велегласно во всех городах славить Святую Троицу, и всем стать христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным
истарым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным.
Ине было ни одного, противящегося благочестивому его пове лению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелев шим крестился – ибо было благоверие его с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом.
Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благо" верия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осияло.
Капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокруша лись, а иконы святых являлись, бесы бежали – Крест города освя щал.
Пастыри словесных овец Христовых, епископы, стали пред святым алтарем, принося Жертву Бескровную. Пресвитеры, и диаконы, и весь клир украсили и лепотой облекли святые церкви. Труба апостольская и евангельский гром все грады огласили. Фи миам, возносимый к Богу, освятил воздух. Монастыри на горах воздвигли; черноризцы явились; мужи и жены, и малые и великие
– все люди заполнили святые церкви, восславили (Бога), воспе вая: Един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца! Аминь. Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе!
Как же восхвалим тебя, о пречестный и славный среди земных владык, премужественный Василий! Как подивимся величию, кре пости и силе (твоей), какую благодарность воздадим тебе за то, что чрез тебя познали Господа и ложь идольскую избыли, что тво им повелением по всей земле твоей славится Христос! Как назо вем тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо милости! Как уверовал? Как возгорелся любовию Хри стовой? Как вселился в тебя разум выше разума земных муд"
рецов – чтобы Невидимого возлюбить и к небесному устре" миться?!
Глагол седьмой |
413 |
Как взыскал Христа, как предался Ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святаго Духа? Где испил от сладкой чаши памяти о Будущей Жиз ни? Где вкусил и увидел, как Благ Господь? Не видел ты Христа,
не ходил ты за Ним – как же стал учеником Его? Другие и ви" дев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное Фоме: блаженны невидевшие и уверовавшие.
Поэтому дерзновенно и без сомнения взываем к тебе, о бла женный! Сам Спаситель нарек тебя блаженным, ибо ты уверовал в Него и не соблазнился о Нем, по слову Его неложному: и блажен, кто не соблазнится о Мне. Ведь знающие Закон и пророков распя ли Его. Ты же. ни Закона, ни пророков не почитавший, Распя"
тому поклонился.
Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему?. Не видел апостола, который при шел (бы) в землю твою и нищетою своею, и наготою, гладом и жа ждою сердце твое к смирению приклонил (бы). Не видел, (как) беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравли вают, немые говорят, огонь в холод претворяется, мертвые вста ют – всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное! Другие
цари и властелины, видев, как все это совершается святыми мужами, не веровали, но, более того, на муки и страдания предавали их. Ты же, о блаженный, без всего этого притек ко Христу, только через благое размышление и остроумие ура" зумев, что Един есть Бог. Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что (Он) послал в мир, спасения (на" шего) ради, возлюбленного Сына Своего.
И об этом помыслив, вошел в святую купель. То, что другим уродством кажется, для тебя стало силою Божией. К тому же, кто расскажет о многих твоих ночных милостях и дневных щедротах, которые убогим творил (ты), сирым, болящим, должникам, вдо вам и всем просящим милости. Ибо слышал ты слово, сказанное Даниилом Навуходоносору.
«Да будет угоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: грехи твои милостями очисти и неправды твои – щедротами нищим». То, что слышал ты, о пречестный. не для слуха оставил, но делом ис полнил сказанное: просящим подавал, нагих одевал, жаждущих и
414 |
Глаголы русских мудрецов |
алчущих насыщал, болящим всякое утешение посылал, должни ков выкупал, рабам свободу давал.
Ведь твои щедроты и милости и ныне среди людей поминают ся, паче же пред Богом и ангелами Его. Из за нее, доброприлюб ной Богом милости, многое дерзновение имеешь пред Ним как присный раб Христов. Помогает мне сказавший слова: милость превозносится над судом и милостыня человека – как печать у Него. Вернее же Самого Господа глагол: Блаженны милости" вые, ибо они помилованы. Иное ясное и верное свидетельство о тебе приведем из Священного Писания, реченное апостолом Иаковом, что обративший грешника от ложного пути его спа" сет душу от смерти и покроет множество грехов. Если одного человека обратившему такое возмездие от Бога Благого, то какое же спасение обрел (ты), о Василий?! Какое бремя греховное рас сыпал, не одного человека обратив от заблуждения идольской лжи, не десятерых, не город, но всю землю эту?!
Сам Спаситель Христос показывает нам и удостоверяет, какой славы и чести сподобил Он тебя на небесах, говоря: Кто испове дает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. И если Христос ходатайствует пред Богом Отцом о том, кто исповедает Его только перед людьми, то сколь же похва лен от Него будешь ты, не только исповедав, что Христос есть Сын Божий, но исповедав и веру в Него утвердив не в одном соборе, но по всей земле этой, и церкви Христовы поставив, и служителей Ему приведя? Подобный Великому Константину, равный ему умом, равно христолюбивый, равно чтущий служителей Его!
Он со святыми отцами Никейского Собора положил Закон лю дям (всем), ты же с новыми нашими отцами, епископами, собира ясь часто, с большим смирением совещался, как среди народа этого, новопознавшего Господа, Закон уставить. Он царство эл линов и римлян Богу покорил, ты же – Русь. Теперь не только у них, но и у нас Христос Царем зовется. Он с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принес (и), по всему миру своему разослав, веру утвердил. Ты же с бабкой своей Ольгой принес Крест из Но вого Иерусалима, Константинова града и, но всей земле своей по ставив, утвердил веру. Ибо ты подобен ему. По благоверию твоему, которое имел в жизни своей, сотворил тебя_ Тосподь(и) на Небесах той же, единой (с Ним) славы и чести сопричастником.
Глагол седьмой |
415 |
Добрая наставница в благоверии твоем, о блаженный, – Свя" тая Церковь Пресвятой Богородицы Марии, которую (ты) создал на правоверней основе и где ныне лежит мужествен" ное тело твое, ожидая трубы архангельской.
Добрый и верный свидетель – сын твой Георгий, которого Гос подь создал преемником твоему владычеству: не нарушающим твоих уставов, но утверждающим; не умаляющим хранилищ твое го благоверия, но умножающим; не на словах, но (на деле) дово дящим до конца, что тобою неокончено, как Соломон (дела) Давида. Он создал Дом Божий, великий, святой Премудрости (Его) на святость и освящение града твоего и украсил его всякой красотой: златом и серебром, и каменьями дорогими, и сосудами священными – такую церковь дивную и славную среди всех сосед них народов, что другой (такой) же не отыщется во всей полунощи земной, от востока до запада. И славный град твой Киев величи ем, как венцом, окружил, вручил людей твоих и град скорой на по мощь христианам Всеславной Святой Богородице. Ей же и церковь на Великих вратах создал во имя первого Господнего праздника, святого Благовещения. И если посылает архангел приветствие Деве, (то) и граду сему будет. Как Ей: Радуйся, обрадованная. Господь с Тобою! – так и ему: Радуйся, благовер ный град. Господь с тобою! Встань, о честная главо, из гроба сво его! Встань, отряси сон, ибо не умер ты,’ но спишь до всеобщего восстания! Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровав шему во Христа, Жизнь всему миру! Отряси сон. возведи очи и
увидишь, какой чести сподобил тебя Господь там, и на земле не оставил беспамятным в сыне твоем. Встань, взгляни на чадо свое, Георгия, взгляни на род свой, взгляни на милого своего, взгляни (на того), кого Господь произвел от чресл твоих, взгляни на украшающего престол земли твоей – и возрадуйся и возвеселись!
К тому же взгляни на благоверную сноху твою Ирину, взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как благоверие держат по завету твоему, как в святые церкви час то ходят, как славят Христа, как поклоняются Имени Его. Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветаю щие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых освящаемый и блистающий, и фимиамом благо
416 |
Глаголы русских мудрецов |
ухающий, и хвалами, и божественными (именами), и песнопения ми святыми оглашаемый.
И все это увидев, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали Бога Благого, всего устроителя. Ты видел уже, если не телом, то духом: Господь показывает тебе все сие. Тому радуйся и весе лись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с до ждем Божия поспешения принесли обильные плоды.
Радуйся, апостол во владыках, не мертвых телами воскресив ший, но нас, душою мертвых, умерших от недуга идолослужения, воскресивший. Ибо твоею (волей) ожили и жизнь Христову позна ли. Скорчены были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрями лись и на путь жизни вступили. Слепы были от бесовской лжи, но твоею (волей), простерлись сердечными очами; ослеплены (были) неведением, но твоею (волей) прозрели для света Трисол нечного Божества. Немы были, но твоею (волей) заговорили. И
ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу.
Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою препоясан, истиною обут, умом венчан и мило стью, как гривной и утварью златой, красуешься.
О честная главо, ты был нагим одеяние, ты был алчущим корми тель, ты был жаждущим утробы охлаждение, ты был вдовам по мощник, ты был странникам покоище, ты был бездомным кров, ты был обижаемым заступник, убогим обогащение. За эти и иные благие дела приемля на небесах воздаяние, – (те) блага, что при готовил Бог [вам] любящим Его, – и видением сладостного лица Его насыщаясь, помолись за землю свою и людей, над которыми благоверно владычествовал, да сохранит их (Господь) в мире и благоверии, преданном тобою, и да славится в нем правоверие, и да проклинается всякое еретичество; и да сохранит их Господь бог от всякой рати и пленения, от глада, и всякой скорби и печали. Особенно же помолись о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, чтобы ему в мире и здравии пучину жизни переплыть и в пристанище небесного укрытия пристать невредимо; чтобы ко" рабль душевный и веру сохранив и с богатством добрых дел,
без соблазна. Богом дан ный ему народ управив, стать с то" бою непостыдж перед Престолом Вседержителя Бога и за труд па стьбы народа своего принять от Него венец славь не" тленной, со всеми праведными, трудившимися ради Него.