ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 487
Скачиваний: 0
Глагол седьмой |
399 |
мы степи травные и должны были водить скот, оберегая его от врагов.
26"III
Ибыл в те времена осевший огнищанин. И был он благ, и боги дали ему много овец и скота, пасущегося в степях. И было (в сте пях) много травы, и боги давали его скоту приплод и умножали его.
Ивот предстал пред его очами странник и сказал ему, чтобы его сыны пошли в землю иную в край чудесный – туда, где захо дит Солнце, туда, где оно спит на золотом одре. И когда прискачет туда всадник, он скажет Солнцу:
«Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колес ницу свою и взойти с Зарей на Востоке И, так сказав, скачет он в иные края. И вечер прискакивает вслед за ним. И этот всадник го ворит: »Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую ко лесницу. И ее ворожеи желают утаить». И тут приближается всадник, скачущий в иные края. И так Заря идет, и несет искры свои, и одежды Дажьбоговы трясет, и искры разлетаются до края небесного.
Так он сказал. И тогда двое сыновей пошли туда, куда заходит солнце, и видели они там много чудес и злачные травы. И возвра тились к отцу и сказали ему, как прекрасен тот край.
Имногие племена, и роды изъявили желание следовать по тропе той, и пришли они все к тому осевшему (огнищанину).
Итут приказал отец Орей сыновьям своим быть впереди всех родов. И не захотели они делиться на этих и тех. И тогда князь еди ный повел своих людей на полдень – отец Орей повел их в край морской. И была там сушь великая и пустыня. И пошли они в горы,
итам поселились на полвека, и собрали большую конницу, преж де чем идти в края чужие.
Ив тех краях воины встали на их тропе, и они принудил? их сра жаться и были разбиты. И тогда они поили дальше, и увидели теп лые земли, и пренебрегли ими, так как многие чужие племена там сидели. И шли они дальше.
Итак боги вели их как своих людей. И добрались они до горы великой. И, повоевав там с врагами, двинулись далее. И с тех пор мы должны были помнить об этом и тянулись за своими, и так же,
400 |
Глаголы русских мудрецов |
как отцы наши, очищались мольбой, омываясь, и, умываясь, моль бы творили о чистоте души своей и тела, поскольку это умывание установил для нас Сварог, и Купалец указывал нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, к мыли свои тела, и умывали дух свой в чистой воде живой.
Ишли мы трудиться, и всякий день мольбы творили, и сурью пили, которую прежде брали. И ее пили пять раз в день и хвалили богов наших радостно, потому что сурья – молоко наше и пропита ние наше, и корм, который идет от Коровы к нам, и тем мы живем,
итравы злачные варим в молоке, и принимаем каждый свою часть.
Итогда приходили мы к синей реке, стремительной, как время, а время не вечно для нас, и там видели пращуров своих и мате рей, которые пашут в Сварге, и там стада свои пасут, и снопы сви вают, и жизнь имеют такую же, как наша, только нет там ни гуннов, ни эллинов, и княжит там Правь. И Правь эта истинная, так как Навь совлечена ниже Яви. И это дано Свентовитом, и пребудет так во веки веков.
Иэто Заребог шел в этот край и говорил нашим пращурам, ко торые жили на этой земле и страдали повсюду, где приходилось быть и где пережили много зла. И здесь они не имеют зла, они ви дят зеленые травы. И внимают шелестам по воле божьей, и это счастье для тех людей.
Итак мы должны будем увидеть степи райские в небе синем. И эта синь идет от бога Сварога. И Велес идет там править стадами,
иступает по золоту и живой воде, и никому там не надо платить дань, и нет там рабов, и жертву приносят, которую неверные не знают, – дают для моленья виноград, и мед, и зерно.
Итак провозглашали мы славу богам, которые суть – отцы наши, а мы сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел.
Ипадшему в поле Перуница давала выпить воду живую. И вы пивший ее отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел в благие свои чертога. И там он будет пребы вать в это время, и достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до века.
Найди в библиотеке и прочитай этот текст полностью.
Глагол седьмой |
401 |
СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
ИЛАРИОН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ
О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Ис тина всю землю наполнили, и вера на все народы распространи лась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.
Господи, благослови, Отче.
Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что по сетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесов ском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.
Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспре станно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и сера фимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не
вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою вос" кресив нас.
Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, при шел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во фоб сошел
– да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения сво его и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог[наш]! Он единый, тво рящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благо дати – да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оск верненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием,
402 |
Глаголы русских мудрецов |
примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон – предтеча и
слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать "служите" ли Будущего Века, Жизни Нетленной.
Как Закон приводил подзаконных к благодатному Креще" нию, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Веч" ную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его – о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе,
иапостольское учение о Будущем Веке – (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и сла волюбию.
Ведь не к несведущим пишем, но к довольно насытив" шимся сладости книжной, не к враждующим с Богом иновер" ным, но к самим сынам Его, не к чуждым, но к наследникам Царства Небесного.
Но о Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Исти" не, явленной через Христа, повесть сия; и (о том), чего дос" тиг Закон, а чего – Благодать. Прежде Закон, потом Благодать; прежде тень, потом Истина. Образ же Закона и Благодати – Агарь и Сарра, раба Агарь и свободная Сарра. Раба прежде, потом свободная. Да разумеет читающий: Ав" раам ведь от юности своей Сарру имел женой – свободную, а не рабу.
ИБог ведь прежде век изволил и замыслил Сына Своего в мир послать и тем явить Благодать. Сарра же не рождала, поскольку была неплодна. Не (вовсе) была не плодна, но заключена была Божиим Промыслом, (чтобы ей) в старости родить. Безвестное же
итайное Премудрости Божией сокрыто было от ангелов и человек не как неявное, но как утаенное и должное явиться в конце веков. Сарра же сказала Аврааму: «Вот заключил меня Господь Бог, (и) не (могу) родить. Войди же к рабе моей Агари и роди от нее». Бла годать же сказала Богу: «Если не время сойти мне на землю и спа сти мир, сойди (Ты) на гору Синай и установи Закон».
Послушался Авраам речей Сарриных и вошел к рабе ее Агари. Внял же и Бог словесам Благодати и сошел на Синай.
Глагол седьмой |
403 |
Родила же Агарь рабыня от Авраама раба, сына рабы. И нарек Авраам имя ему Измаил. Принес же и Моисей от горы Синай"
ской Закон, а не Благодать, тень, а не Истину.
После же, когда состарились Авраам и Сарра, явился Бог Ав рааму, сидящему пред дверьми кущи своей в полдень у дуба Мам врийского. Авраам же пошел навстречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в кущу свою. Когда же приблизился век сей к концу, посетил Господь род человеческий и сошел с Небес, войдя в утробу Девы. Приняла же Его Дева с поклонением в кущу плотя ную неболезненно, говоря так ангелу: Се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему. Тогда же открыл Бог ложесна Сарры, и, за чав, родила Исаака, свободная свободного. И когда посетил Бог естество человеческое, явилось (дотоле) безвестное и утаенное,
и родилась Благодать – Истина, а не Закон, сын, а не раб. И
как только отрок Исаак был вскормлен грудью и окреп, устроил Авраам пир великий, когда Исаак [сын его] отнят, был от груди.
Когда Христос явился на землю, не успела еще Благодать окрепнуть и младенчествовала более тридцати лет – тогда же (и) Христос неведом был. Когда же была вскормлена и окре пла, и явилась Благодать Божия всем людям на реке Иорданской, сотворил Бог угощение и пир великий с Тельцом, вскормленным от века, возлюбленным Сыном Своим Иисусом Христом, созвав на общее веселье Небесное и земное, совокупив ангелов и чело веков. После же Сарра, увидев Измаила, сына Агари, играющего с сыном своим Исааком, и как Исаак обижен был Измаилом, сказа ла Аврааму: Выгони эту рабыню и сына се, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном свободной.
По Вознесении же Господа Иисуса, когда ученики (Его) и иные, уверовавшие уже во Христа, пребывали в Иерусалиме, и было
смешение иудеев и христиан. Крещение благодатное терпе" ло обиды от обрезания законнического; и не принимала в Ие русалиме христианская Церковь епископа из необрезанных, ибо
обрезанные, будучи первыми, творили насилия над христианами – сыны рабыни над сынами свободной. И быва ли между ними многие распри и «которы» (споры, ссоры. – Слав).
Свободная же Благодать, увидев чад своих христиан притес" няемыми от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу: «Удали иудейство и Закон (его), расточи по странам –
404 |
Глаголы русских мудрецов |
какое же общение между тенью и Истиною, иудейством и христианством!».
Иизгнана была Агарь рабыня с сыном ее Измаилом; и Исаак, сын свободной, наследовал Аврааму, отцу своему. И изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, и чада благодатные, христиа не, стали наследниками Бога и Отца. Ибо отошел свет луны, когда солнце воссияло, – так и Закон (отошел), когда явилась Благо дать; и стужа ночная сгинула, когда солнечное тепло землю согре ло. И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит. Ведь иудеи при свече Закона делали свое оправ дание, христиане же при благодатном солнце свое спасение со зидают.
Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спаса" лись, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев – оправдание, у христиан же – спа" сение. И поскольку оправдание – в этом мире, а спасение – в Бу дущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же – сущему на Небесах.
Ик тому же, оправдание иудейское скупо было, из за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные. Сбылось благословение, ибо старшинство Ма нассии левой рукою Иаковлевой благословлено было, Ефремово же младшинство – десницей. Хотя и старше Манассия Ефрема, но благословением Иаковлевым меньшим стал. Так и иудейство: хотя и раньше (оно) явилось, но чрез Благодать христианство большим стало. Когда Иосиф сказал Иакову: «На этого, отец, воз ложи десницу свою, ибо он старше», – Иаков отвечал: «Знаю, чадо, знаю; и он вознесется меж людьми, но брат его меньший больше его станет, и племя его будет во многих народах». Так и произошло. Закон раньше был, и вознесся в малом, и
отошел; вера же христианская, явившись после, больше первого стала и распространилась среди многих народов.
ИХристова Благодать всю землю объяла и, как вода морская, покрыла ее. И все, отложив старое, обветшавшее в ревности иу дейской, нового держатся, по пророчеству Исайи: «ветхое мино вало – новое вам возвещаю. Пойте Богу песнь новую и славьте Имя Его от концов земли: и ходящие в море, и плавающие по нему,
Глагол седьмой |
405 |
и острова все». И еще: «работающие на Меня нарекутся именем новым, которое благословится на земле, ибо благословят (они) Бога истинного».
Ведь прежде в одном Иерусалиме (Богу) поклонялись, ныне же
–по всей земле. Как сказал Гедеон Богу: если рукой моей спаса ешь Ивраиля – да будет роса на руне только, по всей же земле – сушь. И стало так. Ибо по всей земле сушь была прежде: идоль ской ложью народы одержимы; и потому росы благодатной не приемлют; только в Иудее знаем, был Бог, и во Исраили велие Имя Его, и в Иерусалиме одном прославляем, был Бог. Еще же сказал Гедеон Богу: «Да будет сушь на руне только, по всей же земле
–роса». И стало так.
Ибо кончилось иудейство, и Закон отошел. Жертвы не приняты, ковчег и скрижали, и очистилище отнято. По всей же земле роса, по всей же земле вера распространилась, дождь благодатный оросил купель паки рождения, (чтобы) сынов своих в нетление
облачить.
Как и говорил Спаситель Самарянке, что настанет время, и на стало уже, когда не на горе сей, не в Иерусалиме будут поклонять ся Отцу, но явятся истинные поклонники, которые будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо Отец таких ищет, покло няющихся Ему, то есть с Сыном и Святым Духом. Так и есть: по всей земле уже славится Святая Троица, и поклонение прини мает от всей твари. Малые (и) великие славят Бога, по проро честву: «И (не) будет учить каждый ближнего своего, и каж"
дый брата своего, говоря: познай Господа; потому что узна" ют Меня» (все) от малого до великого. И как говорил Христос Спаситель Отцу: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли,
что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младен" цам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. И столь поми ловал Благой Бог человеческий род, что, человеки по плоти, через Крещение (и) добрые дела сыновьями Богу и причастниками Хри сту становятся. Ибо, как сказал евангелист: А тем, которые при"
няли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились Святым Духом в святой купели. Все же это Бог наш на Небесах и на земле как восхотел, так и сотворил.
(И) потому кто же не прославит, кто не восхвалит, кто не поклонит
406 |
Глаголы русских мудрецов |
ся величеству славы Его и кто не подивится безмерному челове колюбию Его! Прежде век от Отца рожден, един и сопрестолен Отцу, единосущен, как свет солнцу; сошел на землю, посетил на род Свой, не покинув Отца, и воплотился от Девы чистой, безмуж ней и непорочной; вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял
итакже вышел, как и вошел. Один из Троицы в двух естествах "
Божестве и человечестве.
Совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, явивший на земле Божественное и человеческое.
Ибо как человек утробу материнскую тяготил и как Бог изшел, девства не повредив.
Как человек материнское млеко принял – и как Бог повелел ан гелам с пастухами петь: Слава в вышних Богу!. Как человек повит был пеленами – и как Бог волхвов звездою вел.
Как человек возлежал в яслях – и как Бог от волхвов дары и по клонение принял.
Как человек бежал в Египет – и как Богу рукотворные египет ские (боги) поклонились (Ему).
Как человек пришел креститься – и как Бога устрашившись (Его), Иордан обратился вспять.
Как человек, обнажившись, вошел в воду – и как Бог от Отца свидетельство принял: Сей есть Сын Мой возлюбленный.
Как человек постился сорок дней и взалкал – и как Бог победил искусителя.
Как человек пошел на брак в Кану Галилейскую – и как Бог воду в вино претворил.
Как человек в корабле спал – и как Бог запретил ветрам и морю,
и(те) послушали Его.
Как человек Лазаря оплакал – и как Бог воскресил его из мерт вых.
Как человек на осла воссел – и как Богу возглашали (Ему): Бла гословен Грядый во Имя Господне!.
Как человек распят был – и как Бог Своею властью со распято го с Ним впустил в рай.
Как человек, уксуса вкусив, испустил дух – и как Бог солнце помрачил и землю потряс.