Файл: макроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.08.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не привлекают местное население, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного воспроизводства. Так, в конце 90-х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе до 25% всех работающих по найму, причем в некоторых отраслях их удельный вес более высок. Например, иностранные рабочие составляли во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. В 2005 г. в Западной Европе было занято 25% иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост мигрантов составлял 500-600 тыс. человек, вместе с членами семей — не менее 1,3 млн человек, однако в последние годы численность иммигрантов стала уменьшаться. Этот факт можно объяснить жестко проводимой в рамках ЕС и на уровне отдельных государств (Франция, Германия) миграционной политикой.

Еще одним новым цен тром притяжения иностранной рабочей силы являются нефтедобывающие страны Персидского залива. Общая численность иммигрантов здесь в начале 90-х годов оценивалась в 5-6 млн человек. В этот регион иммигранты прибывают из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.

В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в обшей численности рабочей силы: Катар — 92% занятых, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Аравия — 60, Бахрейн — 51%. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом: Йемен — 7,3%, Египет — 5,2, Турция — 4,3, Пакистан — 3,8% от общей численности населения.Центры притяжения рабочей силы


4. Россия в миграционном процессе

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ.

Начиная с 80-х гг. наблюдалось стабильное превышение численности иммигрантов над эмигрантами в пределах 100 — 200 тыс. чел. В1991 г. было почти нулевое миграционное сальдо, но с 1992 г. опять наметилась тенденция иммиграции в Россию. В1992 г. ее превышение составило 176 тыс., в 1994 г. — 810 тыс. чел. В 1994 г. в структуре иммиграционного потока преобладала доля прибывших (96,2 %) из бывших союзных республик. Россия столкнулась с проблемой реэмиграции преимущественно из стран ближнего зарубежья, где преобладало русское население. За пределами России в 1993 г. проживало более 17 % русских, в том числе только в Украине 11,4 млн чел., или 22 %. В республиках Средней Азии и Казахстана проживает еще 10 млн русских, около 3 млн в странах Прибалтики и Молдовы. Националистические настроения в упомянутых государствах приводят к оттоку русскоязычного населения из этих районов. По официальным данным, в 1994 г. число зарегистрированных беженцев и вы- нужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 600 тыс. чел. В докладе о тенденциях миграции в Европе, подготовленном Институтом ООН, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР к 2016 г. уменьшится на 15 — 30 %.

Помимо проблемы иммиграции из стран ближнего зарубежья в России существует проблема беженцев и нелегальных мигрантов из развивающихся стран Азии и Африки, принявшая весьма внушительные размеры.

На фоне возросших иммиграционных процессов эмиграция в России имеет тенденцию к сокращению. По сравнению с 1988 г. — годом эмиграционного пика, по данным на 1994 г. число эмигрировавших из России уменьшилось более чем в 2 раза. В структуре эмиграционного потока доля выбывших в страны дальнего зарубежья гораздо больше, чем в бывшие союзные республики, причем наблюдается тенденция ее увеличения. Как свидетельствует статистика, за 1980 — 1986 гг. эта доля составляла всего лишь 3,9 %, за 1987 — 1990 гг. — 24,2, за 1991 — 1993 гг. — 52,7 %. Правда, в 1994 г. этот показатель стал на уровне 32,7 %. Данный год стал годом стабилизации эмиграции россиян в страны дальнего зарубежья.

В первой половине 90-х гг. шел интенсивный процесс эмиграции в бывшие союзные республики.

За период 1990 — 1994 гг. из России уехали около 50 % зарегистрированной в 1989 г. численности украинцев, почти основная масса проживающих казахов и узбеков, более половины азербайджанцев, около 30 % белорусов. Отток в основном произошел из относительно неблагоприятных районов — Дальневосточного, Северного и Северо-Восточного.


Миграционное движение в Республике Беларусь. В 1986 — 1990 гг. произошел "всплеск" миграции в Беларуси. Миграционные потоки активизировали такие причины, как опасность потери гражданства той страны, на территории которой намеревались жить постоянно; военные конфликты; дискомфорт в результате разрыва родственных связей.

Максимальный миграционный прирост населения республики наблюдался в 1989, 1992, 1993 гг., максимальный отток — в 1986 и 1990 гг. Наибольшего "пика" эмиграция достигла в 1990 г. Это обусловлено нестабильностью политического, социального, экономического и экологического состояния республики. Основная масса выбывших пришлась на государства СНГ, Латвию, Литву и Эстонию, причем более 68 % из общей численности эмигрировали в Россию. Общее представление об эмиграционных потоках дает табл. 30.1.

Таблица 30.1. Динамика эмиграции в Республике Беларусь в 1990 — 1996 гг., чел.* Страна 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996ЇГО 135 625 84 516 62 396 55 171 54 465 35 071 22 539 них выбыло в: Азербайджан 843 575 313 218 134 73 47 Армению 301 245 173 106 68 78 43 Грузию 521 413 212 163 124 71 61 Казахстан 2914 2324 1414 1202 626 450 260 Кыргызстан 292 205 144 96 106 83 74 Таджикистан 280 292 115 132 88 45 13 Туркменистан 392 319 218 178 136 44 18 Узбекистан 1511 838 515 485 248 157 130 Россию 73149 39987 32 920 33 624 39 268 20 610 10 638 Украину 21762 13 367 12 700 9033 5822 3766 2180 Молдову 862 569 607 512 359 230 136 Латвию 1345 909 543 418 265 137 130 Литву 1461 1258 814 634 466 330 298 Эстонию 283 219 ИЗ 88 47 28 17 •Таблица составлена по данным Министерства статистики и анализа.

Наряду с эмиграцией широкие масштабы приобрела иммиграция в республику. Так, за период 1990 — 1993 гг. в нее прибыло 572 291 чел., в том числе из России — 295 530 чел., из Украины — 80 505, из Латвии — 26 623, из Литвы — 20 449 чел.

Наибольший иммиграционный поток зарегистрирован в 1992 г.

В целом миграционный оборот республики со странами ближнего зарубежья практически постоянно снижается (таол. 30.2).

Таблица 30.2. Динамика межгосударственной миграции населения между Беларусью и бывшими республиками СССР, тыс. чел. Направления и результаты 1990 1991 1992 1993 1994 1995 Всего за 6 лет Эмиграция в ближнее зарубежье

Иммиграция из ближнего зарубежья Сальдо миграции Миграционный оборот 105,9

99,3 -6,6 205,2 61,5

95,8 . +34,3 157,3 50,8

і 117,7 +66,9 ; 168,5 46,9

117,7 +66,9 168,5 47,7

50,0 +2,3 97,7 26,1 33.3

+7,2 59.4

338,9

482,1 +143,2 821,0 Волна эмиграции распространилась и на дальнее зарубежье. География ее определена в основном такими странами, как США, Израиль, Германия, Австралия, Польша, Канада (табл.30.3). Страна 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Всего получено разрешений на выезд Из них в: Израиль США Германию Австралию Польшу


Канаду

Таблица 30.3. Численность лиц, получивших разрешение на выезд за границу на постоянное место жительства (1990 —1996 гг.)* 34 091 22 017 9727 6901 6950 8780 8917 33 085 15 146 3157 2431 2952 3705 3324 508 6191 5590 3627 2826 2169 1912 95 208 370 464 298 552 518 62 132 213 57 94 61 68 66 116 152 101 99 147 206 157 89 97 29 76 37 49•Таблица составлена по данным МВД Республики Беларусь.

Приток иностранной рабочей силы в Республику Беларусь связан с ростом совместных предприятий и совместными программами развития. По данным Государственной миграционной службы Республики Беларусь, уже сейчас в народном хозяйстве страны работает 14,5 тыс. иностранных граждан по профессиям и специальностям, в избытке имеющимся на национальном рынке труда. С развитием рыночных отношений масштабы международной трудовой миграции в республике будут увеличиваться. Беларусь, как и многие государства, будет вливаться в международный рынок труда, максимально используя для себя экономические и социальные выгоды этой формы международных экономических отношений.


5. Регулирование миграции рабочей силы

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате трудовой миграции, необходимо использовать арсенал средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов.

Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX в. появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

На сегодняшний день в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Существуют некоторые различия в национальных миграционных законодательствах. Для Франции, Бельгии, Великобритании, напри- мер, характерна "семейная миграция". Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлема "Ассимилированная иммиграция", предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания в стране. ФРГ отличается более либеральной миграционной политикой. Согласно закону об иммиграции от 11 мая 1990 г., она способствует интеграции прибывших в ФРГинос- транных рабочих. Закон запрещает любую дискриминацию по отношению к иностранцам, в том числе и в оплате труда.

Миграционная политика в США относительно приезжающих на постоянное местожительство отличается сравнительной жесткостью. Ее отличительные признаки: