ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.08.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Содержание
Введение 3
1 Обзорная часть 4
1.1 Основные понятия 4
1.2 Стандартизация и сертификация в России 6
1.3 Стандартизация и сертификация за рубежом 8
2 Практическая часть 11
2.1 Работа в области стандартизации на предприятии 11
2.2 Обеспеченность предприятия нормативной документацией 12 2.3 Проведение актуализации нормативной базы предприятия 12
3 Сертификация продукции на предприятии 15
3.1 Характеристика сырья и продукции 15
3.2 Порядок проведения сертификации вареных колбас на предприятии 18
3.3 Технологический процесс производства сертифицируемой продукции 22
3.4 Идентификация и испытания сертифицируемой продукции (входной контроль сырья, органолептические, физико-химические, микробиологические показатели и безопасности готовой продукции) 23
4 Разработка мероприятий по совершенствованию системы стандартизации и сертификации на предприятии 28
Выводы и предложения 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложения 36
Введение
Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
В настоящее время ввод системы стандартизации и сертификации на любом предприятии становится обязательным условием. К данной системе относят требования, способствующие повышению уровня безопасности, обеспечивающие повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг, научно-технический прогресс, техническую и информационную совместимость, сопоставимость результатов измерений, технических и экономико-статистических данных, взаимозаменяемость продукции.
Производство продукции питания всегда являлось приоритетным в развитии экономики. Мясная промышленность принадлежит к жизненно важным отраслям народного хозяйства [1].
Основная цель данного курсового проекта – расширение и закрепление знаний в области проведения работ по стандартизации и сертификации продукции.
Задачами курсового проекта являются:
- особенности стандартизации и сертификации вареных колбас на предприятии ИП Дедова Н.Г;
- изучить обеспеченность предприятия нормативной документацией;
- изучить характеристику сырья и продукции на предприятии;
- идентификация и испытания сертифицируемой продукции;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы стандартизации и сертификации на предприятии.
1 Обзорная часть
1.1 Основные понятия
Стандартизация – это деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях обеспечения:
- единства измерений;
- качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития техники, технологии и науки;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны и так далее [2].
Стандартизация и сертификация, это две смежные системы, созданные для контроля качества услуг, продукции и оборудования. Основными регламентирующими документами являются сертификат соответствия, ГОСТ (нормативный документ) и санитарно-эпидемиологическое заключение.
Сертификат качества – это товаросопроводительный документ, который подтверждает соответствие товара показателям качества, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, техническим характеристикам, требованиям природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
Сертификат выдается экспортером или предприятием-изготовителем. Сертификат качества должен быть составлен в нескольких экземплярах. При импорте товаров сертификат качества применяется, как справочный документ для таможни, он дает информацию о количественных и качественных характеристиках импортируемого товара.
Сертификат соответствия – необходим для идентификации товара. Он подтверждает соответствие товара всем необходимым требованиям. Сертификация продукции может производиться добровольно или на обязательной основе.
Сертификация качества – это выполнение требований государственных регулирующих органов. Кроме того, сертификация услуг и товаров способствует активному продвижению их на рынке. Доверие покупателя, довольно часто, зависит от наличия сертификата качества. На сегодняшний день существует огромное количество компаний, которые помогут получить сертификат.
Экологическую безопасность товара подтверждает гигиенический сертификат продукции. Получение сертификата возможно в случае прохождения товаром экспертизы.
Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается органами Роспотребнадзора на срок от 1 месяца до 5 лет. Получение сертификата входит в систему обязательной сертификации.
Обязательная сертификация – сертификация, которая вводится государством для определенных объектов регулирования и проводится уполномоченными на то органами на соответствие законодательным актам, обязательным требованиям технических регламентов, директив и других документов, принятых в соответствии с действующим законодательством страны.
Добровольная сертификация – осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Орган по сертификации – юридическое лицо, которое аккредитовано проводить работы по сертификации в соответствии с определенной областью аккредитации. Орган по сертификации должен иметь все необходимые документы, разрешающие данному органу осуществлять свою деятельность на законных основаниях. Поэтому, необходимо ответственно подходить к выбору органа по сертификации. Прежде всего, нужно хорошо изучить договор о сотрудничестве [3].
Инспекционный контроль – систематическое наблюдение за объектом подтверждения соответствия как основа для поддержания правомерности заявления о соответствии (декларации о соответствии или сертификата соответствия).
Заявитель – изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.
Эксперт по сертификации – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Схема сертификации – форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.
Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливается тождественность представленной на сертификацию продукции ее наименованию и другим, характерным признакам позволяющим однозначно соотнести сертифицированную продукцию с выданным на нее сертификатом соответствия [7].
Стандартизация и сертификация в России
Сертификация продукции в России проводится на соответствие установленным стандартам качества, а итоговыми документами служат: сертификат соответствия, декларации о соответствии и пожарный сертификат. Ежедневно в магазинах мы сталкиваемся с различного рода товарами, продуктами. Часто мы их покупаем бессознательно, не обращая внимание на характеристику, свойства. Далеко не каждый из нас обращает внимание на такие параметры продукции как сертифицирован товар или нет, исследования показывают, что большинство людей не знают, что означает на упаковке продукта аббревиатура РСТ. Данный знак свидетельствует о том, что данный товар прошел процедуру сертификации. Соответственно, сертификация продукции является залогом его качества, защищает покупателя от недобросовестного производителя. Подтверждением, что товар безопасен для окружающей среды и нашей жизни является сертификация качества продукции.
По данным маркетинговых исследований россияне тратят на покупку продуктов питания 73% своего бюджета. На сегодняшний день существует обязательная и добровольная сертификация качества продукции, а также такая форма подтверждения качества как декларирование соответствия. Товары, которые подлежат обязательной сертификации, не могут поступить в продажу без сертификата о качестве, например, продукты питания. Нужно отметить, что теперь на большинство продуктов питания в обязательном порядке оформляется декларация соответствия вместо сертификата. Производитель также может пройти добровольную сертификацию своей продукции: товар тестируется в лаборатории, проводится независимая экспертиза, после которой продукции выдается сертификат качества.
Получение сертификата о качестве (ГОСТ, ISO) положительно отразится на имидже и репутации производителя, что в свою очередь приведет к увеличению объема продаж, т.к. его деловые партнеры, клиенты могут быть уверены в качестве производимой им продукции. Более того получение сертификата о качестве является обязательным условием для международной торговли. Фирмы, которые производят товары, подлежащие обязательной сертификации, обязаны проходить сертификацию на постоянной основе, с определенной периодичностью [4].
Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:
- определение приоритетных направлений исследований и создание научно-технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;
- разработку проектов законодательных актов и стандартов;
- создание оптимальной структуры фонда стандартов;
- создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;
- обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
- формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;
- установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;
- широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.
Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:
- соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;
- создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции и услуг;
- доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;
- взаимосвязь и соответствие документов всех уровней [5].
1.3 Стандартизация и сертификация за рубежом
В Европе и Америке главным критерием при выборе продукта является наличие сертификата ISO – это лучшая реклама для производителя. В России система сертификации ISO постепенно набирает обороты, но пока основными документами для легальной реализации товаров являются выше указанные сертификаты. Покупая сертифицированную продукцию, мы можем быть уверены в качестве товара, который потребляем мы и наши близкие.
Все национальные и международные институты качества тесно сотрудничают между собой для плодотворного развития и усовершенствования систем по контролю и применению качества.
Во многих экономически развитых странах мира (США, Франция, Германия, Австрия, Великобритания, Япония и др.) действуют законы о защите интересов потребителей, устанавливающие обязанность предпринимателей предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о качестве товаров и услуг, гарантировать безопасность и нести ответственность перед потребителями за их неудовлетворительное качество.