Файл: Микроэкономика 5,6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребитель поразному меняет спрос на различные товары при изменении дохода. Поэтому показатель может иметь различные (положительные и отрицательные) значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Е1 больше 0). В этом случае речь идет скорее о нормальном товаре (например, дополнительном костюме), который потребитель может себе позволить при возрастании дохода.

Если при этом рост спроса опережает рост дохода (Е1 больше 1), то имеет место высокая эластичность спроса по доходу. Такое бывает со спросом на товары длительного пользования.

Вероятна и другая ситуация, когда значение Е1 отрицательно. Речь идет об аномальных или низкокачественных товарах. Такие товары потребители при растущем доходе покупают меньше, предпочитая более высококачественные.

Изменение эластичности по доходу связано с понятием номинальных товаров и товаров низшего качества. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на номинальные товары будет положительна.

Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении. Значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к росту или падению дохода.

Эластичность спроса по доходу можно разделить на три основные формы:

1) положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;

2 ) отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;

3 ) нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.

Перекрестная эластичность – это отношение процентного изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).

Формула перекрестной эластичности выглядит так:ED1.2=( ΔQ1/Q1):( ΔP1/P1)

Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на белый хлеб вызывает спрос на черный хлеб. Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам. Например, рост цен на бензин вызовет уменьшение спроса на смазочное масло. Нулевая перекрестная эластичность характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Например, мебель и обувь, автомобиль и хлеб.


6.Эластичность предложения по цене. Ее виы,показания,факторы. Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения.

Эластичность предложения можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Коэффициент эластичности предложения

Измерение эластичности предложения производится с помощью коэффициента эластичности. Он рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (Es) имеет вид:

Esp=-ΔQ/ ΔP=( ΔQ/Q):( ΔP/P) Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:

1) эластичное предложение;

2 ) неэластичное предложение;

3) предложение единичной эластичности.

Кривые предложения с разной степенью эластичности

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения – абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию.

На рисунке представлены различные варианты эластичности кривой предложения. На рис. А) S1 – не эластичное предложение (Е < 1); S2 – предложение единичной эластичности (Е = 1); S3 – эластичное предложение (Е > 1).

На рис. B) S1 – абсолютно неэластичное предложение (Е =0); S2 – абсолютно эластичное предложение (Е = бесконечность).

Основы поведения субъектов рыночной экономики.


1.Потребление и полезность. З.Предельной полезности.

Потребление предст.собой проц.исп.продукта с целью удовл.потребностей. Различают личные и произв.потребл. Произв.потр.предст.собой исп.факторов пр-ва в проц.созд.товаров и услуг. Личные потр.-исп.товаров и услуг для удовлюпотр.чел.

Для понятия правил,кот.руков. потребитель при покупке на рынке тех или иных товаров и услуг исп.клнцепция предельной полезности.Ценность товара или услуги опр-ся их полезностью для потребителя. Полезность опр.товара будет различаться для разных людей. Любой продукт обладает предельной полезностью. Пред.полезность – предст.доп.полезность,извлек.потреб. из добавочной ед-цы конкр.продукции.Ув-ая кол-во покуп.товара по более низкой цене потребитель получает возросшую общую пол-ть от осущ.денежных затрат.Общая пол-ть-опр. Кол-во товара опр. Сумм. Пред.пол-ти каждого из них на рис1а. В то время как общая пол-ть ув-ся до опред.max при покупке товаров пред.пол-ть MU по мере ув.их кол-ва снижается на рис1б. При этом общая пол-ть ув.до тех пор пока пред.пол-ть имеет положительные значения. З-н убывающей предельной полезности: начиная с определенного момента происх.убывание предельной полезности по мере покупки потребителем доп.единиц опр.товара.

2.Правила потребит.Поведения и максимизация полезности.

Потреб.поведение покуп-ля зависит от величины личных доходов,цен на товары,при убыв-ей пред.поле-ти любого товара он стремится максимизировать общую пол-ть от всех осущ.покупок. Случай,когда один из товаров имеет большую пред.пол-ть на ед.денежных затрат покуп-ль будет ув-ть покупку,стремясь ув-ть общую пол-ть. Одновр.будет сокр.покупка товара с меньшей пред.пол-ю. С этой целью покуп-ть осущ.перераспред.своих доходов. Ув-ая потреб.эфф.потреб-ль соизмеряет не только пол-ть товара,но и их цены, кот. Позволяют опр-ть рацион.пропорции закупаемых товаров. В данном случае покуп.действ.по правилу максимизации полезности,кот.закл.в таком распред.денежного дохода,когда последняя денежная единица,затрач.на преобретение каждого вида продукта приносит одинаковую пред.пол-ть MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn, где MU-пред.пол-ти,Р-цена.

3.Экономич.Сущность предпринимательской фирмы. Виды фирм.

Фирма является основной структурной единицей рыночной экономики. Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.


Любое предприятие имеет конечную, главную цельполучить максимально возможную прибыль. Но получить оно ее может, если в лучшем виде, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителей.

Классификация предприятий:

  • в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции:

Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п.

  • в зависимости от занятых на производстве и размеров производственной деятельности:

Предприятия делятся на мелкие (малые), средние и крупные. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек.

По организационно-правовой форме предприятия различаются как: индивидуальные частные предприятия, партнерства (товарищества), корпорации. Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).

Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.