ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1156 г. Юрий, согласно летописи, укрепил Москву рвом и деревянными стенами (так как в это время князь находился в Киеве, по-видимому, непосредственное наблюдение за работами вёл его сын Андрей Боголюбский, вернувшийся из Вышгорода в 1155).

Юрий Долгорукий пытался утвердиться на юге еще после смерти Мстислава Великого, но особо ожесточённую борьбу начал в 1146 году, после того как в нарушение удельно-лествичной системы престол занял сын Мстислава — Изяслав Мстиславич. Последний утвердился в Киеве, опираясь на расположенное к нему население и пользуясь инертностью старшего брата Юрия — Вячеслава, который по закону и должен был наследовать Киев.

Объединившись со Святославом Ольговичем новгород-северским, Юрий разбил князя рязанского Ростислава (1146), опустошил земли Новгорода Великого, затем завоевал для сына Курск (1147). В 1148 году великий князь Изяслав Мстиславич повоевал земли Ростова, но в 1149 году Юрий взял верх и овладел Киевом. Под его контролем оказались также княжества Переяславское и Туровское.

Старшему брату Вячеславу он дал Вышгород, тем не менее традиционный порядок наследования был нарушен, чем воспользовался Изяслав. С помощью венгерских и польских союзников Изяслав в 1150-51 гг. возвратил Киев и сделал Вячеслава соправителем (фактически продолжая управлять от его имени). Попытка Юрия отвоевать Киев закончилась поражением на реке Руте (1151 год). В 1152 году Изяслав разбил союзников Юрия Долгорукого и заставил их выйти из войны, после чего Юрий до смерти Изяслава (1154 год) не заключал мира, но и не предпринимал походов на юг.

Вначале 50-х гг. Юрий основал Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский. Существует легенда о том, что он в 1152 году также основал Городец.*1+ В 1154 году он захватил Рязань и возвёл здесь сына Андрея Боголюбского, но вскоре законный рязанский князь Ростислав с половцами изгнал Андрея. Тем временем на юге возобновил войну Глеб Юрьевич, сын Долгорукого, а после смерти Вячеслава (декабрь 1154 г.) Юрий снова отправился в поход на юг. По дороге он помирился с Ростиславом смоленским (январь 1155 года) и вместе со старым союзником Святославом Ольговичем занял Киев (март 1155 года) Новый князь Изяслав Давыдович оставил город без борьбы и вернулся в Чернигов. В Турове стал править сын Юрия Долгорукого — Борис Юрьевич, в Переяславле был возведен Глеб Юрьевич, а в Суздале остался Андрей Юрьевич Боголюбский. Чтобы окончательно ослабить соперников, Юрий вместе с Ярославом Осмомыслом напал на волынских князей Мстислава и Ярослава — сыновей Изяслава Мстиславича. Осада Луцка была неудачна, и война на западе Руси продолжалась в течение всего правления Юрия Долгорукого в Киеве (1155—1157).

В1157 году против Юрия сложилась коалиция из Мстислава Изяславича волынского, Ростислава Мстиславича смоленского и Изяслава Давыдовича черниговского. Вопрос об исходе борьбы


остался открытым, так как 15 мая Юрий Долгорукий умер — по-видимому, отравленный киевскими боярами. Он был крайне непопулярен среди киевлян; сразу же после смерти хозяина его двор был разграблен народом. Трудно сказать, были причиной личные качества Юрия или главную роль сыграла вражда южан к князю Северной Руси. Киев снова занял представитель линии черниговских Давыдовичей Изяслав, но сыновья Юрия Борис и Глеб удержались соответственно на туровском и переяславском престолах.

Прах Юрия погребён в ныне существующей церкви Спаса на Берестове на территории современной Киево-Печерской лавры.

Известные нам постройки Долгорукого

1.Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском;

2.Церковь Бориса и Глеба в Кидекше;

3.Георгиевский собор в Юрьеве-Польском;

4.Церковь Георгия на дворе Долгорукого во Владимире;

5.Церковь Спаса в городе Суздале (упоминается в летописи; местонахождение доподлинно неизвестно);

6.Большой город-крепость Переславль-Залесский (протяженность валов около 2,5 км);

7.Крепость в Юрьеве-Польском;

8.Вероятно, крепость в Кидекше;

9.Крепости в Москве и Дмитрове;

10.Вероятно, крепости в Звенигороде, Перемышле Московском, Городце и Микулине;

11.Владимирский укрепленный двор;

12.«Патерик киевского Печерского монастыря» называл Долгорукого и строителем Рождественского собора в городе Суздале (начало XII века);

10) Деятельность Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский (111129 июня 1174). Внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого от брака с половчанкой. Государственная деятельность Андрея была бурной, но в целом он замыслил сделать больше, чем удалось. В 1154 году отец, став великим князем Киевским, дал Андрея в удел Вышгород, но Андрей отправился на север, в Суздальскую землю, и здесь в 1159 году основал город, назвав его Боголюбов, где и устроил себе резиденцию. Самого Андрея прозвали Боголюбским, потому что среди прочих русских князей он выделялся энергичным благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы устанавливал церковные праздники, возвёл более тридцати каменных церквей. Он построил Успенский собор во Владимире с таким расчётом, чтобы здание поражало великолепием и инаковерующих, послов и купцов из-за рубежа. Андрей жаждал независимости и власти. Поскольку всякое политическое действие он привык соединять с церковным, то стал добиваться обособления Владимирской земли в отдельную митрополию. В 1167 г. Патриарх Константинополя сделал епископом Владимирским кандидата Андрея, но титула митрополита не дал. Более того, в 1169 году этого епископа вызвали на суд в Киев и казнили; неясно, был ли он в чём-либо виноват, но ясно, что казнившие епископа хотели продемонстрировать свою силу князю Андрею. Андрей использовал это для нападения на Киев. Город был сожжён, разграблены его церковные сокровища, причём Андрей считал, что это всё — справедливое наказание за грехи киевлян. В том же году Андрей напал на Новгород, но тут получил отпор (новгородцы считали, что войска Боголюбского были прогнаны самой Божией Матерью, икону Которой вынесли на стену). Всё же князь сумел продемонстрировать свою власть и Новгороду, и Волжской Булгарии, против которой в 1172 году устроил победоносный поход. Но за эти успехи была заплачена страшная цена: умер возглавлявший поход на Волгу сын Андрея Мстислав. Победив внешних врагов, князь не подозревал, что среди его приближённых зреет заговор, и в ночь на 30 июня 1174 года был убит в собственном Боголюбовском дворце. Он пытался сопротивляться, а если бы уцелел, жестоко бы расправился с бунтовщиками, и этим резко отличается от страстотерпцев Бориса и Глеба (меч св. Бориса висел всегда у Андрея в изголовье). Тем не менее, в народе разглядели в Андрее нечто светлое и стали его почитать святым, простив ему жестокое разграбление киевских святынь, властолюбие, алчность, подчинение Церкви политике, воинственность, — всё то, что не смогли простить ему домашние, ставшие убийцами. Понять, что же именно привлекло к Андрею народную память (многие князья гибли от заговоров, да не всех почитали святыми, далеко не всех) можно, если вспомнить, что именно Андрей установил на Руси праздник Покрова Богородицы и построил первый храм, посвящённый этому празднику — Покрова на Нерли, который был виден из окна Боголюбовского дворца. Гармония, которой дышет храм, не


доказывает, конечно, что Андрей был святым, это вообще недоказуемо, но вполне показывает, что не мог он быть только фарисеем и агрессором. А всё остальное, чему посвятил жизнь Андрей

— Боголюбово, княжение, завоевания — исчезло. Автор жития Андрея настойчиво сопоставляет обстоятельства его гибели со смертью Христа: убийцы-де восстали против него "якоже Июда на Господа", Андрей назван "агнцем непорочным", в его уста вложены предсмертные слова Иисуса (Лк. 23, 46). Более того: книжник утверждает, что убийцы отсекли Андрея правую руку (а в одном из вариантов жития даже добавлено совсем уж по-евангельски: "отсече ему руку десную и копием ребра ему прободе", хотя на самом деле была отрублена левая рука. Удар меча становится подобием удара копьем.

11) Специфика развития и жизни Великого Новгорода

«Господин Великий Новгород», как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств.

Новгородские земли простирались на огромные расстояния — от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Получив известность уже в IX в. как центр славянских земель в северо-западном углу Руси, Новгород с тех пор быстро набирает силу и к концу IX в. становится соперником Киева (см. § 1 главы). Киевские князья смотрели на Новгород как свой северный форпост.

Он не стал, как, скажем, Чернигов, Полоцк, Переяславль, позднее Ростов или ВладимирВолынский, «отчиной» какой-нибудь княжеской ветви — Мономаховичей, Ольговичей или Ростиславичей. Присланные сюда князья были временными людьми, и их власть не укоренилась здесь, как в других центрах различных княжеств.

Причина особого положения Новгорода кроется во всем строе жизни древнего города.

Новгород с самого начала вырос не столько как резиденция варяжских князей, но, в первую очередь, как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию и Норвегию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда в Волжскую Булгарию, Аазарию, страны Востока. По днепровскому пути новгородские купцы доходили до Западного Причерноморья, Балкан, Византии. Новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах, ремесленники поставляли на внутренний и зарубежный рынки свои изделия. Славился Новгород своими мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. На пушном промысле, искусных и разветвленных ремеслах взрастала торговля Новгорода. Здесь ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов, развилась кредитная система. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались не только купцы, ремесленники, отдававшие свою продукцию скупщикам, но и бояре, представители церкви, в том числе новгородский «владыка» — архиепископ.

Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он со времени варяжских нашествий в


IX в. не знал более внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это оберегало народный труд, создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгороде со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию — пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции «ушкуйников», речных и морских мореплавателей, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались здесь воедино; вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода. И здесь она вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были острейшие столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытые столкновения, восстания низов против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не представляла собой единого целого. Остро соперничали между собой отдельные боярские и купеческие кланы. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника — князя, посадника или тысяцкого.

Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге, Белоозере, Изборске, где были свои сильные боярско-купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на

относительную самостоятельность, боролся за свои права и привилегии с новгородской аристократией.

Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь рано на левом берегу Волхова, на взгорье появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно-земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь свой Софийский собор, который соперничал по красоте и монументальности с киевской Софией. Напротив кремля располагался торг, где обычно проходило городское вече — сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.

Между левобережным и правобережным Новгородом был выстроен мост через Волхов, который играл важную общественную роль в жизни города. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными новгородскими враждующими группировками и их сторонниками. Отсюда по приговору городских властей сбрасывали в глубины Волхова осужденных на смерть преступников.

По берегам Волхова стояли многочисленные пристани. У причалов теснились речные и морские суда. Они стояли так тесно, что в случае пожаров огонь порой по судам переходил с одного берега на другой. На окраинах города располагались богатые монастыри, чьи стены служили как бы


Смотрите также файлы