ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
3.1 Кинопроизводство в России: продюсерские и производственные компании
3.1.1 Структура отрасли
Методологические аспекты
Для анализа состояния кинопроизводственной сферы в Российской Федерации был взят список фильмов, завершенных в 2010-м, 2011-м и в первой половине 2012го. Список составлялся на основе данных, полученных от продюсерских компаний и киностудий, из базы издания «Бюллетень кинопрокатчика», от Министерства культуры РФ, а также из открытых источников (сайты Kinopoisk.ru и Кино-театр.рф). Из итогового списка были исключены короткометражные художественные фильмы, поскольку сбор информации по ним крайне затруднителен в связи с закрытостью рынка: данные имеются лишь о фильмах, произведенных в рамках высших учебных заведений, а также участвовавших в различных кинофестивалях.
По этой же причине (закрытость рынка) информация о бюджетах и объемах господдержки имеется не обо всех проектах. Для фильмов с недостающими данными по одному из этих показателей оценочный расчет второго был произведен с помощью средних арифметических значений по фильмам соответствующей категории с известными бюджетами и господдержкой. При этом в 2010 г. доля фильмов, по которым не были предоставлены бюджеты, составила 10%, а размеры господдержки – 3%. В первом полугодии-2012 не известны бюджеты для 28% произведенных фильмов, размеры господдержки – для 2%. В то же время в 2011 г. доля проектов с неизвестными размерами инвестиций оказалась гораздо выше – 76% бюджетов фильмов и 60% господдержки. В связи с этим не представляется возможным оценить общий объем инвестиций в кинопроизводство, особенно для 2011 г. Однако можно произвести сопоставление доли частных и государственных инвестиций в кинопроизводство.
Также следует отметить особенности методологии определения количества фильмов. Так, при подсчете числа произведенных анимационных и документальных фильмов короткометражные многосерийные проекты считались по числу наименований, тогда как в документах Министерства культуры фигурируют подсчеты, основанные на числе серий фильмов. При составлении рейтингов российских компаний-производителей (в случае совместного производства фильмов) бюджеты, господдержка и кассовые сборы учитывались в полном объеме у каждого производителя.
Общее состояние рынка
В результате анализа состояния кинопроизводственной сферы в Российской Федерации (в части игрового, неигрового и анимационного кино) было установлено, что в среднем в год производится около 600 фильмов. В течение 2010 г. было завершено производством 577 фильмов, в том числе – 76 анимационных (полнометражных и короткометражных), 133 полнометражных художественных и 368 документальных (полнометражных и короткометражных). В 2011 г. общее число завершенных производством российских проектов составило 597, из них полнометражных художественных – 103, полнометражных и короткометражных анимационных – 58 и документальных – 436. Таким образом, в 2011 г. произошел небольшой рост объемов российского кинопроизводства по сравнению с 2010-м, когда в экономике еще ощущалось влияние предыдущих кризисных лет. Однако подтвердить наметившуюся тенденцию роста объемов кинопроизводства не представляется возможным, поскольку еще не подведены итоги 2012 г. и мы можем оперировать лишь промежуточными показателями. Так, по имеющимся данным на июнь 2012-го, в течение первой половины этого года российскими продюсерами было произведено всего 126 фильмов (20 полнометражных и короткометражных анимационных, 44 полнометражных художественных и 62 полнометражных и короткометражных документальных).
Очевидно преобладание производства документального контента на российском рынке. Это может быть обусловлено тем, что эти картины снимаются в основном за счет бюджетных средств, в то время как художественные фильмы в основном производятся при большем участии собственного капитала продюсеров.
Количество завершенных производством фильмов, по типам (2010 - 1П 2012 гг.)
|
|
|
документальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
368 |
|
|
художественный |
|
|
||
|
|
||
436 |
|
анимация |
|
|
|||
|
|||
133 |
103 |
62 |
|
|
44 |
||
|
|
||
76 |
58 |
20 |
|
2010 |
2011 |
|
1П 2012 |
Источники: данные компаний, Минкульт РФ, Фонд кино, "Action!", открытые источники, Невафильм Research
Рисунок 1. Количество завершенных производством фильмов, по типам (2010-й – первая половина 2012 г.)
Сопоставление данных о бюджетах (производственной себестоимости – без учета расходов на продвижение) вышедших в прокат фильмов и об их кинотеатральных сборах свидетельствует не в пользу российских кинопроизводителей (что впрочем, не является специфически российской проблемой – она касается всех независимых кинопродюсеров в мире). Лишь 11 картин из 58 в 2010 г. собрали в прокате сумму, перекрывающую бюджет. Самыми успешными российскими картинами в кинопрокате 2010 г. стали «Три богатыря и Шамаханская царица» (производство анимационной студии «Мельница» и «Компании СТВ»), «Кандагар» («Рекун-синема»), «О чем говорят мужчины» («Квартет «И», «Квадрат-фильм») и «Елки» («Базелевс», «Таббак»).
В2011 г. список российских продюсеров, чьи фильмы показали наиболее выдающиеся результаты в прокате, повторился: в четверку лучших российских картин вошли «Елки-2» («Базелевс»), «Иван Царевич и Серый волк» (анимационная студия «Мельница» и «Компания СТВ») и «О чем еще говорят мужчины» («Organic films» и «Квартет «И»). Самые лучшие результаты проката показал фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой…» производства «Дирекции кино» совместно с «Монументал пикчерз». Однако в целом из 53-х российских картин, выходивших в широкий прокат
в2011-м, лишь 15-ти удалось собрать кассу, превышающую их производственный бюджет.
Впервой половине 2012 г. большинство отечественных фильмов по-прежнему не окупается в прокате: из 14 картин, выходивших в кинотеатральный прокат, насчитывается всего четыре таких, чей бюджет был покрыт их кассовыми сборами в кинотеатрах, – это «Мамы» и «Няньки» (производства «Enjoy Movies»), «8 первых свиданий» (совместное производство компании «Квартал-95» и ПЦ «ГОРАД») и «Самоубийцы» («Стриж и ко Медиа», «Ортодокс»).
2
|
|
Соотношение бюджетов российских фильмов и их кассовых сборов в прокате в 2010 году |
|
||||||
|
600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Три богатыря и Шамаханская |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
царица |
|
|
|
|
|
|
500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кандагар |
|
|
|
|
руб.) |
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О чем говорят мужчины |
|
|
|
|
|
|||
(млн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сборы |
|
Елки |
|
Любовь в большом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
300 |
|
|
городе - 2 |
|
|
|
|
|
|
Кассовые |
|
Темный мир 3D |
|
|
|
|
|
||
|
Любовь-морковь - 3 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Утомленные солнцем 2: |
|
|
|
|
Звездные собаки: Белка и |
|
|
Предстояние |
|
|||
|
200 |
Стрелка в 3D |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Брестская крепость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ирония любви |
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На измене |
На игре: Новый уровень |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Цветок дьявола |
На крючке! |
Мантикора |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Близкий враг |
|
Ярослав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Последнее воскресенье |
||
|
|
|
|
|
|
|
Правосудие волков |
||
|
0 |
|
|
Счастливый конец |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
|
|
|
|
|
|
Бюджет (млн руб.) |
Источник: данные компаний, Министерство культуры РФ, Фонд кино, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Бюллетень кинопрокатчика, Кинобизнес сегодня, Невафильм Research |
||
Рисунок 2. Соотношение бюджетов российских фильмов и их кассовых сборов в прокате в 2010 г. |
3
|
|
Соотношение бюджетов российских фильмов и их кассовых сборов в прокате в 2011 году |
|
||||||||
|
900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высоцкий. Спасибо, что |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
живой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Елки 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иван Царевич и серый |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
волк |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
700 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб.) |
600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О чем еще говорят |
|
|
|
|
|
|
|
|||
(млн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
мужчины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сборы |
500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бой с тенью 3D: |
|
|
|
|
|
|
|
||
Кассовые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Последний раунд |
|
|
|
|
|
|
|
||
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Служебный роман. Наше |
Выкрутасы |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
время. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тот еще… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самый лучший фильм 3- |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
ДЭ |
Смешарики. Начало |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Беременный |
Ржевский против |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
Наполеона |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Камень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
Свадьба по обмену Generation П |
|
|
|
|
|
|
|
||
Мой парень-ангел Бабло |
Моя безумная семья |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Кукарача 3D |
Пять невест |
Slove. Прямо в сердце |
|
|
|
Утомленные солнцем 2: |
|
|
|||
|
|
|
Ключ саламандры |
|
|
|
|
|
|||
Вдребезги |
|
|
Фауст |
|
Цитадель |
|
|
|
|||
ПираМММида 4 дня в мае |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
0 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
|
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
|
|
|
|
Бюджет (млн руб.) |
Источник: данные компаний, Министерство культуры РФ, Фонд кино, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Бюллетень кинопрокатчика, Кинобизнес сегодня, Невафильм Research |
||||
Рисунок 3. Соотношение бюджетов российских фильмов и их кассовых сборов в прокате в 2011 г. |
4
|
Соотношение бюджетов российских фильмов и их кассовых сборов в прокате в |
|
|||||
|
600 |
|
|
первой половине 2012 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
500 |
|
|
|
|
|
|
руб.) |
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(млн |
|
|
|
|
|
|
|
сборы |
|
|
|
|
|
Август. Восьмого |
|
300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кассовые |
Мамы 8 первых свиданий |
|
|
|
|
||
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Няньки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шпион |
|
|
|
|
|
|
|
|
Белый тигр |
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
Самоубийцы |
|
|
Матч |
|
|
|
|
Кококо |
Дирижер |
Свидание |
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
|
|
|
|
Бюджет (млн руб.) |
|
|
|
|
|
|
|
Источник: данные компаний, Министерство культуры РФ, Фонд кино, |
|||
Рисунок 4. Соотношение бюджетов российских фильмов и их кассовых сборов в прокате в первой половине 2012 г. |
|||||||
|
|
|
|
5 |
|
|
|