ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Самыми успешными российскими продюсерскими компаниями в кинопрокате в 2010 г. стали, соответственно, «Компания СТВ», анимационная студия «Мельница», а также «Центр национального фильма».1
Таблица 1. Топ-10 российских кинопроизводителей по сумме кассовых сборов в 2010 г.
|
|
Число |
|
|
Суммарные кассовые |
|
|
|
|
|
|
||
Компания |
|
фильмов в |
|
|
сборы фильмов |
|
|
|
прокате |
|
|
компании (млн руб.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Компания СТВ |
4 |
|
591,58 |
|
||
Мельница |
1 |
|
575,07 |
|
||
|
|
|
|
|
||
ЦНФ |
4 |
|
552,53 |
|
||
Рекун-синема |
1 |
|
446,58 |
|
||
Интерфест |
2 |
|
362,40 |
|
||
Квадрат-фильм |
1 |
|
362,25 |
|
||
Базелевс |
1 |
|
320,17 |
|
||
Леополис |
2 |
|
307,30 |
|
||
Централ Партнершип |
2 |
|
256,68 |
|
||
|
|
|
|
|
||
Шаман Пикчерс |
1 |
|
250,73 |
|
Источники: данные компаний, «Кинобизнес сегодня», «Бюллетень кинопрокатчика», Невафильм Research
В 2011 г. лидерами среди российских продюсеров по результатам кинопроката были «Базелевс», «Монументал пикчерз» и «Дирекция кино».
Таблица 2. Топ-10 российских кинопроизводителей по сумме кассовых сборов в 2011 г.
|
|
|
Число |
|
|
Суммарные кассовые |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
Компания |
|
фильмов в |
|
|
сборы фильмов |
|
|
|
|
прокате |
|
|
компании (млн руб.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базелевс, Таббак |
3 |
|
1 319,88 |
|
||
|
Монументал пикчерз |
2 |
|
1 161,08 |
|
||
|
Дирекция кино |
1 |
|
866,76 |
|
||
|
Компания СТВ |
6 |
|
839,96 |
|
||
|
Мельница |
1 |
|
752,51 |
|
||
|
Леополис |
3 |
|
613,24 |
|
||
|
Централ Партнершип |
5 |
|
578,42 |
|
||
|
Organic Films |
3 |
|
562,69 |
|
||
|
Квартет И, Стрела, Квадрат- |
1 |
|
541,45 |
|
||
|
фильм |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Enjoy Movies |
2 |
|
529,56 |
|
Источники: данные компаний, «Кинобизнес сегодня», «Бюллетень кинопрокатчика», Невафильм Research
В первой половине 2012-го самыми успешными российскими продюсерскими компаниями по результатам кинопроката являются «Enjoy Movies», «Главкино» и «Квартал-95» с продюсерским центром «ГОРАД».
Таблица 3. Топ-5 российских кинопроизводителей по сумме кассовых сборов в первом полугодии 2012-го
|
Число фильмов в |
Суммарные кассовые |
|
Компания |
сборы фильмов |
||
прокате |
|||
|
компании (млн руб.) |
||
|
|
||
Enjoy Movies |
2 |
396,00 |
|
Главкино |
1 |
295,92 |
1 При совместном производстве результаты картин учитываются у каждой продюсерской компании.
6
|
Число фильмов в |
Суммарные кассовые |
|
Компания |
сборы фильмов |
||
прокате |
|||
|
компании (млн руб.) |
||
|
|
||
Квартал-95, ПЦ «ГОРАД» |
1 |
221,79 |
|
Студия «ТРИТЭ», ВГУП «ВГТРК» |
1 |
135,36 |
|
Мосфильм, Курьер |
1 |
101,12 |
Источники: Кинобизнес сегодня, Бюллетень кинопрокатчика, Невафильм
Research
Однако, несмотря на успехи отдельных продюсерских компаний, большинство отечественных картин не окупается в кинопрокате. Ситуацию спасает то, что многие фильмы снимаются с привлечением финансирования Министерства культуры РФ и Фонда кино. Таким образом, судьба российского кинопроизводственного бизнеса во многом зависит от оказываемой государством финансовой поддержки отрасли.
Господдержка
Анализ объемов господдержки показал, что финансовое участие Министерства культуры и Фонда кино в производстве национальных фильмов довольно существенно. Так, в 2010 г. финансовая поддержка государства оказывалась для 98 % завершенных производством документальных, 93 % анимационных и 58 % художественных картин.2 В 2011 г. доля участия государства распределилась между данными типами картин как 98 %, 62 % и 45 % соответственно. По итогам первой половины 2012-го, государство финансово участвовало в производстве 84 % документальных, 70 % анимационных и 41 % художественных картин, завершенных за этот период.
Количество завершенных производством фильмов, по типам и наличию господдержки (2010 - 1П 2012 гг.)
IH 2012
2011
2010
документальный |
|
52 |
10 |
|
|
кол-во фильмов, произведенных с господдержкой |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
кол-во фильмов, произведенных без господдержки |
||
художественный |
18 |
26 |
|
|
|||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
анимация |
14 |
6 |
|
|
|
|
|
документальный |
|
|
|
426 |
10 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
художественный |
46 |
57 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
анимация |
36 |
22 |
|
|
|
|
|
документальный |
|
|
|
360 |
8 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
художественный |
|
77 |
|
56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
анимация |
|
71 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники: данные компаний, Минкульт РФ, Фонд кино, "Action!", открытые источники, Невафильм Research
Рисунок 5. Количество завершенных производством фильмов, по типам и наличию господдержки (2010 - 1П 2012 гг.)
2 Напомним, что здесь и далее приводятся данные как по короткометражным, так и по полнометражным документальным и анимационным фильмам, а по художественным картинам – только по полному метру.
7
2010 2011 1П 2012
Доля завершенных производством фильмов с господдержкой
(2010 - 1П 2012 гг.)
доля фильмов, произведенных с господдержкой доля фильмов, произведенных без господдержки
документальный |
83.9% |
16.1% |
|
40.9% |
59.1% |
художественный |
||
|
70.0% |
30.0% |
анимация |
||
документальный |
97.7% |
2.3% |
|
44.7% |
55.3% |
художественный |
||
|
62.1% |
37.9% |
анимация |
||
документальный |
97.8% |
2.2% |
|
57.9% |
42.1% |
художественный |
||
|
93.4% |
6.6% |
анимация |
||
|
|
|
Источники: данные компаний, Минкульт РФ, Фонд кино, "Action!", открытые источники, Невафильм Research
Рисунок 6. Доля завершенных производством фильмов с господдержкой
(2010 - 1П 2012 гг.)
Средняя доля государственных инвестиций в общем объеме денежных средств, затрачиваемых на производство российских фильмов (включая картины, снятые без господдержки), имеет тенденцию к увеличению. По итогам первой половины 2012 г., она составляет уже 44 %. Рост данного показателя обусловлен активным развитием государственных финансовых институтов для поддержки отечественного кинематографа, в частности – деятельностью Фонда кино. Именно в 2012 году было завершено производство большинства картин, впервые снятых при его поддержке,
Доля государственного финансирования в общем объеме
инвестиций во все завершенные производством фильмы
(2010 - 1П 2012 гг.)
|
|
короткометражные фильмы |
|
68% |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
полнометражные фильмы |
|
|
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
в целом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50% |
|
|
|
|
||
|
|
|
31% |
|
|
44% |
|
|
|
|
24% |
24% |
|
18% |
19% |
|
43% |
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
2010 |
|
2011 |
1П 2012 |
|
Источники: данные компаний, Минкульт РФ, Фонд кино, "Action!", открытые источники, Невафильм Research
Рисунок 7. Доля государственного финансирования в общем бюджете всех завершенных производством фильмов (2010 - 1П 2012 гг.)
Между тем в общих объемах инвестиций в производство полнометражных художественных фильмов, по оценке Невафильм Research, участие государства в 2012 г. составляет около 43 % (против 18 и 24 % в 2010-м и 2011 гг. соответственно). Всего в производство 44 полнометражных игровых фильмов, законченных к середине 2012 г., было вложено порядка 2,5 млрд руб., из которых 1,1 млрд пришлись на бюджетные средства.3 При этом средний бюджет одного
3 Напомним, что в виду высокого уровня неопределенности объемы инвестиций в кинопроизводство в 2011 г. не могут быть определены.
8
полнометражного художественного фильма в России может быть оценен на уровне 95 млн руб.; средний же объем средств, выделяемых на поддержку одного проекта Фондом кино и Министерством культуры, достигает 61 млн руб. (заметим при этом, что средний бюджет художественного фильма, получающего господдержку, выше, чем в целом по рынку, – 120,7 млн руб. в первом полугодии 2012).
Средний размер бюджета одного полнометражного фильма, млн руб. (2010 - 1П 2012 гг.)
350.0 |
3 50 |
300.0
250.0
200.0
150.0
100.0
50.0
0.0
295.0 Средний бюджет одного фильма в целом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний бюджет одного фильма с господдержкой |
|
2 50 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний бюджет одного фильма без господдержки |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний размер господдержки на один фильм |
|
200 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
136.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
120.7 |
|
|
1 50 |
|
|
103.9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
89.7 |
|
|
|
|
90.2 89.3 91.6 |
|
|
|
|
|
95.3 |
|
|
|
|
|||
69.5 59.0 |
|
|
|
57.2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 00 |
||||||
33.5 24.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.0 |
18.5 |
0.0 18.5 |
|
|
|
50 |
||
|
0.7 |
0.7 |
2.8 |
|
2.1 |
2.1 |
1.9 |
2.1 |
1.5 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
анимация |
художественный |
документальный |
анимация |
художественныйдокументальный |
анимация |
художественный |
документальный |
|
||||||||||
|
2010 |
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
|
1П 2012 |
|
|
|
Источники: данные компаний, Минкульт РФ, Фонд кино, "Action!", открытые источники, Невафильм Research
Рисунок 8. Средний размер бюджета одного полнометражного фильма, млн руб. (2010 - 1П 2012 гг.)
Любопытно проследить, как распределяется доля государственной поддержки производства между фильмами различных типов и хронометража. Для расчета данного показателя мы взяли картины, получившие государственную поддержку производства, оставив за скобками фильмы, снятые на собственные средства продюсеров и частных инвесторов. Для каждого фильма была рассчитана доля государственного участия: отношение объема госфинансирования к производственному бюджету фильма. После чего была найдена средняя арифметическая доля участия государства по всем рассматриваемым типам фильмов в отдельности: анимационным и документальным (короткий и полный метр), а также художественным (только полнометражные картины). В 2010 г. наибольшую господдержку производства, рассчитанную таким образом, получили короткометражные документальные и полнометражные анимационные фильмы – в среднем по 62 % и 52 % на фильм соответственно. Средняя доля государства в финансировании полнометражных художественных картин составила менее 40 % бюджета одного фильма.
Таблица 4. Соотношение бюджетов и объемов господдержки фильмов, завершенных производством в 2010 г. (среднее арифметическое)4
|
Короткометражные |
Полнометражные |
|
|
|
||
|
фильмы |
фильмы |
|
|
|
||
Анимационные фильмы |
51,7% |
51,8% |
|
Художественные фильмы |
н/д |
38,1% |
|
Документальные фильмы |
62,0% |
40,0% |
|
Источники: Министерство культуры, Фонд кино, данные компаний, открытые источники, Невафильм Research
Столь относительно невысокие показатели господдержки производства отечественных фильмов в 2010 г. обусловлены остаточными влияниями кризиса на кинопроизводственную сферу в России и связанное с ними сокращение государственного финансирования кинематографии.
Однако уже в 2011 г. доля государственного участия в производстве российских картин различных типов существенно возросла. Наибольшую господдержку снова получили полнометражные анимационные и короткометражные документальные фильмы – 93 % и 70 % сметной стоимости
4 В расчет включены только те картины, производству которых оказывалась поддержка государства.
9
одного фильма соответственно. Один художественный (игровой) фильм финансировался государством в среднем наполовину.
Таблица 5. Соотношение бюджетов и объемов господдержки фильмов, завершенных производством в 2011 г. (среднее арифметическое)5
|
Короткометражные |
Полнометражные |
|
|
|
||
|
фильмы |
фильмы |
|
|
|
||
Анимационные фильмы |
57,7% |
92,6% |
|
Художественные фильмы |
н/д |
51,7% |
|
Документальные фильмы |
69,7% |
67,5% |
|
Источники: Министерство культуры, Фонд кино, данные компаний, открытые источники, Невафильм Research
В первой половине 2012 г. наибольшую господдержку производства (в отношении к производственному бюджету одной картины соответствующего типа) получили документальные фильмы как коротко-, так и полнометражные – 70 % и 83 % на фильм соответственно. По-прежнему высокой осталась доля госфинансирования анимационных фильмов: она составила 72 % бюджета одной короткометражной картины такого типа.
Таблица 6. Соотношение бюджетов и объемов господдержки фильмов, завершенных производством в первой половине 2012 г. (среднее
арифметическое)6
|
Короткометражные |
Полнометражные |
|
|
|
||
|
фильмы |
фильмы |
|
|
|
||
Анимационные фильмы |
72,3% |
0.0% |
|
Художественные фильмы |
н/д |
52,8% |
|
Документальные фильмы |
70,2% |
78,9% |
|
Источники: Министерство культуры РФ, Фонд кино, данные компаний, открытые источники, Невафильм Research
В то же время, если учесть весь объем инвестиций в кинопроизводство по типам кинопродукции7, то доля бюджетных средств в отрасли будет меньше, особенно в сфере производства полнометражных фильмов: в анимации государственные инвестиции в 2010 году составили чуть более 10 %, в художественном кино 18 %, в документальном – 37 %.
Таблица 7. Доля государственного финансирования в общем объеме инвестиций во все завершенные производством фильмы в 2010 году
|
Короткометражные |
Полнометражные |
|
|
|
||
|
фильмы |
фильмы |
|
|
|
||
Анимационные фильмы |
51.2% |
10.3% |
|
Художественные фильмы |
- |
18.0% |
|
Документальные фильмы |
46.7% |
37.1% |
|
Источники: Министерство культуры, Фонд кино, данные компаний, открытые источники, Невафильм Research
В 2011 году участие государства в производстве анимации сократилось (до 6 % для полнометражных фильмов и до 32 % для короткометражных), а в производстве полнометражных художественных и документальных – увеличилось (до 24 % и до 65 % соответственно). Впрочем, данные по 2011 году не достаточно полные для категоричных оценок этих изменений.
5В расчет включены только те картины, производству которых оказывалась поддержка государства.
6В расчет включены только те картины, производству которых оказывалась поддержка государства.
7Для расчета данного показателя по каждому типу кинопродукции суммарный объем господдержки делится на сумму инвестиций.
10