ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 2987

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

200

Пондопуло г.К.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Материалы к лекционному курсу

Тема 2.

Формирование культурной традиции

Востока и Запада.

Культура образца

ВГИК

2007

В период классической древности индусы, греки, китайцы одновременно с созданием своих исторически неповторимых культур со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями создали и парадигмы(образцы) культуры вообще, которые отрешившись от своей первоначальной исторической почвы и языковой формы оставались значимыми для различных регионов Востока и Запада на протяжении длительного исторического периода вплоть до возникновения современной индустриальной цивилизации. На ту, поистине судьбоносную роль, которую сыграли, культурные образцы в историческом становлении различных региональных, а позднее и национальных культур указывает не только многочисленные тексты, сохранившиеся со времен древних цивилизаций. Примером может служить текст из книги Мо-цзы, одного из авторитетных философов и политических деятелей Древнего Китая (Vв.до н. э.).В 4-й главе книги, названной его именем, «Фа-и»(«Подражание образцу») Мо-цзы утверждает: «При выполнении дел в Поднебесной нельзя обойтись без подражания образцу. Без подражания образцу не было завершено ни одно дело» В качестве образца для всех дел, в том числе и управления государством должно быть взято Небо(закон неба) т.к. оно является выражением всеобщности, потому что «Действия неба обширны и бескорыстны». 1 Сведения о доминирующей роли в истории культуры ее всеобщих образцов –парадигм содержатся сведения и в работах современных исследователей культуры( М. Элиаде , К. Лоренца, С. Аверинцева и др.)2


I. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Вся культурная традиция перенимается

у образца…

Стихийная сила образца действует лишь в

том случае, если он одобряется во всех

отношениях, и прежде всего в этическом..

вся культура перенимается у образца…

это несомненно способствует постоянству

культуры

К.Лоренц

Интуиции космогонического мифа

как основа создания идеальных моделей космоса.

Создание космогонического мифа, отсутствующего в ранних мифологиях ,завершает формирование буквальной мифологии . Доминирующее значение космологического миф приобретает тогда, когда родовые формы жизни достигают зрелости и близки к своему закату. Основной функцией мифа является функция моделирования. Характер моделей, создаваемых в процессе мифотворчества менялся по мере эволюции родовой жизни. Как известно человеческий род в процессе своего развития прошел три основных стадии: предметную, когда человек отождествляет себя с миром вещей; духовною, когда он одушевляет весь предметный мир и представляет его в качестве органической системы, подобной человеческому телу; наконец идеальную, на которой осуществляется синтез человека и мироздания, и формируется представление о человека , как о «серединном» существе и «совершенном деянии», объединяющем ,в процессе своей деятельности, предметную и духовную сферы бытия. На третьей заключительной стадии эволюции рода создаются предпосылки для формирования новых, неизвестной родовому человеку, форм жизнедеятельности, которые органически связаны с ценностным восприятием действительности. Позднее, в период классической древности, эта эпоха будет характеризоваться, как время второго «духовного» рождения человека. Выдающийся современный австрийский биолог и мыслитель Конрад Лоренц писал: «У человека есть ценностные восприятия находящиеся в несомненном соответствии с великим становлением мира организмов…соответствие состоит в том, что каждый нормальный человек воспринимает как величайшую ценность то, что делает испокон веку органическое становление, превращая неупорядоченное и более вероятное в упорядоченное и менее вероятное. Этот процесс все мы воспринимаем как создание ценностей. Шкала ценностей «ниже- выше» совершенно одинаковым образом применима к видам животных, культурам и созданным человеком произведениям искусства, согласованность нашего восприятия с творческим свершением охватывающим все живое, может быть основана на том, что определенные процессы, действующие во всем мире организмов, в человеке как мыслящем существе побуждают к сознанию. Если это так, то восприятие, мышление и бытие образуют в этом отношении единое целое.»3 Человек не только мыслит, но и действует, причем мысль и действие у него неразрывно связаны. Формирование у человека ценностного отношения к действительности, придает действию человека ,характер осознанной, целенаправленной деятельности, при этом, «ставящая себе цели, целеполагающая Воля человека делает из объекта природы объект культуры»4. Мифопоэтическое моделирование - первая чисто интуитивная попытка целеполагания. В процессе эволюции рода характер целеполагания приобретает все более осмысленный и универсальный характер. На заключительной стадии родовой жизни создаются идеальные модели мироздания , основанные на интуициях содержащихся в космогонических мифах ,которые выявляются в процессе их использования в качестве сценарной основы для новых .связанных с земледельческим культом ,ритуалов. Участвуя в подобных ритуалах, которые в условной форме воссоздавали процесс возникновения и организации мироздания, каким он был описан в древней космогонии , человек ощущал себя соучастником космического действа. В результате земледелию придавалось универсальное и сакральное и даже мистическое значение ,как занятию не материально, но и духовно обогащающее, но и «очищающее» человека и тем самым позволяющее ему «возвысится над собой»,преодолеть в себе «естественного» человека и стать «настоящим» человеком ,который олицетворяет собой «совершенное деяние»5-земное и космическое.Момент сопричастности к нему стимулировался ,как мифологическим характером мышления ,характерной особенностью которого было реального и мыслимого ,но и родовой традицией в которой представления о прошлом ,ассоциировалось с рассказами очевидцев- «все видавших» мудрецов. Именно в образах этих мудрецов в роли которых выступали боги, исполнявшие роль культурных героев древности; мудрые правители -давшие людям «закон и правду»;великие поэты, -хранители древних традиций; первые натурфилософы-творцы древнейших космологических моделей –была представлена «древность»,служившая тем идеалом на базе ,которых ,позднее были разработаны культурных образцы -парадигмы в Древней Индии,Древнем Китае и Древней Греции.При создании древних космологических моделей мироздания основную роль играли не элементы рационального познания- рассудок и разум, а «логика мифа» в которой главной познавательной силой была интуиция опиравшаяся на творческий потенциал чувственного- образного , эстетического восприятия действительности сформировавшегося в процессе нескольких тысячелетий мифотворчества. Конкретное выражение он нашел в особой интеллектуальной способности получившей название «видения». По свидетельству многочисленных свидетельств ,сохранившихся со времен создания древнейших письменных памятников именно «избытком этой способности видения» обладали мудрецы представлявшие ту «древность»,которая воспринималась ,поколениями людей классической эпохи в качестве идеала и образца для подражания. По мнению


абсолютного большинства выдающихся мыслителей классической эпохи, обычным людям, не обладающим способностью видения ,а полагаются лишь на собственные чувства(которые лгут) и свой разум(который склонен к заблуждениям) не способны представит мир как единое целое(т.е как «истинную реальность), они его воспринимают ,как «совокупность множества»,лишенную какой бы но ни было организованности и целостности- как хаос.Только совершенномудрый человек способен преодолеет этот хаос и все привести в порядок. Только такой человек достоин быть правителем других людей и указать им верный путь к благой жизни. Знание «единого»,полученное посредством способности видения рассматривалось ,как высшее знание и как признак мудрости человека ,им обладающего. Обычным же людям это знание может быть дано как откровение. Приобщение к нему осуществлялось посредством непосредственной связи с мудрецом выступавшем в роли и учителя и воспитателя, а так же ,в ряде случаев и с участием в особых ритуалах. Как правило они были связанных с земледельческим культом и предполагали систему магических и мистериальных актов, имевших целью осуществить духовное слияние человека с действием мировых стихий и общение с олицетворявшими их богами, демонами и – первопредками . Главной целью ,при этом, было духовное «очищение » человека ,открывавшее ему путь к постижению «истинной реальности» и «возвышению над собой» т.е. над своей «естественной» жизнью и обретением новой духовной формы своего бытия. Не случайно приобщенные к высшему знанию-знанию общего и прошедших мистериальный цикл «очищения», именовались «дважды рожденными» Такого рода мистерии широко практиковались в период бронзового века и ранней классики и сохранялись вплоть до конца классической древности. О их традиционной связи с земледельческими культами и их роли в «духовном обогащении» человека и даже целых народов народов сохранились многочисленные свидетельства в текстах Древнего Китая .Древней Индии и Древней Греции6Примером таких мистерий связанных с земледельческим культом древнейшие обряды(оргии) Орфея являются знаменитые Элевсинские мистерии, основу, которых составляли таинства в честь богини земледелия Деметры имеющие своей целью «рождение человека духовного из человека естественного»7.В основе идеальных моделей , созданных в период классической древности в Индии, Греции и Китае лежал один и тот же - триадический принцип, это свидетельствует о том, что представление о структуре мирового космоса , в период окончания эпохи родового строя, формировались в процессе духовного осмысления опыта родовой жизни, связанного с тремя ступенями ее эволюции ,которая завершилась,в этих регионах примерно в одно и то же время ,совпадающее с эпохой т.н. «бронзового века»,пришедшего в IVтысячелетии до н.э. на смену эпохе неолита. Каждая из трех основных элементов триады имела в структуре идеальной модели свое обозначение и соотносился с тремя сферами бытия и соответствующими им символом(знаком).


1. Предметный обозначался символом(знаком) вещи и был связан с землей.

2. Духовный соотносился с-речью и был связан со знаком неба.

3.Идеальный - с человеком, занимающим серединное место между землей и небом и считавшимся «совершенным деянием» в, котором едины земное и небесное, телесное и духовное, вещь и ее смысл(слово), речь и разум(мысль).Человек «середины» это и есть «классический» человек, пришедший на смену «естественному»(родовому) человеку. Соответственно этому именно в таком типе человека ,стремящемся «к возвышению над самим собой» культурная парадигма находит свое наивысшее выражение. Все культурные системы классической древности представляют собой системы главной задачей ,которых является формирование именно такого- классического типа человека.

Идеальные модели космоса и парадигмы(образцы) культуры

Единым (да будет )ваш замысел,

Едиными-ваши сердца!

Единой да будет ваша мысль,

Чтобы было у вас доброе согласие!

Ригведа Гимн единению

То, что принято определять как культурные образцы или парадигмы культуры, имеет своей основой идеальные модели космоса. Вместе с тем

между моделью и образцом имеется существенное различие.

Идеальная модель мироздания создается на базе знания некоего объективного исходного первоначала, лежащего в основе организации миропорядка (макрокосмоса) В этой роли : в космогонии древнеиндийских вед выступает- рита , в древнегреческой - логос, в древнекитайской- дао. Знание о них считалось высшим знанием и, не могло быть получено обычным путем ,с помощью чувств и разума .Согласно традиции, оно дается людям ,как откровение и только тем из них, кто обладает особой способностью-способностью видения.8 Соответственно этому культура , а точнее «культурность»9 это не столько социальный феномен, а качество присущее избранным «совершенно- мудрым », «дважды- рожденным », «божественным» мудрецам, пророкам, героям. Не случайно, прилагательное «культурность»,появляется гораздо раньше термина «культура».Латинский термин «kuitura»,появился лишь в заключительный период истории античного мира. Культурные образцы- парадигмы, оформлялись в процессе приведения


всех без исключения сфер человеческой жизни и деятельности в соответствии с той или иной идеальной моделью микрокосмоса. Создание подобныхобразцов было осуществлено в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Китае в классический период их существования .В Индии он нашел наиболее полное воплощение в учении Упанишад (санкхья-йога). В Греции в «пайдейе»-системе воспитания детально разработанной многими поколениями античных философов,следовавших традиции рожденной образами,созданными великими эпическими пэтами Эллады Гомером и Гесиодом. В Китае материалы древних канонических текстов таких,как древнейшая «Книга песен»(«Шицзин», «Книге перемен»(«Ицзин» с комментариями),и «Книге истории» («Шуцзын»),»Книга ритуала и установлений»( «Лицзы») и ряд других,стали той основой еа,которой великий философ древнего Китая Конфуций создал свое знаменитое учение о «жэнь»(«человеколюбии»,культуре),которое рассматривалось,как главное качество«цюнь- цзы»(«благородного»,совершенного, о,культурного человека и правителя)

Создание культурных образцов (парадигм) ,сопровождалось появлением новых, форм человеческой деятельности, в которых решение жизненно важных- практических задач , оказывается связано с совершенствованием самого человека- его умений, знаний, его воли. Такими формами стали: «культура умения», «культура знания» и «культура воспитания». Не являясь в полном смысле слова институтами культуры -эти формы, отличались от прежних «технологических» в своей основе, форм человеческой деятельности, большей, если можно так выразится, культуроемкостью.

Свое наиболее полное выражение «культура умения»,первоначально нашла в создании агрокультуры, которая играла доминирующую роль по отношению к другим культурным формам на всем протяжении истории классической древности. Не случайно возникновение самого имени «культура»,своим происхождением обязано земледелию.10 Создание культуры земледелия .сыграло решающую роль в переходе человечества к цивилизованным формам жизни. В процессе формирования интенсивных форм земледелия возникли первые агрогорода, сформировались новые формы письменности, получили развитие такие формы знания ,как математика и астрономия ,новые формы гражданской этики, пришедшие на смену ее родовым формам. Жизнь в городах,. Которые со временем становились городами-государствами и центрами духовной жизни стимулировала формирование новых идей ,приходившим на смену традиционным мифологическим представлениям о мире и человеке древним верованиям и культам