ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л.В.Коновалов

НАЗВАНИЕ

КНИГИ

ВГИК

2007

©Л.В.Коновалов

©ВГИК 2007

ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

Оценить свойства пленок можно двумя способами

В прежние времена вопрос о пригодности того или иного материала решался исключительно методом пробной съемки. Этот метод можно было бы признать безнадежно устаревшим, если бы время от времени к нему не прибегали, как, например, при репродукционных работах, при форсированном проявлении, и этот метод не давал бы хороших результатов. 10-15 лет назад, когда фабрика «Свема» еще выпускала цветные обращаемые кинофотопленки для фотолюбителей, практическую светочувствительность обращаемых кино-фотопленок определяли методом фотопроб. На пленку, например, «ЦО-65» снимался экспозиционный клин на разную светочувствительность, со значениями как в большую, так и в меньшую сторону (так называемая «вилка»), и после стандартной хими- ко-фотографической обработки выбирался наилучший кадр. Поэтому на коробочке фотопленки «ЦО-65» на боковой стороне вполне мог появиться индекс светочувствительности 90 или 45 единиц.

Такой метод мы назовем экспонометрическим, в отличие от сенси¬тометрического, где вместо фотосъемки реального объекта на испытуемый фотоматериал в темной комнате с помощью прибора впечатывается (экспонируется) специальный тест-объект – ряд серых полей.

С помощью прибора, называемого сенситометром испытуемому материалу сообщается ряд точно отмеренных экспозиций от стандартного источника света.

Затем, после обработки пленки, промеряется плотность образовавшихся на пленке почернений. На специальном бланке строится зависимость между количеством света, прошедшим через разные прямоугольные поля на пленку и плотностью, образовавшейся под этими полями.

Эту зависимость по предложению Хёртера и Дриффилда (1892 г.) принято выражать графически в форме некоторой кривой, получившей название «характеристической кривой». По этой зависимости и определяются основные характеристики пленки — светочувствительность, степень контрастности, широта, передаваемый интервал яркостей.

3


ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

Глава I

КАК ЭКСПОНИРУЕТСЯ ФОТОПЛЕНКА

Вконце позапрошлого века при тестировании фотоматериалов экспонирование осуществлялось, например, следующим образом: испытуемый светочувствительный материал закладывал-

ся в кассету, которая помещалась на определенном расстоянии от источника света. Задвижка кассеты выдвигалась на 1 см и производилось экспонирование в течение, например, 5 сек. Далее задвижка выдвигалась еще на 1 см и материал экспонировался еще 5 сек. Тогда первая экспонированная полоска получала экспозицию в 5 + 5 = 10 сек. После третьей экспозиции эта полоска получала освещение уже в 15 сек, а вторая - в 10. Продолжая экспонировать таким образом, мы получим на испытуемом светочувствительном слое ряд возрастающих в арифметической прогрессии экспозиций. Проэкспонировав таким образом два исследуемых материала и одинаково по времени проявив их, мы получим представление об относительной светочувствительности материалов.

Первый научно обоснованный и приблизительно отвечающий современным представлениям экспозиционный прибор для определения светочувствительности был разработан русским ученым и изобретателем, поляком по происхождению Л.В.Варнеке (1880).

Прибор для экспонирования называется сенситометром («sentio»

— чувствовать, «metrum» — измерять), хотя непосредственно этот прибор ничего не измеряет, а только лишь экспонирует пленку. В свое время предлагалось называть эти приборы «сенситографами» или, наконец, просто «приборами для освещения», однако эти названия не прижились.

Поскольку прибор предназначен для экспонирования, в нем обязательно имеется стандартизованный источник света. В качестве источника света до 20—30-х гг. ХХ в. при испытаниях пленок часто предпочтение отдавалось легко воспроизводимым газовым или спиртовым горелкам.

Например, Е.Гольдберг (известный своим «правилом Гольдберга» — произведение гаммы негатива на гамму позитива должно равняться единице), при испытании фотопластинок (1909-1918 гг.) применял бензиновую свечу Шайнера, ставя ее на расстоянии одного метра от экспонируемой кассеты. Время экспозиции достигало одной минуты.

До 1938 года у нас и до 1926 года за границей в качестве сенситометрического источника света применялась исключительно лампа Гефнера, предложенная еще в 1884 году Гефнером фон Альтенеком. Ее цветовая температура была 1830 К, как у парафиновой свечки. Лампа Гефнера, в течение нескольких десятков лет была единственным стандартным источником света, и сила света ее (так называемая свеча Гефнера) употреблялась в качестве единицы при измерении силы света всех других источников.

4


ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

Лампа Шайнера и лампа Гефнера

В качестве горючего материала в ней применялся уксусно-амило- вый эфир. Высота пламени лампы должна быть равна 40 мм, и эта высота устанавливалась с помощью особых визиров.

Вакуумная вольфрамовая электрическая лампа в качестве международного стандартного источника света для сенситометрических испытаний была принята только в 1928 г. VII международным фотографическим конгрессом.

Свет, который попадает на испытуемый материал, необходимо ка- ким-то образом дозировать. В разные годы дозировка осуществлялась разными способами. Вначале наибольшее распространение получили сенситометры так называемого «дискового» типа. Первым из таких приборов был сенситометр Хёртера и Дриффилда. Основной частью сенситометра являлся металлический диск диаметром около 30 см, в котором сделано 9 вырезов разного размера. По одну сторону диска на определенном расстоянии от него находился источник света, по другую сторону диска, вплотную к нему, помещалась кассета со светочувствительным материалом. При экспонировании, которое продолжалось от 20 секунд до нескольких минут, диск постоянно вращался, и те участки пленки, которые находились за узкой прорезью, получали маленькую экспозицию от ацетиленовой горелки, а участки пленки ближе к оси вращения диска – соответственно большие экспозиции.

Диск сенситометра Хёртера и Дриффилда

5

Часть оптического клина сенситометра ЦС-2м в масштабе 1:1

ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

Недостатком этого сенситометра являлись слишком большие скачки между соседними экспозициями — в 2 раза. С целью устранения этого недостатка Шайнер в 1894 г. предложил другую конструкцию вырезов дисков, в дальнейшем усовершенствованную Эдером (1898 г.). Сенситометр Шай- нера-Эдера имел уже не 9, а 23 выреза. (Рисунок)

Втечение десятилетий такой метод экспонирования, через диск с прорезями, являлся общепринятым при испытании светочувствительных материалов как в нашей стране, так и за рубежом. Однако такие методы экспонирования давали очень небольшую широту изменения экспозиций, порядка 1:50 - 1:100.

В1909 Гольдбергом был предложен нейтрально-серый оптический клин, представлявший собою клинообразный слой окрашенной тушью или размолотым графитом желатины, заклеенный между двумя тонкими стеклянными пластинками.

Клин Гольдберга (вид сбоку)

1

В современных сенситометрах дозировка освеще-

ния производится с помощью нейтрально-серого

 

2

пластикового оптического клина, имеющего от 21

(Кодак тип-7) до 30 полей (ЦС-2м), ступенчато от-

 

3

личающихся друг от друга количеством пропуска-

емого света.

 

4

Основное достоинство нейтрально-серого

клина как приспособления, дозирующего освеще-

 

5

ние, заключается в том, что он легко позволяет

получить очень большой интервал экспозиций, до

1: 60 000. Изображение оптического клина на фо-

6топленке называют сенситограммой

Экспозиции1, которые получает фотопленка

7в сенситометре, откладываются по горизонтальной шкале сенситометрического бланка, обозна-

8ченной буквой Н.

Экспозицией оценивается количество света,

9которое получила пленка, и это количество света можно найти простым перемножением освещен-

10ности на пленке на время экспонирования: Н = Е • t. Поскольку из двух сомножителей один (“t”, время)

всем знаком, расшифруем другой сомножитель

– освещенность. В нашей стране освещенность обозначается буквой Е. В большинстве других стран для обозначения освещенности используют

букву I, начальную букву английского словосочетания Incident light (падающий свет). Освещенность измеряется в люксах (lux), сокращенно - лк. Для образного представления обычно приводится такой пример: в темной

61 Не следует путать экспозицию — количество света, и выдержку — время экспонирования.


ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

комнате свеча на расстоянии 1 метра создает освещенность в 1 люкс. По санитарным нормам освещенность в помещении, где работают люди, должна быть не менее 100 люкс (на уровне поверхности стола). Производительность различных видов труда заметно повышается, если увеличивать освещенность до 300 и даже 500 люксов. Это тот уровень, к которому обычно стремятся, рассчитывая количество ламп для освещения рабочего помещения на фабриках или в офисах. Если на видеокамере VHS имеется обозначение 0,8 Lx, то это означает, что камера может снимать при очень низком уровне освещенности, например, при свете одной свечи.

Экспозиция (Н) определяется как произведение освещенности на время экспонирования. Чтобы выяснить величины экспозиций, с которыми фотограф сталкивается на практике, проведем мысленный эксперимент. Возьмем в темноте лист фотобумаги и на 2 секунды включим в комнате верхний свет. Мы знаем ориентировочно уровень освещенности в комнате, около 100 люкс. За 2 секунды фотобумага получит экспозицию:

Н = 100 лк • 2 с = 200 лк•с (люкс-секунд)

Нетрудно догадаться, что такие и даже большие экспозиции получают только позитивные материалы под фотоувеличителем.

Когда же мы в комнате производим фотосъемку через объектив фотоаппарата, количество света, которое получает пленка, резко уменьшается. Даже если наш объектив имеет светосилу 1,4, световой поток уменьшается в 8 раз, по сравнению с тем количеством света, которое могло бы попасть на пленку, не будь объектива. При диафрагме 2 освещенность на пленке составит всего 6% от освещенности на объекте. И если освещенность в комнате на уровне столе около 100 лк, то при диафрагме 2, освещенность на пленке составит 6% от 100, т.е. 6 лк, а количество света, которое получит пленка (Нпл) при выдержке, например, 1/30 cек составит:

Нпл = Епл . t = 6 . 1/30 = 0,2 (лк.с)

Если же учесть, что в объектив попадает свет, отраженный от предметов, то легко понять, что экспозиции, которые на практике получает негативная фотопленка, в численном значении оказываются значительно меньше единицы. Так, средне-серое поле с коэффициентом отражения 0,18 при тех же условиях съемки создаст экспозицию

Нпл = Епл . t . ρ = 6 . 1/30 . 0,18 = 0,036 (лк.с)

Когда вы откроете рекламный буклет фотопленки «Кодак», то обязательно найдете там характеристические кривые. Однако горизонтальная шкала под характеристической кривой не будет обозначена буквой Н. Слово «экспозиция» в английском языке начинается с буквы «Е» (Exposure), именно этой буквой и будет обозначена экспозиция. А поскольку для освещенности используют букву I, то знакомая нам формула Н = Е . t в зарубежном исполнении приобретает вид: Е = I . t.

Иностранные фирмы на бланках чаще всего приводят шкалу экспозиций в виде десятичных логарифмов значений экспозиций с обозначением lgE или lg I . t. Прочитать такую шкалу довольно просто. Число «2» на логарифмической шкале означает 102 = 100 лк . с, число «-2» следует понимать как 1/102 = 0,01 лк.с (см. рисунок).

7


ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

Density

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,001

0,01

0,1

1

10

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

-3

-2

-1

0

1

Log Exposure (lux second)

Горизонтальная шкала сенситометрического бланка – ось экспозиций. Нижняя часть шкалы взята с проспекта фотопленки Кодак, верхняя часть добавлена нами.

Глава II

КАК ПОЛУЧАЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ

После экспонирования и последующего проявления сенситограммы необходимо измерить плотность, степень потемнения каждого поля в негативе. Поскольку слово плотность пишется по-английски как «Density», рядом с вертикальной шкалой сенситометрического бланка, на которой откладываются значения плотностей, расположена большая буква D, первая буква этого слова.

С такими единицами, как метр, килограмм, мы постоянно сталкиваемся в обиходе, и поэтому нам легко их представить. Представить единицу плотности тоже несложно. За единицу плотности принята такая «степень непрозрачности», которая ослабляет поток света в 10 раз. Если серый фильтр ослабляет количество проходящего через него света в 10 раз, то его плотность будет равна единице.

Если мы сложим вместе два серых фильтра, каждый из которых имеет плотность D = 1, то в результате получим плотность, равную 2. Один фильтр ослабляет световой поток в 10 раз, т. е. пропускает 1/10 часть светового потока, другой фильтр, уменьшая свет в 10 раз, пропускает также 1/10 часть, но от света, прошедшего через первый фильтр. Следовательно, фильтр с плотностью D = 2 пропустит всего 1/100 часть светового потока.

Соответственно плотность D = 3 можно представить в виде трех сложенных вместе светофильтров, каждый из которых уменьшает свет в 10 раз или в виде одного светофильтра, который ослабляет световой поток в 1000 раз.

Вы заметили соответствие? Вместо того чтобы обозначать непрозрачность, как степень ослабления потока света, в «количествах раз», используют не само значение (10 раз, 100 раз, 1000 раз), а, как это часто бывает в технике, его логарифмический эквивалент (1, 2, 3), поскольку 10 = 101, 100 = 102, 1000 = 103.

Для промера плотностей разработаны специальные приборы — денситометры (рисунок). Они показывают значения в виде десятичного логарифма. В научно-технической литературе после численного значения

2 Единицы логарифмической величины безразмерного отношения называются Белами, от имени американского изобретателя телефона А.Г.Белла (A.G.Bell, 1847 - 1922).

8