ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ
D
3
2
1
L - широта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
lg H |
||||||
0,001 |
0,01 |
0,1 |
1 |
10 |
100 |
H |
Характеристическая кривая фотопленки Кодак Ти-макc
1,4 или в арифметическом выражении 1:30, поскольку только соответствующая этому интервалу экспозиций часть плотностей характеристической кривой сможет пропечататься в позитиве.
Следует заметить, что в ГОСТе фигурирует только одно определение «фотографической широты» — проекция всего прямолинейного участка: фотографическая широта соответствует интервалу экспозиций, ограниченному точками конца и начала прямолинейного участка характеристической кривой.
D |
|
3 |
|
|
γ=0,65 |
2 |
|
белое |
|
1 |
|
черное |
|
«практическая» |
|
широта |
|
«академическое» понятие широты |
lg H |
|
|
«Академическая» и «практическая» широта. |
|
19
ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ
В большинстве случаев под термином «широта» фотографы понимают передаваемый интервал яркостей, а не то, что вообще может пропорционально зафиксировать негатив. Поэтому в отличие от «академической» фотографической широты, которая фотографу, возможно, пока ни о чем не говорит, мы будем пользоваться понятием «широта» с уточняющим словом «практическая», чтобы тем самым сказать, что речь идет о передаваемом на практике интервале яркостей от черного до белого (см. рисунок).
Негатив, обработанный до нормального (рекомендуемого) коэффициента контрастности (0,65) и напечатанный на нормальную по контрастности фотобумагу всегда будет передавать один и тот же интервал яркостей от белого до черного, примерно 5 каналов (1:32). Поэтому к фразам из рекламных проспектов о том, что данная негативная пленка имеет большую, чем у других пленок, фотографическую широту, с практической точки зрения следует относиться так же, как и к рекламным фразам, что «наш шоколад стал еще шоколаднее». При одной и той же степени контрастности все негативные пленки имеют практически одну и ту же широту. Большая широта может получаться на любой фотопленке только при меньшем коэффициенте контрастности.
Честно говоря, то, что для «академического» определения широты выбран прямолинейный участок, для практики не имеет никакого значения. В течение десятков лет многие фабрики, производящие черно-белую кинофотопленку, в силу особых соображений придавали или старались придать кривым своих материалов вогнутую форму, не имеющую совершенно прямолинейного участка. В нижней части характеристическая кривая имела пологий участок, что улучшало проработку теней. Такие кривые носят название «кривых с постоянно возрастающим градиентом» и с академической точки зрения их широта не поддается замеру (близка к нулю), в то время как передаваемый интервал яркостей (названный нами «практическая широта») легко рассчитывается вышеописанным способом.
D
1,5
1
0,5
lg H
Кривая с изменяющимся градиентом
20
ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ
Глава VI
КАК МЕНЯЕТСЯ ВИД ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ КРИВОЙ ОТ ВРЕМЕНИ ПРОЯВЛЕНИЯ
Увеличение времени проявления негатива увеличивает контрастность — это хорошо известно любому фотографу из практики, это хорошо видно и по характеристическим кривым — при изменении времени проявления меняется степень наклона характеристической кривой.
Первый негатив (пленка Кодак Ти-макс 100) проявлен до среднего градиента 0,5 (4 минуты в проявителе Д-76, экспонировано как 12 единиц), второй негатив — до среднего градиента 0,9 (12 минут в Д-76, экспонировано как 100 единиц).
Рисунок. Две характеристические кривые, полученные промером сенситограмм на разное время проявления. Внешний вид сенситограммы на негативной фотопленке Кодак Ти-макс с указанием плотностей. (Сенситометр ЦС-3)
Одному и тому же перепаду яркостей на лице человека будет соответствовать при разном времени проявления разный перепад плотности. При большем времени проявления перепад плотностей в негативе будет заметнее, лицо будет восприниматься контрастнее освещенным. При меньшем времени проявления перепад плотностей будет не столь заметным, изображение по контрасту будет мягче, пластичнее.
В нашем объекте перепад между освещенной и неосвещенной стороной лица составлял 2 канала (показания экспонометра: освещенная часть лица — 7 1/3 EV, теневая часть лица — 5 1/3 EV). Перепад между самым ярким объектом (освещенная часть вазы) и самым темным (стена на фоне) составлял 6 каналов (8 2/3 и 2 2/3).
* * *
Продолжение будет посвящено обсуждению способов определения по характеристической кривой светочувствительности — а их за столетнюю историю Х.К. предложено множество.
21
ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Для фотографа наибольший практический интерес представляет выбор точного индекса светочувствительности и времени проявления пленки.
Изменяя время проявления, можно добиться большей или меньшей контрастности нега-тивного изображения. Однако в большинстве случаев выбор того или иного времени прояв-ления продиктован не столько желаемой степенью контрастности (почти любую контраст-ность негатива можно «уравновесить» подбором соответствующего типа фотобумаги), сколько стремлением выйти на определенную заданную светочувствительность. Учитывая, что фотографу приходится снимать в разных световых условиях, когда от пленки требуется то быть минимально чувствительной, то наоборот, показать себя способной реагировать на минимальное количество света, выбор правильного индекса светочувствительности приобретает огромное значение.
Глава VII
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ КРИВОЙ
Чем большее количество света требуется сообщить негативной фотопленке для получения в конечном итоге качественной репродукции, тем меньше чувствительность пленки. Чем меньшее количество света обеспечивает в негативе прирост плотностей над вуалью, тем све-точувствитель- ность выше. Поэтому в общем виде светочувствительность определяется как величина, обратная количеству света, необходимому для получения заданного ответа, задан-ного эффекта.
Этот эффект называется критерием светочувствительности. Слово «критерий» можно пе-ревести на русский язык как «мнение», «суждение». Поиски критерия — это поиски такой единственной точки, по которой можно составить представление обо всей пленке.
В разное время было предложено много различных критериев светочувствительности.
Первым по времени критерием был порог почернения. Некоторые исследователи предложили определять светочувствительность по тому количеству света, которое при проявлении вызывает в слое первые следы потемнений. Нахождение этого критерия не требует никаких измерений и производится визуально, что на заре развития сенситометрии, когда еще не существовали необходимые измерительные приборы, было очень ценно. Этот критерий долгое время имел широкое распространение, в частности он использовался в предложенном Л.В.Варнеке в середине 70- х гг. XIX века методе оценки светочувствительности, применявшемся в ряде стран.
По такому принципу определялась светочувствительность в системах Шайнера, Эдера, Винна и др. В системе Шайнера светочувствительность определялась номером того выреза в диске сенситометра, за которым после экспонирования и проявления начинаются едва заметные потемнения. По Эдеру, чувствительность оценивалась длиной полоски в миллиметрах, проработавшейся в негативе. «Градусы» Винна — это номер
22
ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ
последнего отверстия экрана сенситометра, под которым еще получается потемнение.
Попробуем применить этот критерий для оценки светочувствительности фотопленки «Академия 200», проявленной на три разных времени
– 5,5 минут, 8 и 12 минут.
Как видно из ниже приведенного рисунка, применяя в качестве критерия светочувстви-тельности порог почернения, мы приходим к выводу, что изменение времени проявления с 5,5 до 12 минут никак не повлияло на светочувствительность — все три характеристические кривые, соответствующие разным временам проявления, в начальных участках совпадают
плотность
D 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
почернения |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявитель - D76 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
порог |
|
|
|
|
|
|
Температура 200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время «1» - 5,5 мин |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«2» - 8 мин |
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«3» - 12 мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
lg H |
||
|
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
||||||||
|
0,001 |
0,01 |
0,1 |
1 |
10 |
H |
Определение светочувствительности по порогу почернения приводит к мысли, что светочувствительность с увеличением времени проявления практически не меняется.
Метод определения светочувствительности по пороговой плотности может иметь значе-ние лишь в тех случаях, когда фотографическая съемка преследует цель регистрировать очень слабые яркости снимаемого объекта, например, звездного неба.
Когда в самом конце XIX века в результате работ Хертера и Дриффилда было введено представление о характеристической кривой, стали считать, что наиболее существенной ее частью является прямолинейный участок. Тогда за критерий светочувствительности была предложена точка инерции — точка пересечения продолжения прямолинейного участка с осью lgH. Это был второй по времени критерий светочувствительности.
Эта точка инерции чаще всего остается постоянной при различных временах проявления (рисунок 3). Хертер и Дриффилд считали большим
23
ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ
достоинством то, что им удалось найти точку, которая не зависит от времени проявления и которая тем самым как бы выражает суть пленки. Из этого следовало, что светочувствительность не зависит от времени проявления.
Несмотря на несогласованность с практическими результатами, система Х. и Д. была первой системой, основанной на использовании характеристической кривой и получила широкое распространение: до 40-х гг. система Хёртера и Дриффилда была принята во многих странах. Так, в нашей стране от нее окончательно отказались только в 1954 году.
Чтобы получить численное значение чувствительности по этому методу, нужно число 34 разделить на экспозицию точки инерции. Поскольку линия инерции пересекает шкалу Н около значения 0,004 лк, светочувствительность фотопленки «Академия» оказывается (34 / 0,004) примерно 8 5000 Х и Д.
плотность
D 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
почернения |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявитель - D76 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
порог |
|
|
|
|
|
|
Температура 200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время «1» - 5,5 мин |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«2» - 8 мин |
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«3» - 12 мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Si |
|
|
|
|
|
|
|
lg H |
||
|
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
||||||||
|
0,001 |
0,01 |
0,1 |
1 |
10 |
H |
Определение светочувствительности по точке инерции приводит к выводу, что светочувствительность при увеличении времени проявления более чем в 2 раза меняется настолько, что эту разницу невозможно выставить на экспонометре.
Свободные от недостатков системы Х.&Д. методы определения светочувствительности были предложены в Германии Гольдбергом и в Америке - Джонсом.
Л.Джонс в результате своих работ пришел к заключению, что светочувствительность практически начинается с той экспозиции, которой отвечает точка характеристической кри-вой, где контраст равен 0,2 или, другими словами, где касательная, проведенная к кривой, образует с горизонтальной осью графика угол с тангенсом 0,2 (угол около 110). Эту точку Джонс назвал точкой минимально полезного градиента плотности. Системой Джонса в 40-60 гг. ХХ века пользовались в Америке.
24