Файл: Делловые коммуникации. Доклады-12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад должен быть подготовлен и сделан ОСМЫСЛЕННО.

В процессе сообщения можно пользоваться своими записями – заглядывая в них, но НЕ ЗАЧИТЫВАЯ текст!

Объем: около 10 минут; от 5 листов.

Номера тем соответствуют номеру фамилии студента в списке группы.

Желающие (один-два человека) могут взять Темы № 18и 17 вместо «своей».

Темы для докладов

  1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Восприятие, обмен информацией и взаимодействие, как ключевые составляющие общения. Характеристики и виды общения: познавательное; убеждающее; экспрессивное; суггестивное; ритуальное. Деловая коммуникация и ее роль в профессиональной деятельности. Цели, функции, формы деловой коммуникации. Критерии и методы повышения эффективности деловой и личностной коммуникации. Виды коммуникативных стилей: директивный, конформный, демократичный и др.

  1. «Языки» общения – вербальный, невербальный и паравербальный и их использование в деловых коммуникациях. Вербальные средства коммуникации. Типы приема и передачи информации. Человеческая речь как источник информации. Речевые средства общения, стили речи. Умение слушать. Виды и уровни слушания. Трудности и эффективного слушания: ошибки, внутренние и внешние помехи. Приемы эффективного слушания. Вербальный имидж как важнейшая составляющая имиджа делового человека; связь языка и интеллекта; техники формирования вербального имиджа. Правила эффективной обратной связи.

«Языки» общения – вербальный, невербальный и паравербальный – и их использование в деловых коммуникациях. Невербальная коммуникация. Природа и типология невербальной коммуникации. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации. Body language. Габитарный имидж. Внешние проявления эмоциональных состояний. Сигналы, выдающие неискренность и обман. Физиологические симптомы лжи собеседника. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения. Проксемика. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.

  1. Социальная перцепция. Самопрезентация как управление впечатлением. Понятия: самомониторинг, фасцинация, аттракция. Приемы аттракции. Психологические условия успешной самопрезентации. Основные составляющие имиджа делового человека. Факторы, влияющие на создание позитивного имиджа: фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения. Продуктивные и непродуктивные автоматизмы (поведенческие привычки).

5. Психология делового общения и управления. Структура психологического контакта и коммуникативные умения, необходимые руководителю для эффективного взаимодействия с подчиненными, коллегами и руководством. Психологические приемы влияния на партнера. Основные нравственные принципы делового общения. Современные взгляды на место этики в деловом общении.

6. Деловая риторика и ее основные законы. Принципы речевого воздействия. Коммуникативные эффекты. Деловая беседа: структура, основные фазы. Коммуникативные качества речи.

Использование вопросов как регламентаторов деловой коммуникации. Виды, функции и тактика использования вопросов. Вопросы как средство управления ситуацией, способ выразить своё несогласие, заинтересованность. Правила передачи информации без потерь и искажений.

Виды и правила слушания. Особенности деловой беседы по телефону. Техника телефонных переговоров. Правила эффективного телефонинга. Факторы успеха деловой беседы.

7. Типология бизнес-коммуникаций. Коммуникационные барьеры. Барьеры в общении и взаимодействии. Влияние типов личности на отношения партнеров. Коммуникативные роли и типы деловых партнеров. Особенности взаимодействия с «трудными» партнерами. Барьеры восприятия и понимания. Пути преодоления барьеров в организационных и межличностных коммуникациях.

8. Коммуникативная компетентность и ее значение в ежедневной работе руководителя. Слагаемые психологической культуры и коммуникативной компетентности руководителя. Ключевые коммуникативные навыки. Техника активного слушания. Роль продуктивных вопросов. Готовность к кооперации с коллегами, работа с информацией. Влияние коммуникативных качеств на личную эффективность руководителя, мотивацию подчиненных и результаты работы подразделения.

9. Документационное обеспечение делового общения. Письменные деловые коммуникации: характеристика и особенности. Служебная переписка (внешняя и внутренняя). Особенности официально-делового стиля. Преимущества и недостатки письменных и устных коммуникаций. Развитие коммуникативной компетентности, то есть способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

10. Критика и комплименты в деловой коммуникации. Критика и комплимент как компоненты контактологии. Функции и виды критики. Использование критики в деловой коммуникации. Техника нейтрализации замечаний. Приемы снижения негативного воздействия замечаний. Позитивные установки на восприятие критики. Функции и правила комплимента в деловом взаимодействии. Механизм и примеры воздействия критики, угрозы, игнорирования.

11. Формы деловой коммуникации. Собрания и совещания как групповые формы делового общения, их классификация: типы совещаний; подготовка; правила поведения на совещании; методы контролирования дискуссии; анализ проведенного совещания. Пресс-конференция: цели проведения, подготовка и протокольные аспекты пресс-конференции. Презентация: цели, виды, организационные вопросы. Специфика презентации как формы информационного сообщения. Деловые переговоры: подготовка к переговорам; цели, предмет и структура переговоров. Конструктивные приемы ведения переговоров.

12.Публичная речь. Требования к публичной речи. Целевые установки речи и их классификация. Подготовка к публичному выступлению. Учет особенностей аудитории. Приемы активизации внимания слушателей. Публичная речь как форма деловых и общественных отношений. Виды и типы устной публичной речи. Информационная, убеждающая, призывающая, протокольная речь. Публичные выступления в работе руководителя – презентация планов и подведение итогов на рабочем совещании, представление результатов работы подразделения для вышестоящего руководства, информирование команды о предстоящих изменениях. Самопрезентация и имидж выступающего. Организация обратной связи с аудиторией.

13. Спор, полемика, дебаты, диспут: психологические аспекты убеждения и внушения; технология сократовского спора. Методы и приемы ведения дискуссий. Тактика и стратегия ведения спора. Логические и психологические приемы полемики. Доказательность и убедительность. Парирование замечаний собеседников. Общие рекомендации эристики.

14. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров. Знание психотипов партнеров как возможность определения стратегии и тактики коммуникативного процесса. Типы личности. Психогеометрические характеристики личности. Правила кооперации Грайса и принципы делового общения.

15. Межкультурная коммуникация. Национальное коммуникативное поведение. Особенности коммуникативного поведения народов мира. Примеры различий в интерпретации невербальных средств общения, связанных с социокультурными факторами. Основные особенности российского коммуникативного поведения. Примеры различий в интерпретации невербальных средств общения, связанных с социокультурными факторами.

16. Формы, средства и виды коммуникации в сфере экономики, политики, кино, рекламы, шоу-бизнеса, в современных информационных системах (Интернет).Особенности бытовой коммуникации (жанры, нормы коммуникативного поведения, роли, средства) Особенности коммуникативного поведения депутатов, лидеров партий. Явление коммуникативной мимикрии в бытовой, политической и рекламной сфере (мимикрия участников, функций, элементов коммуникации)

17. Коммуникативные аспекты толерантности. Особенности российского коммуникативного поведения. Значение коммуникации в современном обществе у Ю. Хабермаса. Вежливость как коммуникативная категория. Коммуникативное поведение в группах. Развитие средств коммуникации в процессе становления общества. Теория рекламы в коммуникациях. Теория кризисных коммуникаций. Теория массовой коммуникации.

18. Правила речевого общения (= «Принцип кооперации» П. Грайса)