ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Экзаменационный билет №24
-
«Новая волна» во Франции. Творчество ж. Л. Годара, а. Рене, ф. Трюффо. Вклад в кинопоэтику, преодоление канонов и штампов, новые подходы к созданию экранной реальности.
Nouvelle Vague - направление 1950-х и 1960-х годов. Основоположники — Трюффо, Годар, Ромер, Шаброль, Риветт — работали кинокритиками на созданный Базеном влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma». Они создали "Теорию авторского кино". И в вместо манифеста 1958-59 гг. сняли по фильму, в которых её воплотили. "Красавчик Серж" и "Кузены" К. Шаброля, "400 ударов" Ф. Трюффо, "Хиросима, моя любовь" А. Рене, "На последнем дыхании" Ж.-Л. Годара. Таким образом, началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков в режиссуре. Это первая группа режиссеров «новой волны»
(их теория авторского кино: Режиссёр - ключевая фигура кинопроцесса, автор произведения искусства. Кинофильм - результат сотрудничества коллектива, но отражение замысла режиссёра. Раньше кинофильм воспринимался как продукт киноиндустрии — совокупное произведение продюсера, режиссёра, сценариста, композитора и актёров. Однако «Cahiers du cinéma» выделяло в рамках конвейерной студийной системы Голливуда авторские фильмы Ланга, Уэллса, Хичкока, Форда.
Вторая группа фнв - профессиональные режиссеры (А. Рене, П. Каст, А. Варда), которые пришли из документального малобюджетного кино. Они активно сотрудничали с представителями "нового романа" (М. Дюрас, Н. Саррот, А. Роб-Грийе). Их выделяли пунктирность и недосказанность повествования; "фотографическую фиксацию" реальности; отрицание надменной позиции автора, которому все лучше известно.
Третья группа - Cinema-Verite (киноправда). Ж. Pox, E. Морин, К. Маркер. Исповедывали фанатичный объективизм. В своих фильмах ("Хроника одного лета", "Прелестный май") режиссеры стремились исследовать реальность без какого-либо вмешательства. Схватить жизнь "горячей", постичь аутентизм человеческого существования. Скрытая ручная камера, высокочувствительная пленка, не требовавшая искусственного освещения.
Итого: за 4 первых года 97 дебютных произведений - молодые режиссеры не были связаны художественной программой, но эстетики общей придерживались:
1. "живая жизнь" - отказ от устоявшегося стиля съёмки и предсказуемости повествования;
2. новый тип героя-аутсайдера, который игнорирует социальные нормы;
3. импровизационность в противовес традиции поэтического реализма и «дедушкиного» искусства. Естественные интерьеры и свободный тревеллинг. Иногда даже за счет отсутствия сюжета и мотиваций; Легкая небрежность почерка.;
4. отсутствие жесткой привязанности траектории движения съемочной камеры к герою (она иногда "упускает его из виду", провоцируя асимметричность композиций) Дискуссии о "моральности отъезда камеры", о "философии панорамирования";
5. обновление лиц французского кино, изменила представление о красоте и киногеничности. Появление на экране Ж.-П.Бельмондо поначалу воспринималось как вызов канонам кинематографического героя.
6. молодежный анархизм. "Дети Маркса и кока-колы" (Годар) не стремились что-либо реформировать. Исповедовали идею "немотивированного акта": немотивированность преступления, немотивированность риска, немотивированность благородства.
Развитие:
Романтическим апофеозом бунтаря-одиночки стал фильм Годара "Безумный Пьерро" (1963), когда герой, обмотав свое тело лентой из динамита, доходит до абсолюта отрицания - отрицания себя. А в 1964 году на экраны вышел фильм "Париж глазами..." - плод коллективного труда лидеров "новой волны": Годара, Шаброля, Ромера, Руша. Собрав под единым названием шесть самостоятельных новелл, авторы "дописали" последнюю разрозненную главу "французской новой волны".
НОВАТОРСТВО
А. Рене "Хиросима, моя любовь" - Автор уравнивает две трагедии в Хиросиме и в Невере. Атомный взрыв разрушил огромный город и генофонд целого народа. Трагическая любовь к немецкому солдату испепелила душу героини. А. Рене плотно переплетает эти темы по принципу размывания, взаиморастворения реального и ирреального, личностного и исторического, чувственного и рационального, документального и игрового. Свободный поток сознания. (похожий прием у Рене и в "Прошлым летом в Мариенбаде"). Ф. Трюффо также блистательно применяет этот способ наррации в картине ''Жюль и Джим" (1962). А. Варда в фильме "Клео: от 17 до 19" разворачивает подробнейший психологический документ, неотступно следуя за героиней и регистрируя мельчайшие детали ее поведения. Эта картина - редкий пример в киноискусстве, когда реальное время зрителя (прдолжительность сеанса) практически целиком совпадает со временем героя. Таким образом, режиссеры оказались на стороне субъективного психологизма и эстетизируют не факты и события, а перемену чувств и настроений. Апофеозом этой тенденции стал фильм без героя, "фильм про ничто" – "Корабль-ночь" М. Дюрас.
После новой волны
Трюффо становится благоразумен и классичен - изящные мелодрамы "Украденные поцелуи" (1968), "Зеленая комната" (1978), "Последнее метро" (1980), "Соседка" (1981). Шаброль (р. 1930) постепенно ушел от вызывающего образа французской провинции с ее скукой, дикостью и девальвацией человеческой жизни ("Красавчик Серж", "Кузены", "Мясник") в область криминальной драмы.
Годар развивая идеи «фнв» дальше, вырабатывает свой стиль, выражающийся в дискретности (прерывистости) повествования и изображения. Незавершенные эпизоды монтируются в импульсивном ритме, изобразительный образ зачастую асинхронизируется со звуковым. В своих фильмах "Мужское-женское", "Китаянка", "Страсть", "Имя: Кармен", "Новая волна" использует нетрадиционную драматургию: уличная речь чередуется с литературными цитатами. В «Социализме» Годар обрушивает на экран массу неупорядоченных изображений и звуков, не стемясь расшифровать и дать сюжет вовсе. "Связность творчества Ж.-Л. Годара - в самой его бессвязности ".
Э. Ромер (р. 1920) практически с первой своей картины - "Булочница из Монсо" (1962) развивает женскую тему в кино, предпринимая глубокий анализ женской души и женской психологии. В 70-е годы он снял цикл из трех фильмов под общим названием "Моральные истории". В 80-е - новую серию картин "Комедии и поговорки". Его герои - самые обычные люди - много размышляют и мало двигаются. Действие сконцентрировано в характере диалогов, в способе их построения. Однако речь персонажей не открывает "золотых истин", а служит средством передачи внутреннего сомнения. Композиция подчинена форме личного дневника.
На основе авторской теории сформировались такие понятия, как «артхаус» и «независимое американское кино».
-
Особенности работы режиссера телесериала. Режиссерская группа, функции и задачи.
Основное отличие организации съемок сериалов в более дробном разделении труда, чем в кино. Не один сценарист, а сценарная группа, не один режиссер с ассистентами, а много режиссеров и один главный или ещё и креативный продюсер над ним. И такая дробность затрагивает все департаменты производства, т.к. при производстве сериала, особенно если речь идет о 100 и больше сериях, кинокомпании выгодно, чтоб ни декорации, ни техника не простаивали. А значит для создания конвейерности съемок необходимо несколько групп.
Режиссерская группа сериала:
Режиссер-постановщик (Иногда его контролирует креативный продюсер, иногда он сам является креативным продюсером. Это зависит от того, сколько съемочных групп задействовано в съемках сериала, какой масштаб. Иногда достаточно одной съемочной группы, которую режиссер-постановщик и возглавляет. В зависимости от длинны сериала, могут набираться несколько полноценных съемочных групп, которые будут работать на выездах или только в павильоне).
В каждой съемочной группе есть своя режиссерская группа:
Режиссер-постановщик
Второй режиссер (он теснее все общается с планированием и напоминает департаментам, что нужно подготовить к следующему съемочному дню или к сцене)
Ассистент режиссера (заполнение монтажных листов, передача отснятого материала с монтажными листами на постпродакши, подготовка сценария, блокировок и раскадровок к съемочному дню, хлопушка)
Скриптсупервайзер (иногда его обязанности выполняет ассистент или второй режиссер, по сути он должен следить за тем, чтоб не упустили какую-то реплику или кадр из запланированного, а так же настолько знать сценарий, чтоб если что актерам сказать, что с их персонажем было в какой серии и что будет – иногда это принципиально важно)
На постпродакшине - режиссер монтажа
Технология работы с сериалами пришла нам от Американской и Бразильской систем: При создании сериала с нуля, идейным вдохновителем создания сериала является сценарист или продюсер и сценарист. От них заявка попадает на тв канал или в продюсерскую компанию.
Заявка: - названия проекта; - жанр; - логлайн + основные герои + краткое изложение (краткий синопсис); - целевая аудитория; - предполагаемый хронометраж фильма/серии; - количество серий. Если заявка утверждается, то сценарист, подавший заявку, назначается главным автором и ему в помощь набираются: Сюжетчики – пишут подробные поэпизодные сценарные планы
Диалогисты – пишут диалоги на основе подробных поэпизодных сценарных планов.
Главный же автор, отвечает за соблюдение общей концепции сериала, создание так называемой «библии проекта» и утверждение его перед каналом или продюсером. Подробная «библия проекта»: - Название проекта; - Лог-Лайн проекта - это одно или два предложения, которые рассказывают все про сериал и могут быть использованы как средство двойного контроля во время написания сценария; - Формат проекта – Вертикальный, горизонтальный или вертикально-горизонтальный сериал. Количество серий. Количество минут в серии. Необходимые примечания; - Жанр и структура проекта - жанр проекта, композиция проекта; - Краткий синопсис сериала – Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект). Размер краткого синопсиса – не более страницы. Включает весь сериал; - Идея и тема сериала – Идея - это мысленный прообраз сериала, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) сериала; - Сюжетные линии – вертикальные и горизонтальные сюжетные линии, главная и второстепенные сюжетные линии; - Мир и антимир – мир, в котором живут и действуют герои, и мир, в который они попадают. Описание этих миров добавляют красок к проекту и работают на контраст героев и окружающей их обстановки; - Описания персонажей - полный список персонажей (главные и второстепенные - имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные связи с другими персонажами); - Развернутый посерийный синопсис – описание сюжета серий; - Список и описание Объектов - описание объектов, в которых происходит действие; - Подробные поэпизодные сценарные планы; - Диалоги проекта.