Файл: Ист.Отеч.Кино 4 курс. Методичка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего и послевузовского профессионального образования

Всероссийский государственный университет кинематографии

имени С.А. Герасимова

(ВГИК)

Кафедра киноведения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по курсу ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Для студентов сценарно-киноведческого факультета специальность Киноведение, 4 курса заочного отделения

Москва, 2014

Всероссийский государственный университет кинематографии

имени С.А. Герасимова

(ВГИК)

Кафедра киноведения

«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебно-воспитательной

работе, науке и УМО

Е.А.Русинова

«____»___________________20___г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По курсу ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Для студентов сценарно-киноведческого факультета специальность Киноведение, 4 курса заочного отделения

Москва, 2014

Составлены

кандидатом искусствоведения,

профессором Золотухиной А.Н.

Утверждено

на заседании кафедры киноведения

В течение четвертого года обучения (VIIиVIIIсеместры) студенты заочного киноведческого отделения изучают следующие разделы курса «История отечественного кино»:

«Киноискусство 80-90-х годов»

Основные формы работы

Основные методические рекомендации содержат


Основные вопросы к разделу «Киноискусство 80-90-х годов».

  1. Во всесоюзном прокате на 1 января 1986 года (начало перестройки) находилось более 4.000 полнометражных художественных фильмов отечественного производства.

На рубеже 70-80-х годов своеобразие комедийного жанра Г.Данелия проявилось в лирической комедии «Мимино» (1978) и трагикомедии «Осенний марафон» (1980). Антигерой эпохи – Бузыкин. Усложнение морально-этической проблематики.

  • Э.Рязанов в сатирической комедии «Гараж» (1979) показывает типичную историю для 70-80-х годов. Лирическое начало присуще мелодраме «Вокзал для двоих» (1983), экранизации А.Н.Островского «Жестокий романс» (1984).

  • Попытка художественного осмысления исторического опыта страны в фильме А.Михалкова-Кончаловского «Сибириада» (1979), по сценарию В.Ежова

  • Нравственная проблематика в философской притче А.Тарковского «Солярис» (1980).

  • Социально-психологические драмы А.Гребнева и Ю.Райзмана «Частная жизнь» (1982) и «Время желаний» (1984)

  • Современность в фильмах Г.Панфилова «Прошу слова» (1976), «Тема» (1979, ВЭ – 1986)

  • Публицистическая острота в постановке насущных проблем в фильмах В.Абдрашитова и А.Миндадзе «Остановился поезд» (1982) и «Парад планет» (1984)

  • Проблема реализации личности в фильмах «Полеты во сне и наяву» (1983) Р.Балаяна, «Послесловие» (1984) М.Хуциева, «Жил-был доктор» (1984) В.Сорокина.

  • Острота социально-нравственных проблем в фильмах «Чучело» (1983) Р.Быкова, «Пацаны» (1983) Д.Асановой, «Родня» (1981) Н.Михалкова.

  • Гуманистическая концепция экранизаций литературных произведений: «Несколько дней из жизни Обломова» (1980) Н.Михалкова, «Прощание» (1982) Э.Климова, «Васса» (1983) Г.Панфилова, «Небывальщина» (1983) С.Овчарова, «Маленькие трагедии» (1980) и «Мертвые души» (1984) М.Швейцера.

  1. Новые подходы к осмыслению темы Великой Отечественной войны в фильмах «Иди и смотри» (1985)Э.Климова, «Проверка на дорогах» (1971, ВЭ – 1986), «Двадцать дней без войны» (1977), «Мой друг Иван Лапшин» (1984) А.Германа, «Торпедоносцы» (1983) С.Арановича, «Соло» (1980) К.Лопушанского, «Отряд» (1984) А.Симонова, «Факт» (1982) А.Грикявичюса.

  2. Перестройка в кино. Vсъезд кинематографистов СССР (13-15 мая 1986 года) – начало нового периода в истории кино. Выражение резкой конфронтации с предшествующей историей советского кино, его идеологией и его приоритетами.

  3. Реализация основных решений Vсъезда. Создание новой «базовой» модели организации кинопроизводства и ее утверждение правительством (ноябрь 1989).

  4. Деятельность конфликтной комиссии СК СССР. Выпуск на экран «полочных» фильмов («Тема» Г.Панфилова, «Проверка на дорогах» А.Германа, «Долгие проводы» К.Муратовой, «Комиссар» А.Аскольдова и др.)

  5. Художественное отображение страшного и абсурдного времени в фильме Т.Абуладзе «Покаяние» (1984, ВЭ – 1988). Фильм – завершающая часть трилогии «Мольба», «Древо желаний».

  6. «Маленькая Вера» (1988) В.Пичула по сценарию М.Хмелик как знаковая картина эпохи перестройки и гласности.

  7. «Скорбное бесчувствие» (1987), «Дни затмения» (1988) А.Сокурова, «Астенический синдром» (1989) К.Муратовой – творческие попытки воссоздать образ «смутного» времени.

  8. Жанрово-стилистические поиски в киноискусстве времен «перестройки».

  9. Фильмы «черной волны» 90-х. Тема смерти в фильмах «Конечная остановка», «Панцирь», «Маленькая Вера», «Игла», «Одинокий голос человека», «Дни затмения», «Круг второй», «Асса», «Макаров», «Мусульманин», «Кикс».

  10. Остродраматические фильмы о подростках и молодежи – «Взломщик» (1986), «Соблазн» (1987), «Меня зовут Арлекино» (1988), «Курьер» (1986), «Плюмбум или Опасная игра» (1986), «Лимита» (1994), «Игла» (1988).

  11. Традиции фольклора в фильмах С.Овчарова – «Небывальщина» (1984), «Левша» (1986), «Оно» (1989), «Барабаниада» (1993).

  12. Тема войны в Афганистане и Чечне. Образ молодого героя – «Нога» (1990), «Афганский излом» (1991), «Пешаварский вальс» (1994), «Мусульманин» (1995), «Время танцора» (1997).

  13. Фильмы, разоблачающие и обличающие эпизоды советской истории: «Прорва» (1992), «Ближний круг» (1991), «Утомленные солнцем» (1994), «Холодное лето пятьдесят третьего» (1988), «Бумажные глаза Пришвина» (1989), «Армавир» (1991), «Цареубийца» (1991).

  14. Творчество кинорежиссеров: Т.Абуладзе, В.Абдрашитова, А.Балабанова, А.Германа, М.Хуциева, А.Сокурова, Н.Михалкова, К.Муратовой, А.Кончаловского, Э.Климова, Г.Панфилова, Г.Данелия, Э.Рязанова, С.Сельянова, А.Рогожкина, С.Овчарова, К.Шахназарова, В.Тодоровского, Л.Бобровой, В.Рубинчика, В.Хотиненко, И.Дыховичного, Н.Досталя, А.Прошкина, В.Огородникова, С.Соловьева, Р.Нугманова, А.Тарковского и др.

  15. Творчество кинодраматургов: Ю.Арабова, А.Миндадзе, В.Мережко, М.Хмелик, А.Адамовича, Н.Кожушаной, Р.Ибрагимбекова, Ю.Клепикова, В.Залотухи, В.Приемыхова, П.Луцика и А.Саморядова, А.Бородянского, М.Коновальчука и др.


Рекомендуемая литература для самостоятельного обучения

История отечественного кино М., Прогресс-Традиция, 2005.

Кино. Энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1986.

Аннинский Л. Поздние слезы. Эйзенштейн-центр, ВГИК, 2006.

Зак М. Кинопроцесс. М., НИИК, 1990.

Зоркая Н. История советского кино. М., Алетейя, 2006.

Кира Муратова – 98. Мастерская киноведов Евгения Громова, М., ВГИК, 1999

Основные направления в советском киноискусстве 70-80-х годов. Сб.статей. М., ВГИК, 1985

Сборник «Отечественный кинематограф на рубеже столетий. 1986 – 2002». М., ВГИК, 2005

Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского. М., 2009

90-е. Кино, которое мы потеряли. М. «Зебра-Е», 2007

Сокуров. Изд.Сеанс, С-П., 1994

Михалкович В. Стиль кинематографа и стиль фильма. «Искусство кино», 1978, №1

Советское кино70-х – первой половины 80-х годов. Учебное пособие. М, ВГИК, 1997

Статьи по вопросам истории и теории кино, опубликованные в журналах «Искусство кино» и «Киноведческие записки».

Балабанов. Изд. Сеанс, С-П., 2013

Список фильмов по Истории Отечественного кино


80-Е годы

Москва слезам не верит (1980), В.Меньшов

Остановился поезд (1982), В.Абдрашитов

Прощание (1982), Э.Климов

Родня (1982), Н.Михалков

Факт (1980), А.Грикявичюс

Частная жизнь (1982), Ю.Райзман

Васса (1983), Г.Панфилов

Военно-полевой роман (1983), П.Тодоровский

Ностальгия (1983), А.Тарковский

Объездчик/ Особый случай (1983), А.Бибарцев

Пацаны (1983), Д.Асанова

Полеты во сне и наяву (1983), Р.Балаян

Торпедоносцы (1983), С.Аранович

Чучело (1983), Р.Быков

Лев Толстой (1984), С.Герасимов

Мой друг Иван Лапшин (1984), А.Герман

Небывальщина (1984), С.Овчаров

Парад планет (1984), В.Абдрашитов

Покаяние (1984), Т.Абуладзе

Послесловие (1984), М.Хуциев

Иди и смотри (1985), Э.Климов

Порох (1985), В.Аристов

Чужая Белая и Рябой (1985), С.Соловьев

Жертвоприношение (1986), А.Тарковский

Курьер (1986), К.Шахназаров

Письма мертвого человека (1986), К.Лопушанский

Плюмбум, или Опасная игра (1986), В.Абдрашитов

Праздник Нептуна (1986), Ю.Мамин

Тема (1979, вышел на экран в 1986), Г.Панфилов

Взломщик (1987), В.Огородников

Зеркало для героя (1987), В.Хотиненко

Кин-Дза-Дза (1987), Г.Данелия

Скорбное бесчувствие (1983 – 1987), А.Сокуров

Соблазн (1987), В.Сорокин

Асса (1988), С.Соловьев

Город Зеро (1988), К.Шахназаров

Господин оформитель (1988), О.Тепцов

День ангела (1988), С.Сельянов

Дни затмения (1988), А.Сокуров

Жена керосинщика (1988), А.Кайдановский

Игла (1988), Р.Нугманов

Маленькая Вера (1988), В.Пичул

Меня зовут Арлекино (1988), В.Рыбарев

Перемена участи (1988), К.Муратова

Слуга (1988), В.Абдрашитов

Собачье сердце (1988), В.Бортко. ТВ 2 серии

Холодное лето пятьдесят третьего (1988), А.Прошкин

Черный монах (1988), И.Дыховичный

ЧП районного масштаба (1988), С.Снежкин

Астенический синдром (1989), К.Муратова

Бумажные глаза Пришвина (1989), В.Огородников

Замри – умри – воскресни (1989), В.Каневский

Интердевочка (1989), П.Тодоровский

Караул (1989), А.Рогожкин

Конечная остановка (1989), С.Апрымов

Посвященный (1989), О.Тепцов

Посетитель музея (1989), К.Лопушанский

Сиз Ким Сиз? (Кто ты такой?) (1989), Д.Файзиев

Оно (1989), С.Овчаров

Спаси и сохрани (1989), А.Сокуров

Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви (1989), С.Соловьев

Доминус (1990), А.Хван

Духов день (1990), С.Сельянов


90-Е годы

Гамбринус (1990), Д.Месхиев

Катафалк (1990), В.Тодоровский

Круг второй (1990), А.Сокуров

Мать (1990), Г.Панфилов

Панцирь (1990), И.Алимпиев

Такси-блюз (1990), П.Лунгин

Армавир (1991), В.Абдрашитов

Афганский излом (1991), В.Бортко

Счастливые дни (1991), А.Балабанов

Ой, вы гуси… (1991), Л.Боброва

Бесконечность (1991), М.Хуциев

Ближний круг (1991), А.Кончаловский

Дом под звездным небом (1991), С.Соловьев

Кикс (1991), С.Ливнев

Любовь (1991), В.Тодоровский

Невозвращенец (1991), С.Снежкин

Нелюбовь (1991), В.Рубинчик

Нога (1991), Н.Тягунов

Облако-рай (1991), Н.Досталь

Опыт бреда любовного очарования (1991), В.Огородников

Сады скорпиона (1991), О.Ковалов

Повесть непогашенной луны (1990), Е.Цымбал

Улыбка (1991), С.Попов

Цареубийца (1991), К.Шахназаров

Циники (1991), Д.Месхиев

Чекист (1991), А.Рогожкин

Анкор, еще анкор! (1992), П.Тодоровский

Дюба-дюба (1992), А.Хван

Камень (1992), А.Сокуров

Луна-парк (1992), П.Лунгин

Солнце неспящих (1992), Т.Баблуани

Прорва (1992), И.Дыховичный

Патриотическая комедия (1992), В.Хотиненко

Увидеть Париж и умереть (1992), А.Прошкин

Чувствительный милиционер (1992), К.Муратова

Барабаниада (1993), С.Овчаров

Макаров (1993), В.Хотиненко

Над темной водой (1993), Ф.Месхиев

Остров мертвых (1993), О.Ковалов

Окно в Париж (1993), Ю.Мамин

Русский регтайм (1993), С.Урсуляк

Тихие страницы (1993), А.Сокуров

Замок (1994), А.Балабанов

Пешаварский вальс (1994), Т.Бекмамбетов, Г.Каюмов

Русская симфония (1994), К.Лопушанский

Серп и молот (1994), С.Ливнев

Утомленные солнцем (1994), Н.Михалков

Увлеченья (1994), К.Муратова

Барышня-крестьянка (1995), А.Сахаров

Концерт для крысы (1995), О.Ковалов

Летние люди (1995), С.Урсуляк

Музыка для декабря (1995), И.Дыховичный

Прибытие поезда (1995), альманах из 4-х новелл

Мусульманин (1995), В.Хотиненко

Особенности национальной охоты (1995), А.Рогожкин

Пьеса для пассажира (1995), В.Абдрашитов

Кавказский пленник (1996), С.Бодров

Мать и сын (1996), А.Сокуров

Сергей Эйзенштейн. Автобиография (1996), О.Ковалов

Брат (1997), А.Балабанов

Время танцора (1997), В.Абдрашитов

В той стране (1997), Л.Боброва

Змеиный источник (1997), Н.Лебедев

Сергей Эйзенштейн: Мексиканская фантазия (1997), О.Ковалов

Страна глухих (1997), В.Тодоровский

Три истории (1997), К.Муратова

Блокпост (1998), А.Рогожкин