Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности в малом бизнесе
1.1. Сущность, функции и критерии малого бизнеса
1.3 Управление коммерческими рисками и методы их уменьшения
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия (на примере ООО СФЕРА-МВС)
2.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого предприятия.
2.2. Анализ закупочной деятельности предприятия.
Устав организации содержит все необходимые пункты. Определены виды деятельности организации. Всего 5 видов деятельности, среди которых те виды деятельности, которые компания ведет на данный момент:
-Торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах
-Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов
-Торговля оптовая спортивными товарами, включая велосипеды
22
-Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
-Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах
В Уставе определены общие положения, цель и предмет деятельности, полномочия организации, уставные капитал, участники общества, управление обществом, производственно-хозяйственная деятельность, персонал общества.
На данный момент основной деятельностью предприятия является розничная торговля спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах . В которые входят мотоциклы, скутеры, мото экипировка, запчасти, расходники.
Рынок сбыта организации охватывает всю страну так как это интернет магазин , но точка продаж находится в г.Москва. Организация имеет широкий охват рынка продаж китайской мото-техники.
Стратегический курс компании направлен на расширение рынка продаж, а также дифференцированного подхода к поставщикам. Реализация плана дифференцированного подхода к поставщикам заключается в отборе наиболее выгодных поставщиков, отвечающих требованиям качества продукции и укрепление, и расширение сотрудничества с ними. Основными критериями надежности поставщиков являются: достаточно высокое качество продукции, качество сервиса , приемлемая цена.
Организационная Структура управления.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Организационная структура управления ООО «СФЕРА-МВС» представлена на рисунке 2. Анализируя организационную структуру управления, можно сделать вывод о том, что структура управления ООО «СФЕРА-МВС» является линейно-функциональной. Помимо кадров управления на предприятии есть обслуживающий персонал и вспомогательный персонал: продавцы - консультанты, кассиры, персонал сервиса, водители, грузчики, охранники, уборщица. Самым главным недостатком данной структуры является то, что каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы.
23
Рисунок №2
Директор фирмы
Бухгалтер
Управляющий интерне
т магазином
Управляющий
Точки продаж
Кассиры
Менеджер по
Маркетингу
Продавцы
Консультанты
Менеджер по
Управлению сайтом
Отдел продаж
Охранник торгового
зала
Управляющий
Мото-сервисом
Менеджер по
продажам
Уборщица
Отдел логистики
Главный механик
Менеджер по
закупкам
Слесари
Менеджер склада
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так же ведет кадровый учет сотрудников.
Начальник отдела продаж руководит работой отдела продаж предприятия, несет ответственность за выполнение плана, информирует компанию о рыночной ситуации, контролирует выполнения задач, поставленных директором фирмы, 24
введет оценку результатов продаж и главное ищет способы развития компании.
Ему подчиняются менеджеры по продажам. В их обязанности входит контроль продаж по районам, которые подкреплены за ними и увеличением новых торговых точек.
Управляющий точки продаж отвечает за размещение и сохранность товара и инвентаря, рациональное использование помещений, оформление и сдача приходной-расходной документации , контроль за состоянием помещений, исправностью противопожарных систем, обеспечение своевременного ремонта складских помещений, инвентаря и оборудования, организация погрузки и разгрузки, участие в проведении учетных мероприятий. Руководство штатом сотрудников, работающих на в точке продаж (уборщики, консультанты, кассиры).
Управляющий мото-сервисом занимается контролем за выполнением предпродажной подготовки, ремонтных работ и напоминание клиентам о своевременном техническом осмотре. В его подчинении находиться главный механик и двое слесарей.
Сотрудников на предприятие всего 20 человек. На данный момент сотрудников хватает, но в связи тем, что предприятие не стоит на месте, а активно развивается, каждый год штат сотрудников увеличивается на 1-2 человека.
Руководство ООО «СФЕРА-МВС» для стимулирования труда работников использует экономические, социальные и административные методы мотивации. Весьма существенным экономическим методом мотивации персонала в ООО «СФЕРА-МВС» является заработная плата.
В ООО «СФЕРА-МВС» проводятся следующие мероприятия по социальной мотивации персонала: повышение квалификации сотрудников компании; строгое соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством.
Административная мотивация в ООО «СФЕРА-МВС» используется для соблюдения трудовой дисциплины сотрудниками организации. Она проявляется наложениями взысканий, предупреждений и выговоров.
25
2.2. Анализ закупочной деятельности предприятия.
Проанализируем основные этапы процесса закупки комплектующих в ООО «СФЕРА-МВС».
Закупка товаров и комплектующих в ООО «СФЕРА-МВС», начинается с анализа рынков сбыта.
Цель проведения исследований рынка закупок товара и комплектующих определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:
- непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);
- опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
- рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);
- новые рынки.
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. Полученная информация обрабатывается в трех аспектах:
а) современный анализ рынка («моментальный снимок»);
б) динамика изменения конъюнктуры рынка;
в) прогнозы изменения рынка.
Далее происходит непосредственно выбор поставщиков. Большинство комплектующих ООО «СФЕРА-МВС», закупает в крупных китайских оптовых фирмах.
Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
26
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в
средствах массовой информации и т. п.;
- посещение выставок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. закупка товар организация экономический
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- организация управления качеством у поставщика;
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
- службы поставляемого оборудования;
- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договора.
27
В таблице 2 представлена общая характеристика предприятий-поставщиков.
Таблица 2- Общая характеристика предприятий-поставщико
Поставщик |
Адрес |
Ассортимент товаров |
Характеристика компании |
Hongda Tyre Co., Ltd. |
Qingdao, Shandong, China |
Моторезина,камеры |
Оптовая компания по продаже резины и камер,а |
Zhejiang Fengcheng E-Bike Co., Ltd. |
No. 32, Jianxi Road, Jianchuan Village, Xinjian Town, Jinyun Country, Lishui, Zhejiang, China |
Мотоциклы,скутера, |
Оптовая компания по продаже мопедов, мотоциклов, скутеров. В ассортименте представлена любая техника. |
Qingdao Impetus International Trading Co., Ltd. |
Yanggu Road,Shibei District,Qingdao,Shandong,China |
внедорожные мотоциклы, квадроциклы |
Оптовая компания по продаже внедорожной мототехники |
SHENZHEN KALEAD TOOLS CO., LTD. |
No9, Building6, Newvillage., Jueyuan, Shajing, Baoan District, Shenzhen, Guangdong, China |
Запчасти, расходники |
Оптовая компания по продажам запчастей и расходников. |
28
Как видно из результатов анализа основными поставщиками предприятия ООО «СФЕРА-МВС», магазин «Мото сфера» являются оптовые компании, находящиеся в Китае.
Эти компании реализуют довольно широкий ассортимент техники в крупном и мелком формате.
Структура закупок ООО «СФЕРА-МВС» в процентах, Данные представлены за 2019 год.
Таблица 3 - Структура закупок
Предприятие-поставщик |
Сумма закупки, тыс. руб. |
доля в общих закупках, % |
Zhejiang Fengcheng E-Bike Co., Ltd. |
37022400 |
14,4 |
Qingdao Impetus International Trading Co., Ltd. |
61704000 |
24 |
SHENZHEN KALEAD TOOLS CO., LTD. |
51420000 |
20 |
Hongda Tyre Co., Ltd. |
40107600 |
15,6 |
Остальные поставщики |
66846000 |
26 |
Итого |
257100000 |
100 |
Наибольшую долю в общих закупках предприятия ООО «СФЕРА-МВС» занимает категория «остальные поставщики», она составила 26 %, что обусловлено довольно объемным списком предприятий, входящих в состав данной категории.
Из основных поставщиков наибольшую долю занимает предприятие Qingdao Impetus International Trading Co., Ltd. она составила 24% .
29
Как видно из представленных таблиц, поставщики приблизительно имеют равный удельный все в структуре закупок в ООО «СФЕРА-МВС» и работают стабильно .
Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам отдела высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующие товары и их количество, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей.
На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанных товаров. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и товары, отсутствующее на складе поступает в отдел закупок, после чего отказаться от него уже невозможно, а товары, находящееся на складе резервируется. Однако как было выявлено, менеджеры по закупкам не обладают квалифицированными знаниями логистики и соответственно совершают закупку товаров не рационально, что приводит к сбою организации процесса закупок в ООО «СФЕРА-МВС».
Как мы уже сказали было выявлено, что менеджеры по закупкам не обладают квалифицированными знаниями логистики и соответственно совершают закупку товаров не рационально, что приводит к сбою организации процесса закупок в ООО «СФЕРА-МВС». В настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса не всегда имеют возможность привлечь высококвалифицированных специалистов. ООО «СФЕРА-МВС», магазин «Мото-сфера» как раз и относится к данным предприятиям.
В этой связи необходимо регулярно проводить соответствующие тренинги для повышения квалификации персонала, особенно в постоянно меняющихся условиях рынка.
Профессиональное обучение способствует удовлетворению корпоративных интересов - повышению уровня персонала, а также увеличению эффективности хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует также отметить, что недостаточная квалификация персонала может привести к целому комплексу негативных последствий.
30