Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности в малом бизнесе
1.1. Сущность, функции и критерии малого бизнеса
1.3 Управление коммерческими рисками и методы их уменьшения
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия (на примере ООО СФЕРА-МВС)
2.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого предприятия.
2.2. Анализ закупочной деятельности предприятия.
2.3 Анализ торговой деятельности предприятия.
ООО «СФЕРА-МВС» за 2019 год было реализовано товаров на сумму 285 млн.р руб.
Товарооборот ООО «СФЕРА-МВС» за 2017-2019 гг.
Средний темп изменения за период 2017-2019 гг. -
На рост оборота за 2018-2019 гг. повлиял ряд факторов: расширение ассортимента, закупка высококачественных и особо пользующихся спросом моделей мотоциклов. За период 2018-2019 гг. произошло увеличение цен на товары, поставляемые из-за рубежа, и для удержания и увеличения спроса была незначительно снижена товарная наценка. Вследствие чего и произошло уменьшение суммы выручки от реализации.
У ООО «СФЕРА-МВС» заключены договора на поставку товаров со многими фирмами. Поэтому у магазина имеются большие складские помещения, так как поставки в основном производятся большими партиями ограниченное число раз.
Экономическая характеристика формируется на основе анализа документов бухгалтерской отчетности и включает в себя:
анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия;
факторный анализ изменения товарооборота;
анализ структуры товарооборота исследуемого предприятия;
анализ валового дохода (прибыли);
анализ структуры издержек обращения;
анализ товарных запасов предприятия и др.
Для более полного анализа деятельности необходимо проанализировать основные экономические показатели торгового предприятия в динамике.
Таблица 2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
торгового предприятия за 2018-2019 годы.
31
Показатели |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
Откл. (+,-) |
Темп изм., % |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Товарооборот (оборот по розничной реализации) без НДС |
млн. руб. |
191 |
285 |
94 |
32.98% |
2. Торговая площадь |
м2 |
300,00 |
300,00 |
0,00 |
0,00 |
3. Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
млн.руб./м2 |
0,63 |
0,95 |
0,32 |
33.68% |
4. Численность работников, всего |
чел. |
20 |
20 |
0,00 |
0,00 |
в т.ч. работников ТОП |
чел. |
5 |
6 |
0,00 |
0,00 |
5. Производительность труда 1 работника |
млн.руб./чел. |
9.55 |
14,25 |
4.7 |
32.98% |
6. Производительность труда 1 работника ТОП |
млн.руб./чел. |
38.2 |
47.5 |
9.3 |
19.37% |
7. Валовая прибыль |
млн. руб. |
5 |
7,9 |
2.9 |
36.71% |
- уровень (к товарообороту без НДС) |
% |
0,026 |
0,027 |
0,01 |
3,7% |
8. Издержки обращения |
млн. руб. |
3,16 |
3,16 |
0,00 |
0,00 |
- уровень к товарообороту |
% |
0,017 |
0,011 |
-0,06 |
-54% |
в т.ч. расходы на оплату труда |
млн. руб. |
1,98 |
2,11 |
0,13 |
6,67% |
- уровень товарооборота |
% |
0,14 |
0,14 |
0,00 |
-1,54% |
9. Среднемесячная заработная плата 1 работника |
млн. руб. |
0,017 |
0,018 |
0,001 |
5,56% |
10. Прибыль (убыток) от продаж |
млн. руб. |
3,10 |
5,3 |
2,2 |
41.51% |
- рентабельность продаж |
% |
53,75 |
57,31 |
3,56 |
6,62% |
11. Доходы от участия в деятельности других предприятий |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
12. Проценты к получению |
млн. руб. |
0,020 |
0,030 |
0,010 |
50,00 |
13. Проценты к уплате |
млн. руб. |
0,010 |
0,020 |
0,010 |
100,00 |
14. Прочие операционные доходы |
млн. руб. |
0,020 |
0,008 |
-0,012 |
-60,00 |
15. Прочие операционные расходы |
млн. руб. |
0,003 |
0,004 |
0,001 |
33,33 |
16. Прочие доходы |
млн. руб. |
0,040 |
0,007 |
-0,033 |
-82,50 |
17. Прочие расходы |
млн. руб. |
0,080 |
0,040 |
-0,040 |
-50,00 |
18. Прибыль (убыток) до налогообложения |
млн. руб. |
7,727 |
8,921 |
1,194 |
15,45 |
19. Рентабельность предприятия |
% |
53,660 |
57,186 |
3,526 |
6,57 |
20. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
млн. руб. |
0,927 |
1,071 |
0,143 |
15,45 |
21. Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
млн. руб. |
4.700 |
6,850 |
2,150 |
31.39 |
Рентабельность конечной деятельности |
% |
48,321 |
57,324 |
9,003 |
15.71 |
Вывод: рентабельность конечной деятельности увеличилась на 9,003% и составила в 2019 - 57,324%, это произошло вследствие увеличения товарооборота на 32.98% или 94млн.руб. Валовая прибыль в относительном выражении увеличилась на 36,71%, в абсолютном - на 2,9 млн.руб., что говорит о положительной динамике товарооборота. Среднемесячная зар.плата увеличилась на 5,56% или 0,001 млн.руб. Прибыль от продаж увеличилась на 41.51% и составила 5,3млн.руб., рентабельность продаж также увеличилась на 6,62% и составила 57,31%.
Отрицательным моментом за 2019год является - снижение прочих операционных доходов на 60%, прочих доходов на 82,5%, однако в абсолютном выражении на рентабельность деятельности ООО они существенно не повлияли.
Для полной характеристики деятельности магазина необходимо проанализировать динамику товарооборота в действующих и сопоставимых ценах.
Для полного анализа необходимо рассчитать влияние изменения розничных цен на изменение объема розничного товарооборота. Таблица 2.3
33
Таблица 2.3. Расчет влияния изменения розничных цен на объем товарооборота.
Годы |
Розничный товарооборот |
Индекс розничных цен |
Прирост товарооборота, млн.руб. |
|||
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
всего |
в т.ч. за счет изменения |
|||
роста цен |
физич. объема |
|||||
2017 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
2018 |
191 |
185 |
0,88 |
0,6 |
0,45 |
0,15 |
2019 |
258 |
250 |
0,91 |
1,2 |
0,804 |
0,396 |
Вывод: по таблице 2.3 видно, что за счет увеличения розничных цен в 2019г. товарооборот увеличился на 94млн.руб., за счет изменения физического объема и составил 285млн.руб..
Анализ материального и технического оснащения торгового предприятия.
Предоставление услуг осуществляется в процессе взаимодействия труда человека и определенных средств производства. Последние по своему материально-вещественному составу составляют производственные фонды предприятия, всю совокупность которых делят на основные и оборотные.
Таблица 2.5. Расчет установочной и выставочной площадей в магазине.
Наименование оборудования |
Количество |
Размер |
Кол-во полок |
Установ. площадь, м2 |
Выставочная площадь, м2 |
№ 1 витрина низкая |
16 |
1*1,5 |
1 |
24 |
24 |
№ 1 витрина высокая |
7 |
1*1 |
3 |
3 |
21 |
итого |
23 |
- |
- |
27 |
45 |
34
Коэффициент емкости оборудования:
Кео = Вп / Уп = 45 / 27 = 1,66,
где Кео - коэффициент емкости оборудования, Вп - выставочная площадь, м2, Уп - установочная площадь, м2.
Коэффициент емкости для магазина является низким, но для данной сферы деятельности - достаточно высок. Это объясняется тем, что мотоциклы стоят в зале, на витринах находятся только запчасти, аксессуары, рядом с кассой . Таким образом они лучше просматриваются потенциальными покупателями, что ведет к увеличению объема продаж, и соответственно, прибыли.
35
Заключение
В заключении хочется сказать об особенностях малого бизнеса в России:
По сравнению с другими странами малый бизнес России обладает следующими особенностями: Низкая доля венчурной специализации – инновационное производство в России занимает лишь 6%, остальное приходится на торговлю и коммерцию, в то время как в экономически развитых странах инновационное производство занимает 25%; Низкая легитимность малого предпринимательства - большинство организаций страны используют «серые схемы» в работе, занижая прибыль и уменьшая налоги. На это влияет высокое налогообложение; Плохое финансирование малого предпринимательства - отсутствие должного финансирования малых предприятий обусловлено низким индивидуальным капиталом. Стартовый капитал уходит на создание организации, в результате чего возникает потребность в кредитовании, но большинство банков отказывают современным предпринимателям в финансировании в связи с большими рисками потери средств. Как итог - многие малые предприятия на данный момент являются банкротами; Неустойчивость малого предпринимательства - данная особенность характерна для малого бизнеса в связи с жесткой конкуренцией и нехваткой финансов.
ООО «СФЕРА-МВС» является развивающимся предприятием.
Общество с ограниченной ответственностью «СФЕРА-МВС» представлено торговой компанией в городе Москва. Высшим органом управления общества является Ген.директор. ООО «СФЕРА-МВС» относится к субъектам малого предпринимательства. Численность предприятия составляет 20 человек. Вопросами управления финансовыми ресурсами занимается директор и главный бухгалтер. В своей деятельности ООО «СФЕРА-МВС» руководствуется Уставом и положениями, инструкциями по ведению бухгалтерского, финансового и налогового учета. Финансовые результаты в 2019 году увеличились по сравнению с 2018 годом на млн. руб., одновременно выросла и прибыль от реализации на 2.2 млн. руб. Данная динамика является положительной.
На предприятии разработана учетная политика, есть положение о бухгалтерской службе. Квалификация работников соответствует задачам, которые им приходится решать.
36
Проведенный анализ бухгалтерского баланса предприятия показал необходимость управления текущими активами предприятия (оборотными средствами). Для ООО «СФЕРА-МВС» характерна высокая доля оборотных активов, что свидетельствует о формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации. Наибольшую долю в составе оборотных активов предприятия играют запасы, что свидетельствует о наращивании производственного потенциала организации, и стремлении за счет вложений в производственные запасы защитить денежные активы организации от обесценивания под воздействием инфляции. Положительным моментом также является увеличение доли финансовых вложений предприятия, так как это наиболее легко реализуемые активы.
В балансе ООО «СФЕРА-МВС» величина чистых оборотных активов в 2019 выросла, что говорит о том, что предприятие имеет чистый оборотный капитал для поддержания своей деятельности и на отчетную дату
положение предприятия можно назвать достаточно стабильным.
Запас финансовой устойчивости для ООО «СФЕРА-МВС» в 2019 году составляет 41 тыс. руб., что свидетельствует о том, что ООО «СФЕРА-МВС» не имеет большой запас финансовой устойчивости, позволяющий бы ему сохранить прибыль и не понести убытков даже в случае снижения выручки.
Согласно вышепредставленным расчетам можно сделать вывод, что чистая прибыль ООО «СФЕРА-МВС» за 2019 год выросла до 7.9 млн. руб. Прибыль от продаж компании за 2019 год выросла на 41,51% до 5.4 млн. руб. с 3.1 млн. руб. за аналогичный период прошлого года.
Несмотря на то, что ООО «СФЕРА-МВС» является довольно успешным предприятием, в организации существуют некоторые проблемы. Стоит отметить, что нематериальное стимулирование в ООО «СФЕРА-МВС» развито недостаточно. Престиж работы в организации невысок, сильная организационная культура отсутствует. В ООО «СФЕРА-МВС» проводятся следующие мероприятия по социальной мотивации персонала: повышение квалификации сотрудников компании; строгое соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством.
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные и регламентирующие документы:
1. Федеральный Закон № 209-ФЗ и постановление правительства РФ от 04.04.2016 №265 Документ предоставлен Системой Гарант http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. – 11-е изд. – М.: Ось-89,http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/
4.Приказ ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41552)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196025/
5.Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/
6. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
Научная литература:
7. Питерсон, С.Д. Как разработать бизнес-план / С.Д. Питерсон. - М.: Диалектика, 2018. - 320 c.
38
8. Бухалков М. Внутрифирменное планирование. — М.: Дело и сервис, 2019. -310с
9. Ларичев О. И. Управление сбытом М.: «Логос», 2019 г. – 203 с.
10. Положенцева, А.И. Финансы организаций (предприятий) / А.И. Положенцева, Т.Н. Соловьева, А.П. Есенкова. - М.: КноРус, 2015. - 96 c
11.Коноваленко, В.А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность: Учебник для бакалавров / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.