ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Представления о партнере и представления о себе
2. Взаимоотношения как предмет борьбы
1. Общность и разность интересов
2. Соотношение интересов и инициативность
3. Соотношение интересов в деловой и позиционной борьбе
2. Молодость и старость (возраст)
3. Мужественность и женственность
4. Уравновешенность и экспансивность. Профессиональные навыки и др.
Давным – давно, когда я только начинал делать первые робкие шаги по сцене театра «ОКОЛО дома Станиславского», Юрий Николаевич Погребничко, известный в театральных кругах режиссер, сказал мне на одной из репетиций: «Ищите, в чем конфликт. Если Вы не в конфликте, Вас уничтожают!»
Всегда придерживавшийся пацифистских взглядов, я был слегка шокирован подобной формулировкой, и пытливый ум мой начал требовать разъяснения смысла сказанных слов. Но природная скромность не дала возможности подойти за разъяснениями к самому Юрию Николаевичу, к тому же были подозрения, что это только запутает дело. Ведь сколько раз убеждался – пока сам, своим пониманием, своим опытом не найдешь ответа на волнующие тебя вопросы, все предлагаемые ответы будут оставаться лишь умозрительными и поверхностными.
Началась скрытая работа подсознания… Как говорил А.С. Пушкин: «…и в сердце дума заронилась…». И тут память-проказница начала доставать из своих рундуков забытые до поры ассоциативные цепочки да отстоявшиеся воспоминания. Как тот же Александр Сергеевич заметил в другом своем стихотворении, недописанном:
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю,
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?....
И тут же ответ из песни Володьки Завикторина, учился с нами параллельно, сейчас служит актером в театре Содружество актеров Таганки, замечательный человек:
Гляди, плывет рекой Неглинной
Кораблик Щепкинский старинный…
Так -
Значит, нам туда дорога,
Значит нам туда дорога…
Как же ловко все это происходит в нашем сознании. Прямо постмодерн. Не хуже Венечки Ерофеева или Саши Соколова. Не будем уж поминать к ночи Джойса. Почему же на сцене мы ставим и играем так, словно все еще живем в эпоху Романтизма или и того раньше? А? Ну ладно-ладно, не будем о грустном… Хотя стоило бы, черт подери, стоило бы!
Итак, вот оно – Высшее Театральное училище имени М.С. Щепкина, в котором мне посчастливилось не без пользы провести четыре незабываемых года. И вот они – уважаемые, но на самом деле горячо любимые мною педагоги, так и стоят в памяти, хоть бы присели: Виктор Иванович Коршунов, Александр Викторович Коршунов, Владимир Сергеевич Сулимов, Александр Ильич Шуйский, Наталья Алексеевна Петрова, Лариса Ивановна Гребенщикова, Наталья Васильевна Шаронова, Марина Петровна Никольская, Нелли Андреевна Ильина, Ирина Витальевна Холмлгорова… Не перечислишь всех! Не хватит дипломных работ! Разве не добивались они от меня того же – конфликтности каждого слова, каждого жеста, каждого движения на сцене? Не впрямую, исподволь, мягко, ненавязчиво, не называя самого слова, чтобы не вспугнуть живое восприятие…
Так в чем же дело? Почему конфликт, которого мы стараемся избегать в жизни, для чего даже изобрели особую науку – Конфликтологию, почему этот самый злосчастный конфликт так важен для театра, а может быть и для всего искусства? Попробуем разобраться.
Начнем с определения. Что же предлагают нам словари, энциклопедии, интернет, в конце концов?
Ефремова: «серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.»
Ожегов: «столкновение, серьезное разногласие, спор.»
Ушаков: « [латин. conflictus] (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами.»
Как видим, особого разногласия в определениях у уважаемых господ-составителей нет, а Владимир Иванович Даль, к примеру, так и умер, не зная такого слова. Но он знал множество других, так что все в порядке.
БЭС: «(от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил. Коллизия (художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.»
Это уже, как говорится, ближе к делу. К делу, начатому еще Аристотелем, который одним из первых совершил попытку систематизировать знания по теории поэтического творчества, в том числе по теории драмы.
Для полноты картины приведем материалы по интересующему нас вопросу из Википедии, куда обращаются за информацией и стар и млад и все, кому не лень.
«Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Общее определение
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.
Признаки конфликта
Биполярность
Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.
Активность
Активность — другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта;
Субъекты конфликта
Наличие субъектов конфликта — ещё один признак, субъект — это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом сознания — конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа сознания.
Конфликт художественный (от лат. conflictus — столкновение) — разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения. Художественный конфликт может отражать политические, философские, нравственные и др. разногласия художественных персонажей или противоречия эпохи. Непреходящее значение произведения во многом определяется тем, насколько полно в нём нашли отражение противоречия времени. Каким бы образом ни проявлялся Конфликт художественный, обычно он лежит в основе проблематики произведения, а приемы и способы его разрешения обусловлены авторским замыслом.
Конфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В избранном типе конфликта писатель выражает свое понимание реальных жизненных противоречий.
Не следует думать, однако, что конфликт — основа всякого сюжета. Сюжеты многих литературных произведений не имеют основного конфликта, попытки выявить такой конфликт могут привести к ошибкам.
Конфликт может быть мнимым, иллюзорным — в этом случае иллюзорным, призрачным становится и сюжет произведения, как это произошло, например, в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Ведь Хлестаков — это мнимая величина, по отношению к нему уездные чиновники ведут себя неадекватно. Их усилия, потраченные на то, чтобы избежать гнева важной петербургской особы, их лихорадочная суета — это всего лишь бег на месте.
Кроме основного конфликта — двигателя сюжетного действия — в произведении могут быть разнообразные частные конфликты, возникающие во взаимоотношениях персонажей. В сложных, многоплановых произведениях (например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир») частные конфликты необходимы для того, чтобы точнее воссоздать панораму жизни общества, быт, эпоху, сложность и противоречивость характеров людей.
В некоторых произведениях нет ясно выраженного конфликта, его заменяет конфликтный фон. Его присутствие, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», как и в других его пьесах, проявляется в повышенном беспокойстве, даже нервозности персонажей. Источник такого их поведения внешне никак не определен. Это не результат какого-либо явного конфликта, нарушающего размеренное течение жизни. Причина немотивированных поступков, странных реплик, срывающихся с уст персонажей, какой-то бестолковой суеты, время от времени возникающей в доме Раневской, — не событийная, а психологическая. Поэтому в чеховских пьесах сюжетное действие отходит на второй план, а главным становится психологический подтекст, проступающий за множеством частных бытовых конфликтов.»
Эва как! Значит, в основе все-таки столкновение! Чем же оно так интересно нам? Вот столкнулись две машины (хорошо еще, если две, «при современном машинном обилье»), вот продавец с покупателем схватились, не выдержав взаимного хамства (несмотря на повсеместный капиталистический оскал обслуживающего персонала), вот муж с женой вливают друг другу отраву в уши и умирают, как, впрочем, и одинокие, но гораздо медленней и мучительней. Интересно? Скука! Скука смертная! Как сказал доктор Дорн в чеховской «Чайке»: «Люди скучны».
А в театр тянет! Не во всякий, конечно. Существуют спектакли, с просмотра которых я выскакивал через пятнадцать минут, как ошпаренный. Теперь боюсь этих театров, как черт ладана. Там ведь можно потерять не только интерес к этому виду искусства, но и желание жить. Но если «не видеть мелкого в зеркальном отражении», то театр по сути своей учреждение полезное, необходимое даже, возможно, не всем, но некоторой части населения Земли. Нужно только найти свой театр.
Учась на четвертом курсе вышеупомянутого щепкинского училища, я в первый раз пришел в еще выше упомянутый театр «ОКОЛО» на спектакль… и заболел. То есть наоборот – выздоровел. Как бы сумрачно ни было у меня на душе (если Вы понимаете, о чем я), уходил со спектакля я всегда с твердым убеждением, что не так все плохо… Спектакли этого театра оказывали на меня терапевтическое воздействие. Уж не знаю, что происходит в нем сейчас, когда я волею судеб оказался по ту сторону рампы.
Но вернемся к конфликту. Почему столкновение театральное притягивает, а бытовое отталкивает? Мне нравится объяснение Сигизмунда Кржижановского в его работе «Философема о театре». Жаль, что этот талантливый человек так и не увидел ни одного своего сочинения напечатанным. Красиво он пишет, но я попробую своими словами, как понял. Существует Бытие (идеальное), Быт (материальное) и Бы (условное, театр). Когда актеры передо мной являют на сцене бытовое столкновение, то как бы убедительно они это ни делали (причем, чем убедительней, тем действенней), я начинаю чувствовать, что здесь что-то не так, ведь это же понарошку… Так может и все мои столкновения в жизни понарошку, и я – это не роль, которую играю, а тот, кто играет? Таким образом, Театр напоминает, что есть Бытие, мир сущностей, а видимое нами – всего лишь тени этого мира. Меня могут спросить: а зачем мне об этом напоминать, мне, мол, и так хорошо. Отвечу: когда мы об этом помним, наш «аппарат» работает правильно, в противном случае – быстрый его износ и загрязнение окружающей среды. А если нужен более развернутый ответ, отсылаю Вас к Сигизмунду Кржижановскому.
Про конфликт в искусстве говорил и Лев Семенович Выготский, называя его противоречием. «…Всякое художественное произведение […] заключает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств. В «Поэтике» он говорит, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредством действия, а не рассказа, совершающее, благодаря состраданию и страху, очищение подобных аффектов». Какое бы мы толкование ни давали этому загадочному слову «катарсис», мы все равно не можем быть уверены в том, что именно это содержание вкладывал в него Аристотель, но для наших целей это и не важно. Будем ли мы вместе с Лессингом понимать под катарсисом моральное действие трагедии, «превращение» страстей в добродетельные наклонности, или с Эд. Мюллером увидим в нем переход от неудовольствия к удовольствию, примем толкование Бернайса, что слово это означает исцеление и очищение в медицинском смысле, или мнение Целлера, что катарсис есть успокоение аффекта, — все равно это выразит самым несовершенным образом то значение, которое мы хотим придать здесь этому слову. Но, несмотря на неопределенность его содержания и несмотря на явный отказ от попытки уяснить себе его значение в аристотелевском тексте, мы все же полагаем, что никакой другой термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств. Мы очень мало знаем сейчас достоверного о самом процессе катарсиса, но мы все же знаем о нем самое существенное, именно то, что разряд нервной энергии, который составляет сущность всякого чувства, при этом процессе совершается в противоположном направлении, чем это имеет место обычно, и что искусство, таким образом, становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии. Основу этого процесса мы видим в той противоречивости, которая заложена в структуре всякого художественного произведения […] Мы можем […] во всяком художественном произведении различать эмоции, вызываемые материалом, и эмоции, вызываемые формой, и спросить, в каком отношении эти два ряда эмоций находятся друг с другом. Мы едва ли ошибемся, если скажем, что они находятся в постоянном антагонизме, что они направлены в противоположные стороны и что от басни и до трагедии закон эстетической реакции один: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениям, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение.