Файл: Правовое государство: понятие и принципы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

"Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства". Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей.

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: "Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?".

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.

Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегреческий философ Платон в диалогах "Государство", "Законы" высказывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона.

Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ Аристотель.


Он считал, что в демократическом обществе, закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует "власть закона", утверждал Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. С такими идеями мыслителей Древней Греции согласуются взгляды на государство древнеримских политических и общественных деятелей. Показательны в этом плане работы римского политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произведениях "О государстве", "О законах", "Об обязанностях" он обосновал вывод о том, что государство есть "соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права" и сформулировал правовой принцип, согласно которому "под действие права должны подпадать все".

Цель работы: рассмотреть основные положения концепции правового государства. Задачи:

1. Определить понятие правового государства, рассмотреть историю развития концепции правового государства и различные взгляды ученых на правовое государство;

2. Рассмотреть основные признаки и институты правового государства;

3. Рассмотреть соотношение правового государства и гражданского общества

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Понятие и особенности взаимосвязи правового государства и основных прав, и свобод человека

Существует несколько понятий правового государства, однако при различных конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия неизменным, выступает свобода личности, в системе её неотъемлемых прав.
Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях высшая ступень развития свободы и её выражения в определенных государственно – правовых категориях.
Таким образом, правовое государство – есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший противовес государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства. Также это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Фундаментальное требование правового государства – это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека.
Теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами.
Однако приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод.
Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищавших права человека создаёт механизм, без которого не может функционировать правовое государство.
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашается правовым государством. Любая Конституция не только фиксирует достигнутый общественный уровень государственного и правового развития, но и определяет его цели, формирует ценностные идеалы. В конституции любой страны, претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология, естественных прав человека, не может обойтись без провозглашения правового государства.
В современной России легализирована частная собственность, Конституция содержит некоторые необходимые формально – юридические гарантии прав и свобод человека. Правовое государство, по своей сути, — это либеральное государство, главная задача которого заключается в максимальном обеспечении равной для всех свободы, всеобщего формального (правового) равенства. Объем и содержание неотъемлемой правовой свободы описываются совокупностью прав человека.
Таким образом, Права человека– это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определяющий аспект выражения бытия человека и осуществления формы свободы и равенства людей.
Господство права как важнейший аспект правовой государственности достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и государстве с приданием им общерегулятивного значения. Поэтому господство права в «материальном смысле» включает в себя:
1. Верховенство Конституции, гарантирующей надлежащий набор прав человека, закрепляющий общий естественно – правовой статус человека.
2. Всеобщую обязательность соблюдения прав человека.
3. Конституционное требование правового характера законов. В контексте признания прав человека высшей ценностью это требование означает ограничение законодательной власти обязанностью признавать, соблюдать и защищать права человека и предполагает, что целью, смыслом и содержанием законодательства должна быть конкретизация прав человека.
Таким образом, правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности – служение потребностям личности. Отсюда – приоритет личности в отношениях между личностью и государством.
Однако, нужно отметить, что принцип правового государства преследует двойную цель – в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека.
По существу, первыми сознательными положениями конституции РФ является статья 2, провозглашающая человека, его права и свободы высшей ценностью государства, и устанавливающей его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Права человека признаются и гарантируются в РФ согласно общепризнанным принципам международного права. Хотя в РФ и существует довольно эффективная защита человека, граждане РФ не всегда безболезненно и в короткие сроки могут восстановить свои нарушенные права. Построение в России правового государства потребует еще много усилий и времени.
Конституционные права– это юридически признанные возможности человека избирать меру и вид своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования, соответствующей юридической обязанности со стороны государства в лице государственных органов, должностных лиц и других субъектов права.
Конституционные свободы– это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и субъектами права. Права человека подразделяются на основные и иные. Основные права являются субъективными, фундаментальными (они отражены в ряде международных правовых актах).
Основные права– права содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в «Международном Биле о правах человека», в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950г.», «Европейской социальной хартии 1996 г».
Любое основное право человека должно быть признано каждым государством – участником, независимо от его конституционного закрепления.
Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен конституцией РФ.
Права человека и гражданина (естественные и неотчуждаемые) – это право в материальном смысле слова. Официальные акты (конституцию, законы) следует считать правовыми постольку, поскольку в них реализуются и конкретизируются права человека или же они не нарушают прав человека.
Конституция признает права человека действующими непосредственно и определяющими правовое содержание официальных актов.
Положения ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ в позитивной форме содержат требование правового закона «Конституция косвенно закрепляет законодательное ограничение прав человека, но мотивом, не предусмотренным в части 3 ст. 55, запрещает предусматривать в Федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении ограничения возможности пользоваться правами и свободами, перечисленными в ч. 3 ст. 56, что означает специальный запрет правонарушающего закона даже применительно к условиям чрезвычайного положения. Наконец, законы или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ – нарушающими права человека и, поэтому неконституционными утрачивают силу. (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ)
То, что права человека являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ), предполагает право каждого обращаться за защитой своих прав и свобод в конкретный суд. Суд обязан не применять закон, который, по его мнению, нарушает права человека.
В развитии положения ст. 18 Президент РФ как глава государства объявляется гарантом не просто Конституции, но и прав и свобод человека. (ч. 2 ст. 80).


Правовое государство как связанность государства с правом, основными правами и свободами человека

Анализ взаимосвязей правового государства и основных прав и свобод человека может быть корректным лишь при условии рассмотрения этой проблемы в контексте соответствующих соотношения и взаимодействия правового государства, с одной стороны, и права демократического гражданского общества, с другой. Ведь именно в основе и сущности такого права находятся и основные права и свободы человека.
Необходимость в существовании механизма государственного воздействия на общество, происходящие в нем процессы вызвана во многом и тем, что гражданское общество как уже отмечалось, есть общество гетерогенное, состоящее из обладающих высоким уровнем самостоятельности экономических, социальных, политических, и прочих групп, систем, образований, институтов, форм. Частно-индивидуализированная собственность и производство, «размытая» социальная структура с преобладающим влиянием «среднего» класса, идеологический, религиозный, политический плюрализм — все это объективно вызывает к жизни потребность в таком властно-правовом «дирижировании» отдельными сферами общественной жизни, которое было бы адекватно природе и устремленности происходящих процессов, стимулировало бы и обеспечивало бы, в конечном счете, требуемую эффективность и стабильность развития.
Гетерогенности такого социума как гражданское общество с его развитой рыночной экономикой, плюралистической структурой экономических социальных, политических, духовно-идеологических, отношений, средним классом как устойчивой социальной основой наилучшим образом отвечает правовая государственность. В этом ее коренное отличие от исторически менее зрелых социумов, для которых требуется высокая степень концентрации политической власти с ее преобладанием над другими общественными структурами и в конечном итоге — ее господство над обществом.
В условиях гражданского общества государство, образуемое, формируемое, контролируемое и по необходимости преобразуемое этим обществом, является не только важнейшим институтом общественно-властного управления и контроля, но также и органом, необходимым для придания принимаемым им правовым актам всеобщий, публичный, нормативный и обязательный характер. Поскольку сущностно и содержательно государство обусловлено обществом, формируется и контролируется им, то все это облекается в правовую форму, адекватную природе гражданского общества. Выйти за пределы данного права — значит противопоставить себя обществу со всеми вытекающими последствиями. В этом, как нам представляется, и выражено самое существенное, что есть в понятии правового государства.
При перечислении признаков правового государства к основной характеристике государства законности — «верховенство закона во всех сферах общественной жизни» - добавляется, что в правовом государстве права личности тоже признаются правом (видимо, из соображений гуманизма?); что здесь не только гражданин несет ответственность перед государством, но и государство перед гражданином (у гражданина есть не только обязанности, но и права!); и что наличествует разделение властей -преграда тоталитаризму. Но чаще всего правовое государство в России определяют как некое справедливое и гуманное, в число признаков которого включают практически все, что знают о государстве вообще: это и суверенитет, и демократия, и социальная защищенность граждан, и эффективная борьба с преступностью, и даже средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью.
Как уже говорилось, демократическому гражданскому обществу может соответствовать лишь правовое государство. Сущностная взаимозависимость этих понятий носит закономерный характер. Существовать правовое государство может лишь при наличии не просто права, а права, формируемого демократическим гражданским обществом. Именно по этой причине такому обществу соответствует только правовое государство. Эта же зависимость позволяет сделать и вывод о том, что основные права и свободы человека как основа и ядро правовой системы гражданского общества обусловливают в первую очередь правовую природу государства такого общества.
Вся деятельность правового государства облечена в правовую форму. Право и его регулирующее воздействие пронизывают все поры общества и государства. В этих условиях с полным на то основанием к правовым может быть отнесено не только государство - необходимый властный механизм гражданского общества, но и само гражданское общество.
 


1.3. Место основных прав и свобод человека в правовой системе

1. Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) Образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае человека, это фундаментальное право допустимо рассматривать в 2 аспектах: во – первых, как право личности, на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь как со стороны государства, так и со стороны частных лиц; во вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По – сути дела, все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права – как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благосостояние окружающей среды.6
У нас в стране в Конституции 1993 г. оно закреплено впервые. В настоящее время очень остро стоит вопрос о смертной казни, она легализуется нашей Конституцией, но возможности её резко сужаются; только за особо тяжкие преступления.
2. Право на достоинство. Является основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле – достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных Конституциях открываются понятием «достоинство человека». Достоинство – это признание обществом социальной ценности уникальности конкретного человека. В конституции РФ это ст. 21. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению, или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским и научным и другим опытам.
3. Право на неприкосновенность личности. (ст.22 Конституции РФ) Лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу допускается только по судебному решению, а без него не более 48 часов.
4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый человек имеет право знать какая информация о нём и его жизни имеется в органах государства и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно его согласие, так как вполне возможно злоупотребление владения данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек так же вправе выбирать себе круг знакомых, определить характер и меру общения с ними, граждане имеют право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничения этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок, включая право на возмещение морального вреда.
5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25) Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им помещении. Кроме того, там могут находится личные бумаги, вещи, то что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещение ущерба, причиненного жизни незаконными действиями.
Есть ограничение этого права, допускающие вход в помещение.
I. если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести оперативно – следственные действия.
II. налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности.
III. работникам милиции при наличии достаточных оснований полагать, что там совершаются или совершено преступление или произошел несчастный случай.
IV. судебному исполнителю для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в силу судебного решения.
6. Право свободно передвигаться, выбирать местопребывания и местожительства (ст. 27 ) Свобода касается возможности передвижения лица как внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться прибыв на новое место жительство, гражданин в течении 7 дней должен милиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничение его на выдачу установлены законом и в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.
7. Свобода совести, вероисповедания (ст. 28) Означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе выступать в существующие религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними, наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.
8. Свобода мысли и слова (ст. 29) Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, и отказу от них. Инакомыслие, т.е. мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, не наказывается. Цензура запрещена.
9 Право на информацию. (ст. 29) Предполагает обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом (государственная тайна).
Современная система прав человека базируется, прежде всего, на документах, принятых под покровительством ООН. Они предполагают рассмотрение прав человека, выделяя следующие группы прав:
• · личные (гражданские)
• · политические
• · социально-экономические
Гражданские и политические права рассматриваются в тесной связи с экономическими, социальными и культурными правами. С момента возникновения, становления и развития формируется система прав, свобод и обязанностей человека в целом.
Конституция Российской Федерации фиксирует, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.
Основные конституционные права человека и гражданина, образующие единую систему, определены Главой 2 Конституции РФ. Это права на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, семейную тайну, тайну переписки, на неприкосновенность жилища, свобода выезда, свобода мысли и слова и др. Центральным правом в системе прав человека, её ядром выступает право на жизнь. Без права на жизнь разговор о правах человека становится беспредметным, так как право на жизнь - это первооснова других элементов системы прав и свобод. Права человека есть система, упорядоченная своим элементным и структурным строением, внутренними и внешними связями. В системе прав каждое право обладает одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями, так и право на жизнь проявляется в разных формах, несет отпечаток не только в своей отрасли, но в общей системе в целом.
Право на жизнь как элемент общей системы имеет свои цели, которые реализуются с помощью определенных действий (повышение уровня благосостояния людей), а также цели, общие для всей системы прав («двигателя» в развертывании демократических отношений).
Право на жизнь провозглашено в Конституциях и других государств: Германии, Испании, Италии, Португалии, Хорватии и т.д.
Конституция определяет направления формирования и деятельности государства, его структуру, основные полномочия права и обязанности органов государства, виды и формы соответствующей государственно-правовой деятельности и др.
Общерегулирующие нормы, включая компетенционные, конкретно-регулирующие, императивные, особенно часто используются в данном институте права на жизнь. Это нормы о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов, о полномочиях органов государственной власти. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Включение норм-запретов в институт права на жизнь рассчитано на их превентивное действие для сохранения правомерного поведения юридических и физических лиц. Они служат своеобразными индикаторами возможных противоправных действий. Так, ст. 61 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
Охранительные нормы (нормы-санкции) выступают как средство применения мер ответственности за правонарушения в сфере основных, конституционных прав и свобод граждан. Так, конституционные нормы предусматривают следующие меры конституционной ответственности:
• а) отмена, приостановление, аннулирование правовых актов;
• б) отставка органа, должностного лица;
• в) досрочное прекращение полномочий;
• г) отзыв;
• д) роспуск органа;
• е) реорганизация государственных структур;
• ж) отказ в регистрации;
• з) запрет;
Для формирования и действия института права на жизнь важны внутренние связи конституционно-правовых норм. Их отсутствие или слабость ведут к снижению эффективности законодательного регулирования.
Конституционное право человека на жизнь находит свое закрепление в нормативно-правовых актах, которые принимают законодательные органы Российской Федерации. Эти законы регулируют общественные отношения, так или иначе затрагивающие право на жизнь в сфере здравоохранения, в сфере природоохраны и в других сферах.
Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты закрепляют не только содержание, но и направления реализации права на жизнь и других прав и свобод человека и гражданина. Например:
• - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);
• - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46);
• - каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48);
• - никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54).
Таким образом, можно сделать вывод:
• 1. Право на жизнь - важнейший компонент системы прав и свобод человека и гражданина, конституционное закрепление которого в Российской Федерации базируется на общих принципах системы прав человека и гражданина, гарантирующие не только условия для гармоничного развития личности, но и являются связующими факторами, в соответствии с которыми право на жизнь связано с другими элементами системы прав и свобод человека и гражданина.
• 2. Идея прав человека отвергает деление прав по степени важности. Какие права в системе прав человека и гражданина более важны и ценны, а какие менее важны, сказать нельзя, не пренебрегая одной группой прав по отношению к другой. Ни одно право не должно трактоваться в ущерб другому
• 3. Признание всеобщности и универсальности права человека на жизнь находит свое выражение в различных международных документах, где подтверждено, что все права человека неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, но в основе всех прав лежит все-таки право человека на жизнь.


ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПОВ, ГАРАНТИЙ И МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

2.1 Правовое государство и соблюдение принципов правового статуса человека

Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности в правовом государстве, провозглашаются в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя» и гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Эти конституционные принципы являются исходными, для формирования правового статуса личности в стране, как-то: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; равенство всех перед законом и судом и т. д.
Формируя правовой статус личности, принципы правового статуса личности как признаваемые и охраняемые правом, государством начала, позволительно говорить о том, что, исходя из них, осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение его обязанностей, одновременно принципы определяют содержание самого правового статуса.
Важно то, что основные принципы, положенные в основу содержания правового статуса личности получили свое закрепление именно в Конституции РФ 1993 г., хотя понятно, что это лишь некоторые, самые значимые, но не все.
Анализируя текст Конституции РФ, можно заметить, что одно из центральных мест занимает принцип равноправия (ст. 19), который означает не что иное, как то, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими субъектами права основаниях.
Принцип равноправия, являясь центральным и сложным, включает в себе следующие положения, а именно: равенство всех перед законом и судом.
Такое положение как равенство прав и свобод человека и гражданина может означать, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация ни по каким признакам в пользовании правами и свободами и ни по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса, указывая конституционно перечень таких оснований, а именно: равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Выделяя в Конституции равные права и свободы мужчины и женщины, а также и равные возможности их реализации, конституционная норма нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола, при этом текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа, хотя на практике организационная работа по его воплощению в жизнь требует осмысления, доработки и совершенствования.
Нельзя не видеть и не различать понятия «равенство» и «равноправие», поскольку первое означает не что иное как одинаковое положение лиц перед законом, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц, а второе означает совпадение объема только прав, хотя практически несмотря на такой подход, неравенство в использовании прав полностью не ликвидируется.
При этом каждый отдельный человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни изначально, что означает существование особенностей у каждого индивида, особенно при реализации прав и обязанностей.
Однако законодательство может и должно закреплять особые права для той или иной категории граждан, оказывать преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы, например, дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др., предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в коей мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.
Непосредственное действие прав и свобод, как принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, при этом они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в силу нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.
Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод в общем виде воспринимается как принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 (ст. 135).
Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулированы в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав в создании условий для их беспрепятственной реализации.
К числу основных конституционных принципов, заложенных в структуру правового статуса личности неминуемо следует отнести такой принцип, как осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), что, если вдуматься, является самым решающим и крайне необходимым для восприятия и понимания, а также применения каждым здоровым членов человеческого общества.
Вместе с тем, правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Обратим особое внимание на то, что данный универсальный принцип находит своё выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие могут быть выражены в моральном аспекте или в виде общественного долга. Так, например, в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, а в ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Характер общественного долга имеют, на наш взгляд, такие права, как право на образование, избирательные права, и др. Рассматриваемый нами принцип отображен в ст. 6 Конституции РФ и обращен именно и только к гражданину Российской Федерации, причем, подчеркнём, что названная статья находится в гл. 1, которая определяет основы конституционного строя, при этом в ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Со стороны правового государства также реализуется принцип гарантированности прав и свобод, что означает не что иное как, обязанность государства обеспечить человеку и гражданину, при возможности создания соответствующих экономических, политических, правовых условий, реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами.
И в заключение надо отметить, что в концепции либерализма правовое государство является одной из главных ценностей, поскольку обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, права на образование, свободы вероисповедания и свободы слова.