Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Правовое государство как связанность государства с правом, основными правами и свободами человека
1.3. Место основных прав и свобод человека в правовой системе
2.1 Правовое государство и соблюдение принципов правового статуса человека
2.2. Роль правового государства в соблюдении гарантий основных прав и свобод человека
2.2. Роль правового государства в соблюдении гарантий основных прав и свобод человека
Проблема роли правового государства в соблюдении гарантий (гарантирования) основных прав и свобод человека в теории государства и права исследуется давно, ибо гарантирование основных прав и свобод человека и гражданина относится к числу основных назначений и функций правового государства.
Гарантия (гарантирование) государством общепризнанных основных прав и свобод человека в полной мере вытекает и из принципиальной установки международного права, согласно которой ответственность за осуществление всеми людьми и всеми группами людей прав человека и основных его свобод на основе демократизма, полного равенства в достоинствах и правах возлагается в первую очередь на государство.
Демократизм, главное сущностное свойство основных прав и свобод человека и гарантированность этого свойства, может быть осуществлен лишь адекватной правам и свободам, демократической международно-правовой и конституционной системами. Лишь правовое государство может быть подлинным гарантом основных прав человека и гражданина притом, что демократия — это главная, наиболее фундаментальная гарантия всех прав человека и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничение реакционными политическими силами неизменно начинаются с ущемлений и ограничений (прямых или скрытых) прав и свобод человека и гражданина.
Всемирная конференция по правам человека в Вене (июнь 1993 года), отметив, что демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависящими и взаимоукрепляющими, констатировала, что демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. Венская декларация, наряду с мерами по содействию, укреплению и созданию учреждений, связанных с правами человека, обратила внимание мирового Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского общества. О том, что соблюдение прав человека и основных свобод, главным образом, зависит, с одной стороны, от подлинно демократической системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека, сочла необходимым отметить и Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека.
Весьма значимым, является тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенства закона, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и другими - магистральный путь создания прочной системы гарантий основных прав и свобод человека.
Институционально функция государства в сфере соблюдения гарантий прав и свобод человека выражена согласно Конституции Российской Федерации, полномочиями органов государственной власти и среди них, прежде всего, Президента страны, который в соответствии с частью 2 статьи 80
Основного закона Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина» (статья 82 Конституции). Президент вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть 2 статьи 85 Конституции). При Президенте Российской Федерации образуется Комиссия по правам человека.
Полномочия законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (пункт «б» статьи 72 Основного закона: защита прав и свобод человека и гражданина).
Как отмечается в постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 года, на законодательные органы государства возлагаются, прежде всего, создание эффективных правовых механизмов устранения любых нарушений прав, в том числе допущенных органами и должностными лицами самого государства.
Осуществление мер по соблюдению гарантий прав и свобод человека и гражданина - важнейшая составляющая компетенции Правительства страны (пункт «е» статьи 114 Конституции). Функции гарантирования, обеспечения и защиты прав и свобод составляют наиглавнейшее назначение судебной системы.
Все формы и разновидности гарантирования правовым государством основных прав и свобод человека и гражданина — это гарантирование, осуществляемое в строгих рамках права и посредством права - как международного, так и внутригосударственного.
Гарантирование правовым государством основных прав и свобод человека и гражданина в принципе должно быть правовым гарантированием. Система правового гарантирования выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод человека и гражданина с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, необеспечения необходимыми материальными, организационно-правовыми и другими ресурсами.
Гарантия государством основных прав и свобод и содержательно и процессуально должна быть обусловлена конституционными принципами правового статуса человека и гражданина. Поэтому и оценка законодательных и иных правовых актов в первую очередь должна проходить с учетом их соответствия данному критерию. Так, Конституционным Судом Российской Федерации была проверена законность пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса и части б статьи 15 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда страны. Пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса устанавливалась очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований.
2.3. Роль правового государства в сфере соблюдения механизма реализации основных прав и свобод человека
При исследовании следует отличать понятия «права» и «свободы», а также «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина».
Категория «права» (человека и (или) гражданина) понимается как охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека (гражданина). При этом субъект сам определяет свое отношение к использованию имеющихся у него прав: в каких формах и объемах он готов реализовать эту допустимую меру.
Под «свободами» следует понимать облеченное в правовую форму состояние субъекта, выраженное через отсутствие препятствий, стеснений, ограничений в чем-либо. Эти препятствия, стеснения, ограничения могут быть введены государством или обществом в силу различных причин и в различных объемах. Свободы фактически показывают пределы возможного использования человеком и (или) гражданином своих прав.
Таким образом, состояние свободы реализуется через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неотчуждаемый характер, а «свобода» (человека и (или) гражданина) в ее категориальном измерении может включать в себя несколько юридически закрепленных «прав» (человека и (или) гражданина). Например, свобода вероисповедания подразумевает, что человек имеет право исповедовать ту или иную религию или же не исповедовать никакой. В данном случае в составе одной «свободы» находятся два «права».
«Права человека» выступают в конституционном праве в качестве универсальной категории, отражающей международные, наднациональные, общечеловеческие стандарты и требования в области свободы личности. Права человека принадлежат человеку от рождения, складываются объективно (вне зависимости от воли государства или общества), имеют неотчуждаемый характер (они, например, не могут быть изъяты), признаются высшей социальной ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Права человека — это некий «стандартный минимум», находящийся в распоряжении личности и позволяющий ей реализовывать свои интересы.
«Права гражданина» могут быть охарактеризованы как охраняемая законом мера юридически возможного поведения человека, находящегося в устойчивой правовой связи с государством. То есть обладающий принадлежащими ему от рождения правами человека субъект получает своего рода «дополнительный набор» прав (от государства) в случае наличия у него гражданства какого-либо государства. Таким образом, содержательный объем прав гражданина в современном демократическом государстве оказывается большим по сравнению с объемом прав человека.
Современное Российское государство на международном уровне взяло на себя обязательства, связанные с признанием, гарантированием, обеспечением и защитой прав и свобод человека, что нашло непосредственное отражение в нормах Основного Закона. В основах конституционного строя Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью.
Права и свободы человека и гражданина являют собой важнейший институт российского конституционного права. Им посвящена II глава федеральной Конституции, которая, подобно первой главе, защищена особым образом и фактически не подлежит изменению; по отношению к изменению конституционных положений, заключенных в данной главе, применяется термин «пересмотр».
Конституционные права и свободы закрепляются в Основном Законе государства и по своему значению являются основными, фундаментальными, наиболее важными.
В Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Реализация основных прав, свобод и обязанностей — это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами.
Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного акта реализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда является индивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственной власти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданского голосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как член избирательного корпуса, который только и способен создать представительный орган публичной власти, реализует в коллективной форме.
Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.
Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые за личностью права и свободы были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве. Ведь отсутствие соответствующего правового акта лишило бы личность возможности обратиться в суд или иной орган с целью их защиты. Анализ конституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, и особенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительно федеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина:
1) индивидуальная правовая самозащита;
2) государственная правовая защита;
3) публично-правовая общественная защита;
4) международная правовая защита;
5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица.
Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная право-дееспособность российских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.
В-третьих, важнейшим условием эффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».
В-четвертых, обязательным элементом рациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность государства гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).
Однако в последнее время в понимании правовой природы гарантии обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов.
Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеет целью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности, в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличает прежде всего юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
В юридическом словаре дается следующее определение названному термину: "Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах".
В современных условиях основные права человека изложены, как правило, в конституции каждого государства и в международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.).
Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита — это правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита — это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.
Провозглашение гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.
В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.
Органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны, нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридические механизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. На защиту прав и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации, и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Вид правовой защиты — это обособленная на основе однородных критериев и отличающаяся собственными признаками система действий субъектов правореализационного процесса, направленная на осуществление прав, свобод и обязанностей.
Индивидуальная правовая самозащита. Право каждого человека на правовую самозащиту установлено Конституцией РФ в ч. 2 ст. 45, где сказано: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Этот вид юридической защиты основных прав и свобод характеризуется тем, что:
• во-первых, инициатива по защите прав и свобод, в том числе по восстановлению нарушенных прав и свобод, исходит от самого лица, чьи интересы могут пострадать или уже ущемлены;
• во-вторых, закон не ограничивает формы, средства и способы индивидуальной правовой защиты, кроме случаев, указанных в Конституции РФ; в-третьих, реализация этого вида правовой защиты основных прав и свобод обеспечивается личным, активным участием гражданина в правозащитных отношениях, что особенно ярко проявляется, например, при проведении митингов, демонстраций, забастовок.
Очевидно, что конституционные нормы, закрепляющие право каждого на юридическую самозащиту, составляют надежную нормативную основу охраны жизни, чести и достоинства каждого человека, и в том числе служат гарантией реализации института необходимой обороны.
Государственная юридическая защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. На практике это означает, что все органы Российского государства в соответствии со своей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод. Однако первое место в системе защиты основных прав и свобод человека и гражданина занимает Президент РФ, который согласно ст. 80 федеральной Конституции является гарантом конституционных прав и свобод. Осуществляемая главой государства деятельность по защите прав и свобод личности по своим масштабам и средствам ее реализации является универсальной и наиболее эффективной в силу того, что при ее проведении используются особо значимые институты и формы.
Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно опирался на норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в качестве дополнительного аргумента в обоснование установленных им нарушений прав человека или для защиты таких прав. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие примеры.
В деле о проверке конституционности отдельных статей Арбитражного процессуального кодекса Конституционный Суд РФ констатировал, что в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ право каждого на судебную защиту должно гарантироваться в соответствии с нормой п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
1.В Постановлении от 13 июня 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Конституционный Суд РФ непосредственно признал эту норму УПК РСФСР не соответствующей ч. 1 ст. 17 Конституции РФ 2. Ссылки на нарушения прав, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, содержатся и в индивидуальных жалобах граждан и организаций, обращенных к Конституционному Суду РФ
3. Однако ни заявители, ни сам Конституционный Суд, ни разу не высказались в том смысле, что нормам международного права придается особый правовой статус в российской правовой системе.
Широкое признание получила деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ, должность которого установлена в нашей стране впервые по Конституции 1993 г. О степени его влияния на правовую жизнь в России говорит статистика. Только в 2006 г. на рассмотрение Уполномоченного по правам человека РФ поступило от населения по почте 32 477 жалоб, кроме того, в приемную Аппарата Уполномоченного обратились более 5 тысяч заявителей. По всем поступившим вопросам и обращениям были приняты меры, даны консультации и разъяснения. Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.
Публично-правовая общественная защита свобод и законных интересов личности. Публично-правовая общественная защита личности в процессе реализации индивидом основных прав и свобод — это юридическая защита, осуществляемая институтами гражданского общества. В числе субъектов этого вида правовой защиты личности можно выделить профессиональные союзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организации адвокатов и так далее. Субъекты публично-правовой общественной защиты выполняют свои обязанности по юридическому обслуживанию запросов и потребностей населения на основе действующего законодательства. Например, ст. 2 ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", определяя цели и задачи этого института гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.
Международно-правовая защита интересов личности в процессе реализации прав и свобод. Российская Федерация является полноправным участником многих межгосударственных и международных организаций, в которых она официально состоит; более того, согласно действующей федеральной Конституции в нашей стране общепризнанные, принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. Исходя из вышесказанного Конституция РФ признает право каждого на международно-правовую защиту его интересов. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Такими органами являются, например, Европейский суд по правам человека или Международный суд ООН.
Согласно ст. 79 Конституции РФ сама возможность участия или неучастия Российской Федерации в межгосударственных объединениях обусловлена необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как Россия может вступать в международные союзы только при условии, что это не влечет за собой ограничение прав и свобод личности и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов других лиц. Реально существующая юридическая практика позволяет говорить о том, что имеет право на признание институт индивидуальной правовой защиты законных интересов другого лица. Например, правозащитная деятельность общественного защитника в судебном процессе. Обязательными условиями здесь должно быть соблюдение таких требований, как наличие у участника правовой жизни, оказывающего помощь, специального юридического образования, а инициатива о совершении юридически значимых действий должна исходить от другого лица.
Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма реализации и защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этом суть и квинтэссенция понимания конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ исследуемого материала, исторической и современной действительности позволяет сделать следующие выводы.
1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.
2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.
3. Возникновение и эволюция идеи правового государства - процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.
4. Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство - антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
В начале XXIв. Россия вновь оказалась на перекрестке исторических дорог, в ситуации исторического выбора. Какие же выводы напрашиваются при таких обстоятельствах? Прежде всего, приходится констатировать, что в стране нет пока социально-экономических и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано.
Теперь уже общепризнанно, что создание предпосылок для правового государства едва ли возможно без длительного переходного периода. Проблема эта не только и не столько правовая, сколько социально-политическая. Таким образом, появление новой государственности требует длительного промежутка времени, чтобы привести в соответствие институты государственной власти, систему управления.
В то же время законодательство остается одним из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому государству предполагает совершенствование системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось не только создать новой, демократической законности, но и во многом недосягаемым стал уровень старой дореформенной законности.
В ряду неурегулированных вопросов такие важные для конституционного права, как соотношение полномочий центра и субъектов Федерации. Этот процесс, процесс разграничения полномочий и собственности между федеральной властью и субъектами Федерации, идет крайне медленно. В интересах Федерации предоставить регионам максимум возможностей по управлению территорией. Но функции, которые останутся федеральным властям, должны осуществляться координированно по всей стране. Пока же часть местного законодательства часто подрывает единое правовое пространство Российской Федерации, необходимое для обеспечения законности.
К сожалению, постсоветское государство не является еще социальным государством, хотя ст.7 Конституции РФ и провозглашает это. Нет пока ни концепции строительства нового социального государства, ни системы конкретных программ, воплощающих концептуальные принципы. Социальная реформа возможна, но лишь при оживлении экономики. Да и вся правовая реформа далека еще от завершения. Само законодательство, указы президента, акты правительства противоречивы, зачастую не выполняются, как не выполняются многие решения судов, престиж которых в обществе невысок. В последнее время сформировалась устойчивая тенденция неисполнения многих решений судов по гражданским делам, в том числе и государственными органами, а неисполнение судебных решений ставит под сомнение само существование судебной власти, а значит и правового государства.
Правовая реформа в сфере осуществления государственной власти отнюдь не ограничивается правосудием. Важно обеспечить прямое действие положений Конституции РФ в деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Законотворчество субъектов Федерации не должно подрывать единство правового пространства России. Необходимо поэтому как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление конституционно-правовых санкций за умышленное неподчинение правовым актам федеральных органов власти или должностных лиц.
Основной целью реформ в сфере правового обеспечения экономики должно явиться создание комплексного механизма правового регулирования, отвечающего как законам и требованиям свободного рынка, так и экономической безопасности России. Принятие 30.12.01 г. Трудового кодекса уже явилось большим шагом вперед в деле реформирования существующего на сегодня законодательства. Можно сказать, что в результате его принятия обеспечен разумный баланс интересов всех участников трудовых отношений. Главную роль в правовом обеспечении земельной реформы сегодня играет новый Земельный кодекс РФ, базирующийся на Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Одним из факторов, гарантирующих успешное формирование правового государства, является совершенствование государственного аппарата, осуществление административной реформы. Важнейшими направлениями этого процесса в ближайшей перспективе видятся: улучшение подбора профессиональных служащих государственного аппарата и усиление борьбы с коррупцией в государственном аппарате и государственных хозяйственных организациях и учреждениях. Предстоит принятие Кодекса государственной службы, осуществление Антикоррупционной программы. Необходимо также создание административной юстиции как самостоятельной подсистемы в судопроизводстве, как формы контроля за законностью в сфере управления.
Такова в общих чертах законодательная стратегия на ближайшие годы. Для ее реализации необходимо отработать механизм своевременной подготовки и принятия законов, регулирующих все стороны жизни российского общества. Предстоит также большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с международным правом и международными обязательствами России, хотя этот процесс был начат еще в годы "перестройки". Строить новую Россию надо на прочном законодательном фундаменте. Это единственно верный путь, позволяющий вывести страну в первой половине XXI века как состоявшееся правовое государство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2011, №6 ФКЗот 30.12.2008 №7 ФКЗ)
2) Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1 ФКЗ