Файл: экскурсия русская литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экскурсия для школьников 10-11 классов.

В Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году, находится основное здание Третьяковской галереи. Так как рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности Галереи, к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и 1902-1904, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.

2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем  Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника,  архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Грабаря, – реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского  типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики. 3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации  директором Галереи был назначен И.Э.Грабарь. За первые же годы Советской власти собрание Галереи значительно увеличилось, что вновь остро поставило вопрос о расширении ее площадей.

Многое сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки  нового академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году. В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому  переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей  лишь в дневное время). 

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году ее здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры.  Позже оно было соединено  с экспозиционными залами заново выстроенным  двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально  предназначен для экспонирования картины А.А Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)"  (1837–1857). Был  построен также переход между залами, расположенными  по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.   В 1936 году завершилось строительство нового  двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания - так называемого "щусевского корпуса", чьи просторные залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.


Разрушения от попадания бомбы в здание галереи в августе 1941

Здание Галереи заметно пострадало от бомбежки во время Великой Отечественной войны (1941–1945): две фугасные бомбы, упавшие в результате налета немецкой авиации в нескольких местах разрушили стеклянное покрытие крыши, межэтажное перекрытие некоторых залов, пострадал главные ход. Восстановление Галереи началось уже в 1942 году и к 1944 году 40 из 52 залов были отремонтированы, что дало возможность вернуть экспонаты из эвакуации. В честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи, отмечавшегося в 1956 году, был достроен зал А.А.Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства.

К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей,  экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Вновь возникла необходимость расширения экспозиционной площади. Этим вопросом занялся Ю.К.Королев (1929–1992), в течение полутора десятилетий возглавлявший Третьяковскую галерею (1980-1992).

Юрий Константинович Королев

Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские.  В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и другие),  основанная на идее сохранения исторического облика здания. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый  корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный  центр, детская студия и выставочные залы. В них в 1992–1994  годах проходила выставка шедевров  из коллекции Галереи. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому  оно получило название Инженерный корпус. 
 

Строительство депозитария. 1984


Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя  Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и  освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет: с 1985 по 1995 год.
 
Ныне комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы.

Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с картинами замечательного русского портретиста первой трети XIX века Боровиковским Владимиром Лукичем. Он родился на Украине. Сын иконописца, представителя казацкой старшины, получившего дворянство. Живописи учился у отца. В 1774 вступил в Миргородский полк и в первой половине 1780-х вышел в отставку в чине поручика. В 1788 приехал в Санкт-Петербург, где пользовался советами Д.Г.Левицкого и совершенствовал мастерство под руководством австрийского живописца И.Б. Лампи. В 1794 признан "назначенным" в академики. С 1795 – академик Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). Советник ИАХ (с 1802). Имел частную школу в Санкт-Петербурге. Среди его учеников – А.Г.Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный. Был тесно связан с литературно-художественным кружком архитектора Н.А.Львова, в который входили многие известные литераторы и композиторы. Член масонской ложи "Умирающий сфинкс" (с 1802). В 1819–1824 состоял в мистической секте Е.Ф.Татариновой "Союз братства". В произведениях, созданных в конце XVIII века, В.Л. Боровиковский наиболее полно отразил идеи сентиментализма. В портретах начала XIX столетия в творчестве художника преобладают черты позднего классицизма или ампира.

Обратите внимание на Портрет Д.С. Яковлевой, который был специально приобретен Непосредственно для экспонирования в зале, где представлено творчество выдающегося мастера XIX столетия В.Л. Боровиковского. )». Модель написана зрелым мастером в 1801 году. Полотно происходило из парижского частного собрания. Интересна история бытования этого произведения, которое еще 100 лет назад Галерея пыталась заполучить у наследников изображенной. Старшая дочь П.М.Третьякова – А.Л.Боткина, состоявшая в Попечительском совете галереи, стремилась купить портрет у владельца, высоко оценив его качество. Но по ряду причин ей так и не удалось этого сделать. После Октябрьской революции «Портрет Д.С.Яковлевой» оказался за границей и попал в известную коллекцию Г. Басмаджана, выставка собрания которого состоялась в 1988 году в Государственной Третьяковской галерее. Именно эта работа знаменитого мастера украшала выставку, настолько совершенны были ее композиция и исполнение. Смуглая молодая дама на фоне пейзажа изображена в характерных для эпохи «ампирном» платье и тюрбане. Излюбленные Боровиковским розы олицетворяют молодость и красоту модели, происходившей из древнего княжеского грузинского рода. Вместо томления и меланхолии ранних портретов автора появляется образ сильной и яркой личности. Повышенное внимание уделяется пластичной, выпуклой, как бы «оскульптуренной» форме. Жемчужина коллекции Г.Басмаджана была куплена в 2000 году парижским антикваром, от которого она и поступила в собрание Третьяковской галереи. Так, мечта дочери П.М.Третьякова воплотилась в реальность век спустя, что оказалось возможным благодаря финансовой помощи Министерства культуры РФ.


Следующий портрет, на который мне бы хотелось обратить ваше внимание – портрет князя А.Б. Куракина. Князь Александр Борисович Куракин (1752–1818) с детства воспитывался вместе с будущим императором Павлом I. Во время его правления, а также в царствование Александра I Куракин занимал важные государственные посты. Он был кавалером всех российских орденов. На портрете князь предстает во всем великолепии парадного придворного костюма, осыпанного сверкающими драгоценными каменьями. Недаром современники называли Куракина «бриллиантовым князем». На кресло брошена черная с белым крестом мантия кавалера Мальтийского ордена, гроссмейстером которого был император Павел I. Скульптурный бюст друга и покровителя князя представлен здесь же. На дальнем плане виднеется Михайловский (Инженерный) замок – резиденция Павла I, задуманная как неприступный рыцарский замок. Созданный на рубеже веков парадный портрет А.Б.Куракина вобрал в себя все достижения живописи XVIII столетия – торжественную композицию, блестящую живописную технику, выразительность детали. Великолепно передана фактура материалов: тяжелыми складками ниспадает бархатная скатерть, сияет золотая парча мундира, блестят ордена и драгоценности, переливается муар орденских лент. В портрете передана сложность человеческой индивидуальности: сквозь надменную снисходительность и барское высокомерие проглядывает легкая грусть и меланхолия, присущие чувствительному герою эпохи сентиментализма.

Далее обратимся к портрету сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. На портрете Анны Гавриловны (1782–1856) и Варвары Гавриловны (1784–1808) Гагариных представлены дочери действительного тайного советника князя Г.П.Гагарина. Одна из изображенных – А.Г.Гагарина впоследствии стала женой майора П.В.Головина и в его подмосковном имении Деденево (Новоспасское) основала женское общежитие, на основе которого в 1861 году возник Спасо-Влахернский женский монастырь. Девушки, изображенные на фоне зелени парка, музицируют. Одна из них поет, другая аккомпанирует ей на гитаре, демонстрируя излюбленное в сентиментализме «родство душ». По сравнению с более ранними произведениями Боровиковского в портрете сестер Гагариных более явно проступают черты позднего классицизма. Художественный язык становится более определенным, ясным и конкретным, колорит приобретает яркость и локальность цветов, контуры четче очерчены, в картине появляется намек на сюжет, рассказ.

Портрет князя А.А. Долгорукого являет собой характерный пример позднего творчества художника. Этот портрет является парным к портрету княгини М.И. Долгорукой. Начав карьеру с военной службы, князь Долгорукий оставил ее в 1803. В этот период его деятельность во многом была связана с Мальтийским орденом. В самом конце XVIII века князь носил звание командора, а затем был назначен прокурором в капитул Ордена. С 1808 Долгорукий успешно исполнял обязанности губернатора Симбирска. Во время войны с Наполеоном князь командовал Симбирским ополчением. В 1815 его назначили губернатором Москвы. В последующие годы служебная деятельность князя Долгорукого отличалась многообразием: он был сенатором (1817) и членом Государственного совета (1829), выполнял обязанности министра юстиции (1827–1829). Боровиковский запечатлел князя Долгорукого в мундире симбирского губернатора с орденами Святого Иоанна Иерусалимского и Святой Анны I степени.


И, наконец, последняя на сегодня работа – портрет Д.А. Державиной. Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой государственного деятеля и виднейшего русского поэта XVIII века Г.Р.Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены. Ее сестра М.А.Дьякова была замужем за одним из самых ярких представителей русского Просовещения – Н.А.Львовым, другом В.Л.Боровиковского и Д.Г.Левицкого, неоднократно портретировавшего и самого Львова, и его жену. Д.А.Дьяковой было 28 лет, когда она вышла замуж. Ее мужу Г.Р.Державину к этому времени исполнилось 52 года, он находился в отставке. После свадьбы супруги приобрели стоящее на берегу реки Волхов имение Званка, на фоне которого Боровиковский и изобразил Д.А.Державину. Героиня портрета – светская дама, нарядно и по моде одетая. Художник представляет ее среди зелени парка. Жестом руки она предлагает зрителю взглянуть на прекрасную усадьбу, на великолепный дом, стоящий на высоком берегу реки. В портрете использован изобразительный язык позднего классицизма – яркий локальный колорит, жесткость контуров, четкая выписанность предметов.

Спасибо, что вы сегодня пришли, спасибо за внимание и проявленный интерес. Приходите к нам еще!