ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Процессы, происходящие в сми.
2. Жанрово-тематический состав публицистики военных лет.
3. Основные авторы-публицисты (1-2 подробно по выбору учащихся).
2. Формы функционирования публицистики на современном этапе:
3. Основная тематика публицистических выступлений на современном этапе:
4. Основные тенденции развития языковых средств современной публицистики.
В конце 1918 г. в «Правде» под рубрикой «Впечатления» увидела свет серия очерков и корреспонденций первого разъездного военного корреспондента газеты Серафимовича («Ночь», «Политком», «Бой», «На позиции»). Правильно описывались ситуации.
Среди изданий советской прессы периода гражданской войны важную роль продолжали играть «Известия ВЦИК». Рубрики: «Красный фронт», «Продовольствие», «Рабочая жизнь», «За границей». Газета одобрительно отозвалась о действиях правительства, закрывшего многие эсеровские издания. Особое внимание «Известия» уделяли вопросам мира, установления дипломатических отношений Советской республики с другими странами. Особый интерес вызывали материалы «Экономического отдела «Известий». Освещала вопросы работы Советов всех уровней. Работает Фурманов, Рейснер «Письма с Восточного фронта» - постоянный военный корреспондент.
Сообщением советской прессы о положении дел в стране и на фронте противостоял другой поток информации – белогвардейская печать. В войсках Колчака издавался «Голос Сибирской Армии», на Дону выходил «Вестник Донской Армии», в Мелитополе – «Голос фронта». Из официальной прессы – «Вольный Дон» (Новочеркасск).
Среди белогвардейский изданий особое место занимали газеты общеполитического направления. Это в первую очередь орган русской государственной и национальной мысли газета «Великая Россия», которую редактировал Вл. Шульгин. Издавалась в 1919 г. в Ростове-на-Дону.
Главные темы белогвардейской официальной и армейской прессы и в первую очередь «Вестника Донской Армии», которой командовал Деникин, можно сгруппировать в несколько направлений: борьба за единую великую неделимую Россию; защита веры; установление порядка административного и правового; установление военной диктатуры: за всякое противодействие – и справа и слева – карать.
К концу 1920 г. белогвардейские армии и войска интервентов, терпя одно поражение за другим, покидали Россию. Вместе с ними уходила в эмиграцию значительная часть членов социалистических партий – эсеры, меньшевики, анархисты. В 1919 г. .были закрыты три последние газеты.
Гражданская война и иностранная военная интервенция подходили к концу. В Советской России прочно утвердилась однопартийная система, а вместе с ней и однопартийная журналистика. 29 января 1920 г. «Правда» открыла новый отдел «На бескровном фронте» (трудовой героизм рабочих и крестьян).
В годы гражданской войны заметное развитие получило рабселькоровское движение. Центром его организации стала «Правда».
С утверждением в стране однопартийной политической системы многопартийная журналистика прекращает свое существование. Однопартийность становится основным признаком советской журналистики.
(+ глава II учебника Кузнецова История отечественной журналистики, глава II (параграфы 1, 2 учебника Овсепяна История новейшей отечественной журналистики)).
Вопрос № 21. Средства массовой информации 20-30-х гг. ХХ века.
План-схема ответа:
1. Социокультурный контекст: 1929 г. – год Великого перелома, индустриализация и коллективизация, политические репрессии и публичные процессы конца 30-х годов.
(Период 30-50-х годов стал один из самых мрачных в истории России, именно в эти годы тоталитарный режим И.В. Сталина заработал в полную силу. Сталин пошел на беспрецедентные прежде меры – он фактически открыл эпоху массового террора против народа управляемой им страны. Безусловно, репрессивные меры подавления недовольных и несогласных большевики применяли и в 20-е годы, но именно в 30-е Сталин возвел террор в принцип, сделав страх основой существования всей страны. Понятие «враг народа» прочно вошло в обиход: по политическим статьям и обвинениям, большей частью вымышленным, могли арестовать и казнить или присудить к длительному сроку заключения практически любого человека. Как правило, арест одного члена семьи автоматически ставил под подозрение всех родных.
При этом Сталин проводил «показательные процессы»: в Колонном зале Дома Союзов «вредители» и заговорщики публично каялись в своих грехах, а затем им выносился обвинительный приговор. Эти процессы выполняли функцию устрашения, массового запугивания населения. В сталинской судебной системе была отменена «презумпция невиновности». Подобные методы управления государством позволяли держать народ в повиновении и осуществлять многие сталинские проекты. Силами заключенных строились каналы (в частности, Беломоро-Балтийский канал), осваивались богатства Сибири и Дальнего Востока, страна, разрушенная войнами, поднималась из руин – ценой рабского труда своих граждан. Начало «сталинской» модели внутренней политики положил 1929 год – «год Великого перелома» в официальной терминологии. С этого года советское общество стало окончательно «закрытым» для зарубежных контактов, власти взяли курс на полную «управляемость» народа, на коренную перестройку социальной структуры страны. Была объявлена коллективизация – процесс ликвидации частных земледельческих хозяйств и окончательного обобществления земли. Повсеместно организовывались «колхозы» (коллективные хозяйства), в которых крестьянин переставал быть собственником результатов своего труда. Зажиточных крестьян («кулаков»), сопротивляющихся коллективизации, «раскулачивали», ссылали в северные края, обрекая на голодную смерть. Коллективизация позволила отбирать у крестьян выращенное зерно – для продажи за границу, для поддержания разрушенной экономики. В этот же период был взят курс на «индустриализацию» – то есть построение из бывшей «лапотной» России страны с развитой промышленностью. Но для подобной модернизации нужны были люди и средства. Репрессии и коллективизация давали и то, и другое. А пресса призвана была воспевать «Великого Вождя» и главу государства – лично И.В. Сталина, его мудрое руководство, ведущее страну к коммунизму и процветанию.
2. Процессы, происходящие в сми.
- централизация и интенсивное развитие прессы (увеличение тиражей, радиоохвата, печать партийных газет на местах с готовых матриц, расширение деятельности ТАСС, появление иновещания, создание архива фотохроники и др).;
- инновационные процессы (появление новых жанров: радиорепортаж, изданий (по культуре и пр.), форм массовой работы (общественно-производственные смотры, переклички, совещания и конференции, читательские суды, выездные бригады, шефство над заводами)), появление в 1934 году телевидения;
- дифференциация в СМИ (Создание новых типов изданий: массовая низовая печать, районные, городские газеты. Дифференциация центральной прессы: создаются «Сельскохозяйственная газета», «Социалистическое земледелие», «За пищевую индустрию»; различные отрасли народного хозяйства: «Торгово-промышленная газета», «Строительная газета», «Легкая индустрия», «Лесная промышленность» (распространение передового опыта, повышение активности трудовых масс и т. п.). Массовая общеполитическая рабочая газета «За индустриализацию» (задачи см. выше) - в конце 30-х влилась в газету «Индустрия», которая была преобразована в «Черную металлургию». Приложение к газете – «Техника» (выросла в самостоятельно издание).
В середине 30-х появляются «Уголь», «Машиностроение» и др. Процесс дифференциации касается и национальной журналистики: в республиках появляются газеты для учителей, спортивные издания и т. д. Но национальная журналистика строится без учета традиция и исторического прошлого, по единой унифицированной схеме – тормоз на пути структурных изменений.
Схема по вертикали: центральные, республиканские, краевые, областные, городские, районные.
По горизонтали: партийные, отраслевые, крестьянские, молодежные газеты).
3. Выводы:
- существует единая система СМИ, подчиненная государству и развивающаяся по общим законам;
- типология СМИ ведется по двум направлениям: по охвату аудитории («по вертикали») и по тематике («по горизонтали»);
- инновационные процессы в СМИ сочетаются с установкой на пропаганду, со стремлением жестко контролировать прессу;
- пресса становится более «адресной» (дифференциация по национальному и профессиональному признаку, формы массовой работы).
Материалы для ознакомления.
Постановления ЦК ВКП(б) в 1928 г.:
«Об отделе партийной жизни «Правды», «О мероприятиях по улучшению юношеской печати», «О реорганизации радиовещания», «Об обслуживании книгой массового читателя»
сент. 1938 г. – «Краткий курс истории ВКП(б)» - печатается на страницах «Правды» + перед. статьи: «За овладение революционной теорией», «Большевистская идейность и организованность», «Обеспечить глубокое изучение истории ВКП(б)», «Непобедимая сила марксизма-ленинизма» => + в 1938-1939 гг. 16,2 млн. на 42 яз. (на русском – 12 млн); в период 1938-1953 издан 301 раз тир. 42 млн 816 тыс. экз. на 67 языках.
ноябрь 1938 г. пост. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» => созд. отдела пропаганды во всех центр. и региональн. изданиях; ж. «Большевик» - теорет. орган партии, «всесоюзная консультация по вопросам марксизма-ленинизма»: нельзя забывать, что «в условиях Советской власти и при наличии в руках большевистской партии такого мощного орудия пропаганды, как печать, созданы совершенно новые условия и возможности для неограниченного размаха пропаганды и для централизованного руководства ею. <…>В пропаганде марксизма-ленинизма главным, решающим оружием должна являться печать – журналы, газеты, брошюры, а устная пропаганда должна занимать подсобное, вспомогательное место »
Созд-е единого отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) во главе с секретарем ЦК А.А.Ждановым (отдел пропаганды и агитации + отдел издательств ЦК ВКП(б), ЦК нацКП(б), обкомов и крайкомов)
Развитие сов. периодики:
за счет нового типа изданий;
директивн. хар-ра провед-я подписки
печать ЦО («Правды») в регионах с готовых матриц (Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Грозный, Баку, Тбилиси, Свердловск и др.)
распространения низовой печати (районные, городск. газеты);
развития республиканских газет: «Заря» (Днепропетровск), «Социалистична Украина», «Социалистический Донбасс», «Харьковский рабочий» (к 1932 г. на Украине – 1196 газ.: 30 республ.. 14 областн., ок. 100 городск.); «Тифлисский рабочий». НО: единая унифиц. модель, без учета ист. прошлого, сложивш. традиций, разл. уровня культурн. разв-я народов, реальн. потребностей – тормозила развитие нац. журналистики.
дифференциации центральной прессы: отраслевые газеты: «Сельскохозяйственная газета», «Социалистическое земледелие», «За пищевую индустрию»; «Торгово-промышленная газета», «Строительная газета», «Легкая индустрия», «Лесная промышленность» и др.; с сер. 30-х – газ. «Уголь», «Машиностроение».
январь 1930 – газ. «За индустриализацию» - ежедн. экономич. орган ВСНХ СССР, а затем Наркомтяжпрома, однако стала массовой (в конце 30-х – объед. с газ. «Индустрия» => затем «Черная металлургия»). Рубрики: «Всесоюзная доска почета», «Письма в редакцию», «Капитальное строительство», «Борьба за качество». Совместно с газ. «Труд» - совещание ударников и участников соревнования металлугр. предприятий (движение ударников – 8 работниц «Красного треугольника» -бригада «Ударная восьмерка НОТ» - научн. организации труда – с сент. 1926; массовое движ-е – 1928г.); совм. с газ. «Техника» - спец. и праздн. номера; изд. бюллетень «Межзаводская перекличка» => новые соц. функции газеты!
К серед. 30-х гг. – разветвленная дифференцированная система многонац. печати. По горизонтали:
а) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты
б) центр., республ. изд-я для крестьян
в) центр. республ. молодежн. издания
г) центр. республик. отраслевые издания
По вертикали:
республиканские, краевые, областные, городские, районные (с авг. 1930), многотиражн. газеты. журналы:
1925 г. 1120 газ. / 8 млн. экз. 1926 г. –1631 журн.
1928 г. – 2 тыс. газ. / 9,5 млн экз. 1929 г. – 2188 журн.
1932 г. – 7,5 тыс. газ. / 35,5 млн экз 1933 г. – ок. 2390 журн.
1936 г. – 9250 газ. / 38 млн экз. 1936 г. – 1995 журн. (сокр. на
1937 г. – 8521 газ. / 96,2 млн. 200 млн. годовой тираж – в связи с ликвидир-м «дублей»)
1938 г. 8850 газ., 1762 журн., 74 вещ. станции, 1200 радиоузлов, 1176 типографий, 70 тыс. библ-к.
к 1940 г. – 8806 газ. > 38,4 млн экз., на 50 языках (к 1939 г. 2500 на нац. языках – затем увелич. за счет печати вошедших в СССР западных обл. Украины, Молдавии – «Советская Молдавия», Латвии – «Советская Латвия», Литвы – «Советская Литва», Эстонии – «Советская Эстония»)
«Правда» - 2 млн, «Известия» - 1,6 млн, «Крестьянская газета» 1,2 млн, «Комсомольская правда» 600 тыс., «Гудок» 275 тыс., «Учительская газета» - 250 тыс., «Индустрия» - 225 тыс., «Труд» - 150 тыс.
22 апр. 1929 г. – «Литературная газета» => выработка «типа писателя-общественника» (с 14.09.1934 – орган Правления ССП)
1929 г. – г. «Культура» (1929 «Рабочий и искусство» => 1931 «Советское искусство»): рубрики: «На музыкальном фронте», «Кино», «Обсуждаем новые фильмы», «Гиганты культстройки», «Производственная жизнь театров».
В 30-е гг.: отраслевые газ. и ж.: «За индустриализацию», «Техника», «Тяжелое машиностроение», «Нефть», «Угольная промышленность», «Медицинский работник», «Архитектурная газета» и др.