Файл: Podgotovka_k_GOSam_2012_Солдаткина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Жанрово-тематический состав публицистики военных лет.

- военные очерки (описание войны и состояния человека на войне) (Шолохов, «Наука ненависти» «Люди Красной армии», Соболев «Морская душа»); эпистолярные очерки Б. Горбатова (в форме писем с фронта, цикл Родина)

- пропагандистские очерки (очерки Эренбурга, А. Толстого);

- героические очерки (портреты бойцов, Б. Горбатов «Алексей Куликов, боец» и др. из сборника «Рассказы о солдатской душе»)

- путевые очерки (Славин, Полевой, Павленко) – о продвижении армии по Европе;

- «бытовые» очерки (Шагинян, Тэсс) – о трудовом подвиге народа;

- радиопублицистика (выступления Р. Кармена, Л. Кассиля, К. Паустовского и др.)

- фотопублицистика (фотокорры Правды, Известий, Красной звезды, Комсомольской правды).

Тематика:

- создание образа «врага» (Эренбург, Леонов);

- воспевание национальных традиций (Толстой, Леонов);

- героика (Горбатов);

- «бытовой героизм» (Симонов);

- миссия Красной Армии.

3. Основные авторы-публицисты (1-2 подробно по выбору учащихся).

- Публицистическая деятельность И. Эренбурга

Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата».

За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер» читаем: «В далекие времена увлекался живописью. Таланта не оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории нового времени более знаменитого преступника». В следующем памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер начинал с картинок, Геббельс с романов... И ему не повезло. Романов не покупали... Сжег 20 млн. книг. Мстит читателям, которые предпочли ему какого-то Гейне». Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти суд отобрал у Геринга ребенка – признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей».


Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом. Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой – Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты».

По короткой энергичной фразе, которая по словам редактора «Красной звезды» Д. Ортенберга, «по накалу чувств, тонкой иронии и беспощадному сарказму звучала, как «строфы стихов», безошибочно угадывалось авторство его статей.

С точки зрения Эренбурга, воспитанные на голословном интернационализме русские крестьяне, призванные на войну, видели в своих противниках таких же крестьян, пригнанных в Россию «капиталистами и помещиками». Поэтому в своих статьях, полных сатирически-едких замечаний, Эренбург пытался научить воющих «науке ненависти», возбудить их боевой пыл, боевой дух. Засвидетельствовано, что статьи Эренбурга пользовались огромной популярностью у бойцов, они расходились нарасхват, их вырезали и давали почитать однополчанам, их находили у убитых, а немецкое командование, подтверждая крайнюю действенность такого «идеологического оружия», старалось не допустить распространения статей Эренбурга на оккупированных территориях.

Также необходимо сказать несколько слов и о деятельности Эренбурга в Еврейском антифашистском комитете, созданном в апреле 1942 года и призванном оказывать помощь уничтожаемой гитлеровцами нации (материальную – сбор средств, и духовно-идеологическую – воззвания к евреям других стран). На основе собранных в годы войны свидетельств о перенесенных евреями страданиях, об их военных и партизанских подвигах Эренбург задумал издать «Черную книгу» – документальный сборник, посвященный описанию пережитых советскими евреями ужасов гитлеровской оккупации. Но в 1947 году, во время нового витка репрессий, набор «Черной книги» был рассыпан, а сама она была опубликована в Иерусалиме только в семидесятых.

- публицистика А.Н. Толстого

В военно-патриотической публицистике этого писателя широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность – с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных деятелей.


Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.

Особенно активно выступал А.Н. Толстой в центральной печати в дни сражений за Москву. Его статьи появлялись также в республиканских и областных газетах: «Ленинградской правде», «Горьковской коммуне», многократно издавались отдельными сборниками. Очерк «Смельчаки», напечатанный 24 июля 1941 г. в «Красной звезде», за время войны был издан 35 раз на 17 языках народов СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров.

О воздействии на читателей статей А. Толстого «Москве угрожает враг», «Нас не одолеешь», «Кровь народа» свидетельствуют многочисленные солдатские письма в адрес писателя. «Ваши статьи, – говорится в одном из них, – читаем по нескольку раз и всегда после читки статей нашу Родину-мать хочется крепче и крепче любить».

Неоднократно встречался писатель с участниками боев. Именно на основе его бесед с воинами, среди которых был и Константин Семенович Сударев, погибший 2 марта 1942 г. в боях под Орлом и посмертно награжденный орденом Отечественной войны 1-й степени, созданы «Рассказы Ивана Сударева» – самые значительные произведения А. Толстого в годы Великой Отечественной. К написанию рассказов, с наибольшей полнотой отразивших героизм советского воина, его несгибаемый характер, писатель приступил в августе 1942 г. и тогда же пять из них – «Ночью в сенях на сене», «Как это началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная история» – были опубликованы в «Красной звезде». Последний рассказ из этого цикла «Русский характер», получивший наибольший читательский отклик, появился в этой же газете 7 мая 1944 г. Он явился своего рода ответом на многочисленные выступления за рубежом в годы войны, посвященные разгадке «таинственной русской души». Нередко стойкость и мужество советских людей пытались «объяснить» их пассивностью и равнодушием к жизни. Развенчивая эти измышления, А.Н. Толстой каждым очерком и статьей показывает, как истинные патриоты отстаивают свободу своего Отечества. Апофеозом героям Великой Отечественной и стал его рассказ «Русский характер», написанный, как известно, на документальной основе. Переданная в рассказе услышанная писателем история о танкисте, обгоревшем до неузнаваемости в своем танке и нашедшем силы вернуться в строй, послужила основой для воссоздания образа героя, о духовном величии которого можно было сказать: «Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота». Эта «человеческая красота» присуща бесчисленным героям военных очерков, всем, кого война «со всей яростью укусила за сердце». Раскрывая духовную красоту советского человека, писатель делает вывод, что именно идейно-нравственные категории имели решающее значение в победе над гитлеровцами.


Гневным обличителем в годы войны фашистских главарей и подобных им личностей «с уголовным прошлым и уголовным будущим» выступал А.Н. Толстой. Опубликованные в «Красной звезде» статьи «Кто такой Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии» несли такой обличительный заряд, что Геббельс вынужден был оправдываться, нагло заявляя, что писатель «бессовестно лжет», пишет «окровавленным пером». А.Н. Толстой немедленно ответил Геббельсу, швырнувшему в эфир оскорбление писателю. «Заявляю на весь мир всем, – писал А.Н. Толстой в статье «Лицо гитлеровской армии», напечатанной 31 августа 1941 г. в «Правде», «Известиях» и в «Красной звезде», – всем гражданам и воинам свободных стран, борющимся с фашизмом, а также германскому народу. Я заявляю: немецкие солдаты и охранные отряды фашистов совершают столь непостижимые уму зверства, что – прав Геббельс – чернила наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая фантазия самого дьявола, мне не придумать подобных пиршеств пыток, смертных воплей, мук жадных истязаний и убийств, какие стали повседневными явлениями в областях Украины, Белоруссии и Великороссии, куда вторглись фашистско-германские орды». Статья была столь важной, что ее незамедлительно, в тот же день, передали на иностранных языках по всему миру.

4. Выводы: один из самых массовых и востребованных жанров военной эпохи. Развивался активно, в многих жанрово-тематических модификациях, был актуален не только для прессы, но и для радио- и фото- журналистики. В этом жанре проявили себя все ведущие писатели и публицисты советской эпохи.

Материалы для ознакомления.

А.ТолстойПравда») 27.06.41 – «Что мы защищаем»; 18.10.41 – «Москве угрожает враг» (нач. словами «Ни шагу дальше!»); 7.11.41 («Красная звезда») – «Родина» («Мы сдюжим!»); апр. 1942 – цикл «Рассказы Ивана Сударева»(«Красная звезда»); 7.05.44 – «Русский хар-р». => ок. 100 статей, текстов для выступл-й на митингах и радио

И.Эренбург («Красная звезда»): 23.06.41 – «В первый день»; 26.06.41 – «Гитлеровская орда»; ст. «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков»; 12.10.41 – «Выстоять!»; «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Испытание» => ок. 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденций (4-хтомн. кн. «Война»).

Цикл памфлетов «Бешеные волки» - о Гитлере, Геринге, Геббельсе, Гимлере.

Цикл статей для зарубежн. читателей (св. 300) => кн. «Летопись мужества».


11.04.1945 «Правда» И.Эренбург «Хватит!» - об ответственности всей нем. нации за злодеяния нацистов => Александров «Тов. Эренбург упрощает» => это позиция нем. пропаганды, а не СССР

К.СимоновКрасная звезда») - «Части прикрытия», «В праздничную ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей», «Песни»; конкретика: «В Керченских каменоломнях», «Осада Тернополя», «У берегов Румынии», «На старой Смоленской дороге»; 15.01.42 - рассказ «Третий адъютант» (феодосийский десант) (а 14.01.42 – там же: «Жди меня»)

Вас. Гроссман («Красная звезда») – оч. «Сталинградская битва», «Волга-Сталинград», «Власов»

Сталинградская тема: Е.Кригер «Огонь Сталинграда»; П.Шебунин «Дом Павлова»; Б.Полевой «Город-герой»; Вас. Коротеев «Сталинградское кольцо»

М.ШолоховПравда») – 22.06.42 - «Наука ненависти»; «Гнусность», ст. «По пути к фронту», «Люди Красной Армии»

Л.Соболев – «Морская душа»

А.Фадеев «Бессмертие»

А.Платонов «Сын народа».

Б.ГорбатовПравда»)– цикл «Письма товарищу»; оч. «Алексей Куликов, боец», «После смерти», «Власть», «Из фронтового блокнота» (сб. 1943 «Рассказы о солдатской душе»)

Путевые очерки Л.Славина, А.Малышко, Б.Полевого, П.Павленко.

Публицист. и проблемн. статьи: М.Калинин, А.Жданов, А.Щербаков, В.Карпинский, Д.Мануильский, Е.Ярославский.

О трудовом фронте: Б.Агапов, Т.Тэсс, М.Шагинян; Е.Кононенко, И.Рябова, А.Колосов.

Радиовыступления: А.Гайдар, Р.Кармен, Л.Кассиль, П.Мануйлов и А.Фрам, К.Паустовский, Е.Петров, Л.Соболев.

Фотопублицистика: А.Устинов, М.Калашников, Б.Кудояров, Д.Бальтерманц, М.Бернштейн, В.Темин, П.Трошкин, Г.Хомзер, А.Капустянский, С.Лоскутов, Я.Халип, И.Шагин и др. => с авг. 1941 г. ж. «Фронтовая иллюстрация» + г. «Фотогазета» (6 р./ мес – до мая 1945)

Сатира: М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов – Кукрыниксы + С. Маршак => сатир. отдел «Правды» + ж. «Фронтовой юмор», «Сквозняк», и др.

А.Сурков – в «Красноармейской правде» (газ. Зап. фронта) - Гриша Танкин, Вася Гранаткин, пишет стихи, статьи и песни о бойцах фронта. => здесь же 4 сент. 1942 г. – «Василий Теркин» А.Твардовского.

Из учебника Кузнецова:

Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».