Файл: Ироничный публицист.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ироничный прогноз

Из ответа на анкету по поводу страхов будущего: Новый вирус, жуткий выброс, в каждом подъезде - пришельцы, в каждой подворотне -клонируют. И страх перед властью -как местный колорит...(М. Мишин)

Ироничная афористика

Унижаться надо с высоко поднятой головой!..

Немножко вороват ь- это что, такой отечественный шарм, что-то вроде патриотического штампа “мейд ин..”?

Афористичны многие ироничные заголовки:

Коммунизм -это когда денег не будет”.- Вот и дождались;

Как государство делает деньги? А вот так. (Наглядное пособие для начинающих фальшивомонетчиков) (КП).

7-я Дума: красная, в яблоках.(ОГ).

Нежелательное явление - тема “телесного низа” в ироничных заголовках. Напр., сексуальный скандал, связанный с именем президента США, дал повод уважаемой газете «Известия» откликнуться на бомбардировку американской авиацией иранских городов так: Клинтон застегнул штаны и скомандовал: “Огонь!”

“Игровые” приемы, - на деле грубые, порой откровенно хамские по форме, сегодня активно использует пресса антиправительственной ориентации. Грешат этим, хотя и в меньшей степени, и журналисты другого лагеря, а в ответ появляются выпады уже против памфлетистов, “окончивших школу служебного собаководства”, против журналистов, “которых хозяева употребляют вместо финки”. (В. Новодворская)

Перевоплощения и фантасмагории

Мы уже упоминали “опыт политической антиутопии”, проведенный журналистами “Известий” в связи с годовщиной подавления путча ГКЧП. Используются и другие приемы, позволяющие “смоделировать ситуацию”.

Видения”

...Принято считать, что революцию делают герои, партии, классы и интриганы. А мне представляется иная картина. Скромный труженик. ровно в восемь проходит через проходную. Протирает ветошью станок, натягивает синие нарукавники и привычным движением нажимает кнопку “Пуск”. Вследствие этого через некоторое время на улице раздаются выстрелы, толпы скандируют:”Свобода! Равенство!”, рушатся государства, авроры снимаются с якоря, вожди карабкаются на бронетехнику. ...На фабрике Гознака заработал печатный станок.. (В. Чибрикин, КП)

Мысленный эксперимент”

Кто-нибудь, погрузите меня, пожалуйста, в анабиоз! Разбудите, когда кругом будет лето, КПРФ уже лет 40 как запрещена, Макашов умер и могила его неизвестна, телефон работает, бачок починили, на улицах танцуют и поют, не мешая транспорту. А до этого не надо меня будить.


...Вопрос стоит однозначно: либо мы, либо Россия, кто-то должен уйти. Автор моделирует ироничную ситуацию прощания с жизнью всего народа “для блага Родины”, его “последних дел” (Давайте наметим акцию протеста. Против чего мы, собственно, собираемся протестовать? А так. Что уж, и попротестовать нельзя? Вот кончилась акция. И чем бы нам таким еще заняться? Может, птиц погоняем? Жалко, осень, почти все улетели...), его “слова прощания”: Мы выражаем глубокую признательность всем правительствам, фондам, банкам за ту поддержку, которую чувствовали все эти годы. Мы поняли, что нет в мире ничего дороже нашей Родины, в прямом и переносном смысле. (Д. Смирнова, МН)


Лирика сатирика

Часто автор смягчает иронией весьма серьезные размышления:

Ироничные интонации в местах излишне патетических

...Ведь вот можно было собраться моим соотечественникам в профилактории с целью украсть унитаз, выбить кому-нибудь зубы, расколотить зеркало и не выйти не работу. Бывают еще в России такого рода общественно- политические конференции. Но что-то я еще ни разу в жизни не слышал, чтоб вполне занятые люди на свои собственные деньги, не преследуя никаких коммерческих, политических, личных и иных меркантильных целей, потащились в Сибирь, чтобы честно и спокойно говорить о своей стране... Автор этого эссе С. Мостовщиков, выступает в данном случае как обозреватель. И еще отрывок, из другого его произведения: Когда я увидел гвардейский ракетный крейсер “Москва”, вполне законная гордость посетила мое дряблое сердце. Я даже не особенно гнал ее от себя. Подумал, правда, что так мол, и так - гуманизм, цивилизация, сухая попа -счастливый малыш. Хорошо ли это - стирать Америку с лица земли? Но потом как-то быстро успокоился: какая уж там к черту сухая попа. Вот он - красивый, громадный, бесчувственный механизм, способный наделать большей злодеяний, чем весь вместе взятый турецкий военно-морской флот... Можно ли гордится такой штуковиной?

Факт и ассоциативная параллель

К примеру, автор вспоминает, как на новогоднем прием в Кремле кружил у стола №1 наш прекрасный, а теперь уже и великий кинорежиссер... Наконец, заметили, пусть не САМ, жена. Как полетел он к стулу как припал, как искрились глаза!... Мой старший коллега громит эту власть. Иногда даже думаешь: какое счастье, что провидение вооружило его словами, а не патронами! Но стоит этой власти кликнуть - летит. (В. Лошак, МН).

К проблеме “имиджа” сатирика. Вместо реальной личности - пародия на некий комплекс политических, социальных и гражданских качеств спародированное “авторское “я”. Например, это заметно в творчестве С. Мостовщиков (элементы иронического самоанализа в тексте; “спасительная самоирония”). Процитируем отрывок из его эссе «Край непуганых идиотов» (февр. 1993) Авторы...как и все сознательные трудящиеся, вынуждены время от времени заниматься телекинезом. Но для этого занятия нужно сконцентрироваться до такого состояния, что ты не уже не можешь двигать не то что какие-то предметы, но и самое себя. Поскольку бразильские телекинезы без заморозки смотреть вообще невозможно,...авторы предпочитают видеокинез, допускающий большую свободу выбора. Выбрал, сконцентрировался, заел соленым огурцом, и душа поет: просит борща и поправок к Конституции..


Примета современного ироничного стиля - умеренность преувеличений; авторы стараются “не громыхать”. Решающей оказывается “дозированность” иронии, вплетенной в рассуждение, точная ее соотнесенность с реальным масштабом зла. Очевидна востребованность ироничного стиля современной аудиторией. Не всегда, однако, ирония точна, тонка и понятна. Многое зависит от вкуса журналиста, но больше -от вкусов читателя: представления о смешном во многом диктуют “быт и нравы”. Подчас пройти рядом с пошлостью, почти на грани очень трудно. А “нравиться” читателю, слушателю - надо. “Смех, -пишет Д. Лихачев, - требует единомышленников. Смеющиеся- это своего рода заговорщики”.

В журналистике, ирония помимо прочего, помогает “низводить” самого журналиста до уровня “обличаемых”, то есть, аудитории. Иначе он оказывается в несколько странном положениие – вроде бы натравливает одну часть аудитории на другую…

Ирония и самоирония, сплетаясь, адресуются публицистическому единству - “мы” (современники). Ирония - не зубоскальство, не “стеб”- учит спокойному отношению к теням жизни, поскольку их отбрасываем мы сами. И, значит, можем сказать в какой-то момент, как герой сказки Андерсена: “Тень, знай свое место!”

Публицистическая точность позиции и удовлетворенное эстетическое чувство - вот к чему стремится ироничный журналист. Формы, выступлений, которые он избирает, дают возможность проявлять и в плане доказательном, и в “живописном” все богатства творческой личности.