ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
Возникновение понятий «журналистика» и «публицистика». Значение термина «пропаганда» (помните, что начало было взято у церкви).
Колыбелью не только европейского искусства, но и журналистики, является Греция. Зарождение ораторского искусства (V век до Н.Э.). Скажите о своеобразии античной аудитории, что это были и знать, а иногда и простой, необразованный народ.
Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен – можно кратко сказать о каждом или более подробно об одном. Объяснить, почему.
Своеобразие древнеримской риторики. Важно отметить, что создателем первой газеты (близкой к современному пониманию) стал Юлий Цезарь – создание Acta Senatus (просуществовала до Нашей Эры, запретил Тиберий: это первый пример цензуры в мировой истории прессы), Acta Diurna. Расскажите, что представляли собой эти протогазеты.
Марк Туллий ЦИЦЕРОН – как древнеримский оратор, «Речь против Катилины», отметьте, что это была полноценная политическая борьба.
Мильтон и концепция свободы печати.
Джон Мильтон (1608 - 74), английский поэт, политический деятель. В период Английской буржуазной революции 17 века - сторонник индепендентов. В двух памфлетах “Защита английского народа” (1650, 1654) выступил как поборник суверенитета английской республики, противник феодальной реакции. В библейский образах поэм “Потерянный рай” (1667) и “Возвращенный рай” (1671) поставил вопрос о праве человека преступать освященную богословием мораль. Тираноборческие мотивы характерны также для поэмы “История Британии” (1670) и трагедии “Самсон-борец” (1671). Лирические поэмы, сонеты, переводы псалмов.
Философские трактаты о свободе печати, о свободе частной жизни, о воспитании. Антимонархические работы. Впал в немилость при Кромвеле. Ослеп, за него потом писали дочери под его диктовку. Мильтон воспринимал свободу печати как свободу от цензуры.
В памфлетную борьбу включился в 40-50-х. В своих антиепископальных трактатах в 40-х он говорит о необходимости ограничения королевской власти, хотя еще не выступает против монархии как таковой. По мере развития революции происходят изменения и во взглядах Мильтона. В 1649, сразу же после казни короля и провозглашения республики, им написан трактат “Обязанности королей и правительств”, а в октябре 1649 - “Иконоборец”. “Обязанности королей и правительств”: доказывает правомочность республиканского правительства в суде над королем. “Иконоборец”: развенчивает образ короля-мученика, созданный под впечатлением широко распространявшейся роялистами книги “Королевский образ”, автором которой был священник Джон Годен.
С целью защиты дела республики был распространен ряд памфлетов на латинском языке (“Защиты английского народа”), которые должны были ответить на вопросы по поводу происхождения королевской власти, о правах народа, о правах государей и правительств, о деяниях самого Карла 1. И, наконец, трактат “Быстрый и легкий путь установления республики” появился в 1666 накануне реставрации с целью предупредить народ Англии о тех потерях, которые ждут англичан, если они опять оденут на себя ярмо королевской власти.
Мильтон - сторонник республики, народного суверенитета, он против католической теории божественной власти короля и против реставрации. Все эти памфлеты написаны ярким языком, с присущим Мильтону остроумием. Он широко использует примеры из истории Англии, из древних классиков, из Библии.
Целый ряд памфлетов Мильтон посвятил борьбе за реформацию английской церкви. Он выступил за восстановление апостольской церкви в ее первоначальной чистоте и простоте. Требует отделения церкви от государства.
“Звездная палата” - орган цензуры в Англии. Она определяла, можно ли издавать книгу. Власти стремились подчинить себе прессу - это авторитарная концепция печати. “Звездная палата” упразднена в 1641. С 1640 по 1660 появилось множество изданий. В 1660 - реставрация монархии, Карл 2 восстановил цензуру. “Акт о лицензии” подчинял всю прессу королевскому контролю.
В Англии возникает движение против цензуры. После смерти короля Карла были изданы законы о свободе печати, о свободе веры. Но в 1644 Парламент запретил издание богохульных книг и ввел цензуру (при Кромвеле). Тогда Мильтон написал обращение к парламенту о свободе печати “Ареопагитика” (1644). Ареопаг - собрание мудрых, греческое слово. Мильтон впервые формулирует проблему взаимоотношений печати и власти. Он считал, что власть не имеет права управлять печатью. Основные положения Мильтона:
1.Как хорошие, так и дурные правители могут ошибаться.
2.Власть может быть ложно осведомлена.
3.Необходимо ценить чистосердечные указания, слово журналиста, слово печати. Свободная печать может помочь правителю.
Образность “Ареопагитики” построена на Ветхом завете, прежде всего Самсон, Соломон.
“Ареопагитика” появилась в 1644 по конкретному поводу: привлечение Мильтона к суду компанией книгопродавцев за нарушение возобновленного закона о предварительной цензуре. Мильтон также обрушивается на закон 1643 о регулировании печати. Мильтон уже в антиепископальных памфлетах касался вопросов свободы выражения мыслей, свободы слова. В “ареопагитике” он также затрагивает проблему веротерпимости. Для Мильтона свобода человеческого мышления, знания, слова неразрывно связана со свободой совести.
“Ареопагитика” написана в форме речи, обращения к членам парламентам, по всем правилам ораторского искусства древних. В качестве образца для подражания Мильтон избрал речь Исократа (436-338) “Ареопагитик”. Главная мысль: абсурдность восстановления цензуры. Восстановление закона о цензуре, однажды уже отмененного в Англии вместе с упразднением Звездной палаты, по мнению Мильтона, есть величайшая несправедливость. Невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, жить или не жить книге, ибо, скорее всего это будут люди невежественные, властные, невнимательные. Один человек, не может судить о вредности и полезности той или иной идеи, содержащейся в книге, в печатном слове.
Мильтон с большим уважением относится к человеку, к его способностям в познании. Бог полагается на разум человека, тем более государство должно оставить человеку возможность выбора в познании. Так как “идеи добра и зла произрастают в этом мире одновременно”, человек должен познать то и другое, чтобы он мог их отличать.
“Убить хорошую книгу то же, что убить хорошего человека”.
Мильтон защищает право автора на издание своей работы, утверждает, что “…правда и понимание - это не такого рода товар, который может издаваться по лицензии”. Мильтон допускал ограничения для намеренно клеветнических и злобных книг. После установления в Англии республики с 1649 Мильтон занимал должность правительственного секретаря при Государственном совете и выполнял обязанности цензора (1649-52). Свободная печать - это не значит, что это печать совсем без ограничений.
Для Мильтона не было сомнения в том, что принципом свободы печати, как и другими свободами, в воображаемой им республике (трактат “The Ready and Easy Way to Establish a Free Commonwealth”) должны воспользоваться “лучшие” и “способнейшие” люди, а не представители “грубой толпы”.
Цензура была отменена полностью только в 1694 г.
Памфлет - жанр обличительной журналистики.
1689 - Билль о правах издан королем Яковом II (правил с 1685 по 1688, низложен в ходе “славной революции” 1688-89). Впервые в мире был принят билль о гражданских правах, в том числе о свободе печати. Англия никогда не имела конституции, но стала первой страной с конституционной монархией. Билль о правах выполнял функции конституции. 9 пункт: Свобода слова не может дать повода к преследованию и быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или другом месте, кроме парламента.
Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в постсоциалистический период.
Долгое время данные страны «копировали» советскую систему печати. После Второй мировой войны – влияние на прессу «холодной войны», участие в противостоянии двух блоков.
После развала СССР – переход к демократии и рыночной экономике. Появляются новые издания (можно выбрать одну-две страны и дать свое сравнение). Важно отметить возвращение плюрализма мнений в СМИ. Также немаловажным фактом является роль региональных СМИ (в качестве примера – Франция). Отметьте влияние новых технологий.
В 1945 - 90 существовал т. н. “соцлагерь”, в котором использовалась практически одна и та же модель прессы. “Вертикальная” система прессы была заимствована у СССР. Система прессы выстраивалась в виде своеобразной пирамиды, на вершине которой находился центральный орган партии. Такое строение позволяло осуществлять централизованное управление прессой, но при этом не учитывались местные условия и настроения, вся пресса была несколько однообразной.
Крушение социалистических режимов привело к тому, что печать вынуждена была развиваться в новых условиях. Разрушена прежняя система журналистики. Это во многом напоминает процессы, происходящие в России (приватизация, правительство больше не финансирует СМИ, не контролирует цены на бумагу и т. д.). Поначалу СМИ остались без инвестиций (у государства не хватает средств их содержать). Но в результате реформ рынок стал работать более активно, и СМИ начали приносить реальную прибыль, так что вкладывать в них средства стало выгодно. Кроме того, после реформ рынок СМИ в бывших соцстранах открылся для западных инвесторов, и это создало дополнительный приток капиталов.
В сфере аудиовизуальных СМИ сохранились общественно-правовые компании, но создаются и частные компании, как правило, связанные с западными корпорациями и испытывающие определенные финансовые трудности.
Большинство старых газет сохранились, но изменили направление и/или название. В Чехии газета “Руде право” издается сейчас под названием “Право”, качественная; в Польше - “Трибуна”, тоже качественная (это бывшие центральные органы этих стран).
Рыночные отношения в Восточной Европе сейчас действуют успешнее, чем в России, и это определяет особенности развития СМИ в регионе.
Современные зарубежные теории журналистики. Концепция социальной ответственности в зарубежной журналистике.
За последние десятилетия 20 в. мир существенно приблизился к тому, чтобы стать в информационном смысле “глобальной деревней”. Термин пущен в научный оборот канадским профессором Маршаллом Маклюэном, подчеркнувшим сходство информационных процессов в традиционном небольшом поселении и на всей планете, когда она становится единым телекоммуникационным пространством. Событие, происшедшее на одном краю “деревни”, тут же становится известно всем ее обитателям и активно обсуждается, так как затрагивает интересы всех. Разумеется, не в одном ТВ тут дело. Угроза разрушительных межнациональных конфликтов в мире, насыщенном ядерными и химическими технологиями, экологические беды привели к ощущению земного шара как единого и не слишком большого поля существования человека. И телевизионная сиюминутная связь каждого со всем миром представляется теперь столь же естественной, сколь необходимой.
Существенным дополнением этой глобализации интересов зрителя, неким уравновешивающим течением все более заметно проявляется локализация. Бум местного, в первую очередь кабельного, ТВ. Стремление каждого зрителя сформировать персональную телепрограмму.
Возникновение, развитие, современное состояние основных концепций и теорий: авторитарной, либертарианской, социальной ответственности, независимой журналистской деятельности, свободного потока информации) – есть в лекциях!!!
Основные информационные корпорации и концерны Запада.
Важно знать, что такое корпорация и концерн! Корпорация – это группа людей или организация людей, уполномоченная законом действовать как одно лицо и имеющая права и обязанности, отличные от прав и обязанностей людей, формирующих корпорацию. Юридическое лицо может быть создано по королевскому декрету, по закону или на основании общего права. Наибольшее значение имеют корпорации в форме зарегистрированной компании (company), созданной на основе Закона о компаниях. Единоличными корпорациями (corporations sole) называются те, которые учреждены только одним человеком, например епископом, сувереном, заместителем министра финансов. Корпорации, состоящие из совокупности лиц (corporations aggregate),– это корпорации, которые состоят из нескольких человек, например компания с ограниченной ответственностью. Они могут создаваться законодательным актом в каких-либо особых целях; примером такой корпорации является Би-би-си. Корпорации имеют право владеть имуществом, заниматься бизнесом, быть истцом и ответчиком в суде и т.д. от своего собственного имени. Однако сфера их действий может быть ограничена доктриной "вне компетенции".