Файл: Предпринемательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Консультативное предпринимательство

Консультативное предпринимательство (консалтинг) - предпринимательская деятельность, сущность которой составляет консультирование производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических, управленческих и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм, внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных бумаг, инноваций), а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм.

Консультативное предпринимательство осуществляется в различных формах: в виде разовых платных устных советов, в виде фундаментальных письменных проектов и т.п.

Письменные консалтинг-проекты имеют следующие составляющие части:

выявление проблемы (диагностика);

разработка проекта решений;

варианты осуществления проекта решений. Формы консультативного предпринимательства.

Виды консалтинга:

1. Экспертный консалтинг - форма пассивного консалтинга, при котором эксперт-консультант тщательно анализирует предоставленную клиентом информацию и самостоятельно разрабатывает рекомендации по внедрению проекта совершенствования, пути его внедрения.

2. Процессный консалтинг - форма разновидность активного консалтинга, при котором эксперты-консультанты на всех этапах работы над проектом взаимодействуют с представителями заказчика, создавая условия для генерирования идей и предложений. Эксперты-консультанты совместно с представителями заказчика анализируют сложившуюся ситуацию в фирме, выявляют проблемы и предлагают пути их разрешения, разрабатывают предложения по проекту совершенствования.

3. Обучающий консалтинг - форма разновидность активного консалтинга, при котором эксперты-консультанты осуществляют с представителями клиента лекции, семинары, используют активные формы обучения (разрабатывают учебные тренинги, проводят деловые игры). При обучающем консалтинге создаются теоретические и практические условия для того, чтобы работники фирмы заказчика обучились и приобрели навыки аккумуляции предпринимательских идей, научились разрабатывать эффективные проекты совершенствования бизнеса.

Достоинство консультативного предпринимательства: отсутствие необходимости финансирования больших денежных сумм при его открытии.

При консультативном предпринимательстве основным фактором выступает человеческий капитал и его интеллектуальный компонент. Конкурентоспособность зависит от скорости накопления качественных параметров применяемого интеллектуального капитала.


Разновидности консультативного предпринимательства:

1. Аудит - проверка финансовой отчетности фирм, её экспертная оценка.

2. Бухгалтерское обслуживание:

осуществление или восстановление бухгалтерского учета внешними по отношению к клиенту бухгалтерскими фирмами;

консультативные услуги по организации и совершенствованию бухгалтерского учета.

3. Юридический консалтинг:

правовые услуги, юридические советы;

экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам.

4. Обеспечение информационными технологиями - разработка и консультирование по использованию компьютерных программ, созданию баз данных, компьютерных сетей.

5. Инжиниринг - услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства, строительства и эксплуатации различных объектов.

6. Инвестиционное обслуживание - финансовые услуги и консультирование.

7. Рекрутмент - услуги по подбору и оценке кадров.

8. Реклама - консультирование и проведение мероприятий по созданию положительного образа (имиджа) товара или фирмы.

9. Деловая информация - услуги по предоставлению экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации.

10. Лоббирование - воздействие на государственные органы для создания оптимальных условий осуществления деятельности фирмы.

11. Образовательный тренинг - активное образовательное повышение квалификации.

Основными принципами консультирования являются:

- профессиональная компетентность и высокий профессиональный уровень оказываемой помощи;

- независимость оказываемых услуг;

- рекомендательный характер деятельности;

- коллективность работы.


1. История вопроса

Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении Владимира Мономаха о "необходимости и учить купечество и поддерживать его".[1] И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась в одну из основных экономических функций государства.

Мероприятия отдельных монархов, проводимые в целях поддержки предпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты порой не отличались преемственностью и системностью. Результатом явились скачкообразный характер развития предпринимательства в России, большое влияние субъект ивного факт ора, сложность определения основных тенденций становления и генезиса российского предпринимательства.

С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и покрови тельственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития.Особенностью допетровского периода развития явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового предпринимательства происходи ло естеств енн ым путем благодаря не правительственным меропри ятиям, а преимуществу крупной торговли перед мелкой.

Совершенно иными путями шл о развитие в России крупного предпри нимательства в сфере производства в период Петровских преобразовани й. В этот период им енно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности.В целях стимулирования расширения действующих производств использ овались различные льготы. Сбыт изготовленных изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образом приобретением товаров казной. А в тех случаях, когда товары не требовались казне, сбыт фабричных изделий обеспечивался высокой привозной (таможенной) пошлиной, а иногда прямым запрещением ввоза иностранных товаров того же рода или даже монополией производства и продажи, предоставленной отдельным фабрикантам.Отличительной чертой методов государственной поддержки предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной характер.


Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721 году посессионного права,[2] заключавшегося в дозволении фабрикантам и заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных людей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия для перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй пол овины XIX века.

В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот.Использованием новых методов и средств государственной поддержки предпринимательства характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1 . Это - появление перв ых профессиональных журналов для предпринимателей ("Северная почта" и "Журнал мануфакт ур и торговли"), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и и здававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический институт-1826 г.). [3]

Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х годов) проявлялась, п режде всего, в поддержке мануфактурного капитала, отраслей, обсл уживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливая ответственность предпринимателей за расходование и возвра т кредитов, выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства.

С конца XI X века в России начинается восстановление значения государственного предпринимательства; усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику протекционизма в отношении ведущих предприятий).


2. Правовое регулирование предпринимательства

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики.Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и использ уются в процессе управления страной.[4]

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принци па - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедлив ость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъект ов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.