ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые газеты

Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрного типа – памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции.

В XVIII – начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порою и единственным автором, он же занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.

В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформировалась журналистика разных направлений, выражающих интересы различных социальных сил.

С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XX века были изобретены способы воспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования, ротационная машина, линотип. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории, благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов.

В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов бульварной прессы.


Влияние журналистики сильно возросло. 

Печать, радио и телевидение

На рубеже XIX и XX веков было изобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 20-х годах, а телевидение – в конце 40-х годов XX века. К 80-м годам развитие всех трех типов каналов массовой информации благодаря успехам радиоэлектроники привело к созданию единой системы журналистики, к их «равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Начало формироваться единое мировое информационное пространство, когда межгосударственные границы перестали быть препятствием для распространения массовой информации.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. 

В формирующемся постиндустриальном информационном обществе деятельность СМИ серьезно меняется и технически. После трех первых этапов развития (устная речь, письменные формы, технические средства копирования текста и изображения, звуко- видеоматериалов) наступает четвертый, основанный на господстве электронно-компьютерных средств – цифровой записи и передаче информации с использованием волоконно-оптического кабеля и космической связи.

Интернет и электронные СМИ

В последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации — всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. 

Основным преимуществом электронного издательства перед традиционным является высокая оперативность информации: после верстки издания ее можно мгновенно поместить в сеть. Применение гиперссылок обеспечивает быстрый доступ к справочной информации, кроме того, есть возможность включать в текст мультимедийный средства. 

С экономической точки зрения, на первый взгляд, электронное издательство не требует больших финансовых вложений, так как отсутствуют затраты на полиграфические услуги, материалы, хранение готовой продукции, расходы на транспорт, многократную допечатку. Прямыми затратами, не считая оплату журналистского труда, будут средства на установку сервера с качественными линиями связи.

ВОПРОС №13

Пассиона́рная тео́рия этногене́за — гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.


Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей. Цель эта представляется пассионарной особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме. Часто подпассиона́рностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением.

Касательно журналистики в контексте пассионарности можно смело заявить следующее: в журналистике были, есть и будут люди, преданные этому предмету целиком и полностью, отдающие ему свою жизнь целиком (это что касается непреодолимой жажды деятельности). Также развитие журналистики можно смело описать как процесс взаимодействия развивающихся элементов между собой, направленный на повышение уровня журналистики: взаимодействие газет и журналов, радио-ТВ-интернета; взаимодействие жанров, взаимодействие журналистов.

Так что журналистику можно смело рассматривать в аспекте гумилевской пассионарности.

ВОПРОС №14

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.


Американский психолог А.Маслоу пришел к мысли о том, что существует 2 типа креативности: первичной и вторичной. «Первичная Креативность - это наследие, имеющееся у каждого человека, общее и уникальное достояние. Она определенно обнаруживается у всех здоровых детей, хотя большинство людей, вырастая, теряют ее» - полагает А. Маслоу. Речь идет о фундаментальной, изначально присущей человеческой природе характеристике, потенциальной возможности, которая дана всем человеческим существам от рождения. Но зачастую она утрачивается, подавляется или уродуется по мере того, как человек приобщается к какому-то определенному социуму.

Первичная креативность проистекает из бессознательного, является источником новых открытий, реальной новизны идей, отклоняющихся от того, что уже существует и была обнаружена у особо творческих людей. Вместе с тем А. Маслоу выделяет и вторичную креативность. Он считает, что науку можно определить как метод, благодаря которому нетворческие люди могут творить и совершать открытия, работая со многими другими людьми, будучи аккуратными, внимательными, педантичными и др.

Креативность есть высший уровень интеллектуальной активности, мышления, дефиницией которых может быть совокопупность мыслительных и личностных способностей (качеств), влияющих на становление и проявление творчества. Исходным положением явилось утверждение психологов: каждый психически нормальный человек обладает определенным творческим потенциалом, творческими способностями, которые надо развивать, и как можно раньше.

Вторичная креативность, на которой зиждется реальный художественный продукт - великие картины, великие романы, мосты, изобретения и т. П - направила бы нас к изучению совершенно иных человеческих добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость, поскольку именно они лежатв основании этого этапа творчества. 


Креативность в журналистике Часть I: Контрольный список

Одним из показателей журналистского мастерства является креативность: быть креативным, писать креативные тексты, мотивировать читателя читать дальше. При этом каждый, кто занимался журналистикой, знает, как сложно часто бывает найти интересную фишку, чтобы оригинально подготовить тему и вообще найти увлекательную тему, на которую можно написать или создать аудиоматериал. Здесь вы найдете пару советов: почитайте и подумайте, если вдруг опять не пишется.

Оригинальность

Отдельный материал отличают от аналогичных журналистских продуктов тематическая направленность и само изложение. (Противоположностью этого является так называемый «плоский» материал, когда автор шагает проторенной дорожкой).

Сюрпризы

Пользователи все чаще получают что-то, на что они не рассчитывали, например, интересные, но мало представленные в общественности мнения, неожиданные сравнения, соотношения, формулировки.

Сознательный уход от клише

Расхожие стереотипы не подтверждаются, а, наоборот, сознательно разрушаются. У пользователей появляется возможность создать другое представление об определенной теме.

Смена угла зрения

В статье определенная тема рассматривается под неожиданным углом. Вместо того чтобы поднимать переполох по поводу увеличения оклада депутатов, автор становится на позицию политика и описывает, какие траты имеет конкретный депутат ежемесячно.

Фоновая информация

Материал отвечает на вопрос, которым задается целевая группа и который еще не решен. Или наоборот, материал отвечает на вопросы, которые давно решены или ответы на них не интересуют целевую группу (ключевое слово – значимость!)

Ассоциации

Материал создает в структуре и в самом тексте ассоциации с понятиями и картинками, поясняющими содержание. Споры в футбольных командах Бундеслиги могут, например, вызвать ассоциации с извержением вулкана: первый клуб бурлит, второй уже явно трясет, над третьим видна «дымовая завеса», а в четвертом тренер уже извергает горячую лаву.

Дополнительный вес

Каждый медийный продукт конкурирует не только с непосредственными конкурентами в том же медийном сегменте, но и с другими СМИ (радио – с ТВ и Интернетом, газеты – с радио, ТВ, интернетом и т.п.) Решающим является, какое дополнительное преимущество и особую пользу содержит материал. Используются ли при этом специфические преимущества данного СМИ? Классическими примерами для онлайн-области являются ссылки, в том числе, сервисные, отсылка к более старому содержанию и архиву, функция комментария, возможность загрузить что-то (PDF-файл или аудио) и многое другое.