ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.09.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Пауль Хиндемит (1895-1963)
1. универсализм личности
- выдающийся композитор
- музыкально-общественный деятель, педагог, публицист (организатор фестиваля современной
музыки в Донауэшингене, преподавал в Йельском университете, книга "Мир композитора" - на
основе курса)
- скрипач, альтист, дирижер (концертмейстер в орк. Франкфуртской оперы, основатель Амар-
квартета: партия альта)
2. становление личности
- период Первой мировой войны
- ниспровергатель шаблонов: сюита "1922" для фп, вокальные соч. "Смерть смерти", "Молодая
служанка", опера "Святая Сусанна" (примеры "бунтарства")
- экспрессионистская эстетика (10-20- е годы)
- неоклассицизм (20-е): Камерная музыка №1, вокальный цикл "Житие Марии"
3. эстетика, мировоззрение
- "Мир композитора" (1949-50) - книга - обобщение деятельности
- гл. идея - утверждение высокой эстетической миссии музыки
- моральная ответственность музыканта перед искусством и обществом
- подкрепление этой идеи нашел у мыслителей античности (Пифагор, Платон) и средневековья
(Августин, Боэций)
- специфика музыки - соединяет непознаваемость религии и точность науки
- творческий процесс как материализация муз. идеи (идея может "посетить" и рядового
ремесленника, материализовать ее должным образом может только мастер)
- музыка - выражение самой себя
- история музыки не связана с идеей прогресса
4. "объекты" критики
- додекафония (противник атонализма, сторонник тональной музыки)
- музыкальный "ширпотреб", индустрия развлечений (массовая культура): "выход" видел в
возрождении домашнего (любительского) музицирования, в повышении общего уровня муз.
культуры
5. музыкально-теоретическая концепция
- "Руководство по композиции" (1937-39)
- в основе - теория "расширенной" тональности
- переосмысление тонального принципа мышления
- тональность - "тончайшая форма земного притяжения"
- исходит из акустических закономерностей натурального звукоряда
- новая структура ладотональных связей: в основе - главенство центрального тона , который
объединяет не 24, а 12 тональностей, при этом каждая тональность включает не 7, а 12 ступеней
(поэтому отпадает необходимость в ключевых знаках)
- путем математических расчетов, выводится следующая система расположения всех 12 тонов (c,
c1, g, f, a, e, es, as, d, b, des, h бекар, fis)
- консонансы - ч8, ч5, ч4, б3, м3, б6, м6
- диссонансы - все остальные интервалы
- аккорд - любое созвучие, состоящее не менее, чем из трех тонов
- различает интервалы гармонически сильные (5 - самый сильный) и слабые (б7, м2 - самые
слабые)
- определение основного тона: если в аккорде гармонически сильными явл. 5, 3 или 7, то основной
звук этого аккорда - нижний; если в аккорде гармонически сильными явл. 4, 6 или 2, то основной
звук этого аккорда - верхний
- полифония - ведущий принцип мышления
Хиндемит не проводил резкой грани между концертными и симфоническими жанрами. Показательно обозначение его первой симфонии, посвященной 50-летию Бостонского симфонического оркестра (1930): Концертная музыка для струнного оркестра и духовых (Бостонская симфония). Название «симфония» присутствует в семи произведениях композитора, возникших на протяжении почти трех десятилетий. Они совершенно различны. Две программные, наиболее значительные, рождены оперными замыслами — «Художник Матис» (1934) и «Гармония мира» (1951). В двух других автор ограничился заголовками, причем один характеризует общий стиль симфонии — Serena (итал. Ясная, 1946), а другой просто указывает на заказчика — Питтсбургская (к 200-летию города, 1958). Непрограммные обозначены не номерами, а тональностями: симфония in Es (1940), симфония in B (для духового оркестра, 1951), симфониетта in E (1949).
Хиндемит, "Симфонические метаморфозы тем Вебера"
1. 1943 - год написания
2. цикл
- "строительная основа" - раннеклассический симфонизм
- типичная четырехчастность
- классические функции частей (императивное allegro, "фантастическое" скерцо, третья часть а-ля
ноктюрн, маршевого характера финал)
3. первая часть
- мелодии Вебера нанизываются одна на другую согласно сюитной логике
- стилистическое единство цитат придает оттенок вариационности
- большую роль в структуре части играют кадансы; многие темы на данном участке формы
меняют свой облик: так веберовская фанфарная патетика модифицируется в хлесткий марш, а
фигуративные элементы лишаются прежней кокетливой наивности
4. скерцо
- синтез китайской экзотики с джазом
- вариации на тему из музыки к "Турандот" (остроумно обыгрываются элементы пентатоники)
- в начале восьмикратное варьирование темы
- затем - синкопированная фигура на оригинальную тему Хиндемита
- в репризе тема из "Турандот" превращается в остинато, оканчивающееся ансамблем ударных
(представлены в этой части щедро)
5. третья часть
- камерное Andantino
- самая "серьезная" часть цикла
6. финал
- атмосфера игры
- пародийный элемент в сопоставлении суровой патетики с немотивированным весельем
- форма A B A1 B1 соответствует идее "совмещения несовместимого"
Хиндемит, "Художник Матис"
1. 1934 - год написания
2. источник - Изенгеймский алтарь Грюневальда (Изенгейм - деревня в Эльзасе, Франция; Матис
Грюневальд - нем. художник Северного Возрождения; нач. 16 в. - создание алтаря)
3. три части
- "Концерт Ангелов"
- "Положение во гроб"
- "Искушение св. Антония"
4. первая часть
- сонатное allegro
- предваряется вступлением
- в основе вст. - архаическая тема немецкой песни "Три Ангела пели" (унисон трех тромбонов)
- ГП - трехчастная форма с разв. серединой
- ПП подвергается полифонической обработке
- исп. прем контрапункта (соединяет ГП и ПП в разработке на фоне заключительной темы)
5. вторая часть
- лирико-философский центр
- струнные поют скорбную мелодию
- в процессе развития она драматизируется (исп. уменьшенные лады)
- движение голосов - строго линеарное
- остродиссонантная звучность внезапно ослабевает
- завершается просветленным трезвучием Cis-dur'а
6. третья часть
- наиболее "театральна" часть
- открывается вст. с атональной темой (нетипичной для Хиндемита) - образ злых сил
- основной раздел - сонатное allegro с листовским принципом трансформации тем
- ГП рисует демоническую скачку
- доносящееся соло флейты предваряет ПП
- ПП: мрачный фон струнных (вариант темы вступления в ритме скачки), лирическая тема у
дерева
- "активное наступление зла" достигает кульминации
- медленный лирический эпизод, в котором струнные интонируют совершенно преображенную
тему вст., рисует дьявольское искушение; это - центр формы, после которого разделы экспозиции
возвращаются в зеркальном отражении
- заключительная псалмодия "Lauda Sion Salvatorem"/Воспоим Спасителя на Сионе Фомы
Аквинского - символ преодоления дьявольских искушений
7. состав оркестра
- 2 Fl, Fl piccolo, 2 Ob, 3 Cl, 2 Fg
- 4 Corni, 2 Tr-be, 3 Tr-ni, Tuba
- Percussione
- Archi
Die Harmonie der Welt Symphony
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, малый барабан, большой барабан, цилиндрический барабан, 2 ксилофона, маленькие тарелки, тарелки, бубен, колокольчики, гонг, колокола, струнные.
История создания
Вынужденный в 1938 году покинуть гитлеровскую Германию, где после триумфальной премьеры его симфонии «Художник Матис» фашисты объявили Хндемита представителем «чуждого искусства», «неприемлемым в культурно-политическим смысле», композитор в 1939 году задумывает грандиозную историко-философскую оперу «Гармония мира».
«Гармония мира» — название философского трактата немецкого астронома первой трети XVII века Иоганнеса Кеплера, развивавшего учение о гармонии мироздания. Оно зародилось в странах Древнего Востока, откуда пришло в античную философию, а затем в средневековые трактаты. Кеплер — герой оперы Хиндемита, в пяти актах которой воплощены многие эпизоды его жизни, тогда как симфония имеет более обобщенную концепцию. Ее три части носят заголовки, заимствованные из учения средневекового философа Боэция, который разделил музыку на три группы. Согласно Хиндемиту, это ранние попытки человечества познать мировую гармонию и понять музыку как ее звучащий эквивалент.
Музыка
Первая часть — Musica Instrumentalis. Это воплощенная инструментами гармония музыкальных созвучий, которая отражает гармонию небесных сфер
- Каждой планете, по утверждению Кеплера, присущи свои звуки. Земле — ми—фа—ми (первые буквы латинских слов miseria—fames—miseria: нищета—голод— нищета).
-Именно эти звуки открывают медленное вступление. Тема проводится 13 раз подряд в неизменном виде, но каждый раз — другими инструментами
-Разделы сонатного аллегро ассоциируются с драматической и грубой человеческой музыкой и заимствованы из различных, но одинаково противостоящих герою оперы массовых сцен.
- Медленная вторая часть — Musica Humana. Согласно Боэцию, это гармония человеческого микрокосма, гармония души и тела, основанная на гармонии чисел. Согласно же Кеплеру, только душа человеческая, а не ухо может воспринять музыку небесных сфер, гармонию мироздания.
-Третья часть — Musica Mundana. По Боэцию, это высшая гармония макрокосма, осуществляющаяся движением планет и рождающая музыку сфер. В опере — грандиозный финал, где герои преображаются в небесные светила и ведут величавый расчисленный хоровод (симфоническая пассакалья), а присоединяющийся хор утверждает идею гармонии мира.
-Финальная часть симфонии открывается небольшой фугой на диатоническую тему крупными длительностями, напоминающей григорианский хорал. Как и тема вступления к первой части, она проводится 13 раз. Для Хиндемита чрезвычайно важно такое обрамление финала общей темой, в то же время образующей смысловую арку с начальной темой симфонии. Но не менее важен звук ми — первый и последний во всей композиции. С него начинаются все 13 проведений темы Musica Instrumentalis, столько же — фуги Musica Mundana в начале и 6 в конце (до коды), а также все 10 — темы пассакальи. Ми — это звук Земли (и основная тональность оперы), ми-мажорное трезвучие венчает симфонию, утверждая универсальную гармонию мироздания.