Файл: 13.Симфонии Хиндемита.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пауль Хиндемит (1895-1963)

1. универсализм личности

- выдающийся композитор

- музыкально-общественный деятель, педагог, публицист (организатор фестиваля современной

музыки в Донауэшингене, преподавал в Йельском университете, книга "Мир композитора" - на

основе курса)

- скрипач, альтист, дирижер (концертмейстер в орк. Франкфуртской оперы, основатель Амар-

квартета: партия альта)

2. становление личности

- период Первой мировой войны

- ниспровергатель шаблонов: сюита "1922" для фп, вокальные соч. "Смерть смерти", "Молодая

служанка", опера "Святая Сусанна" (примеры "бунтарства")

- экспрессионистская эстетика (10-20- е годы)

- неоклассицизм (20-е): Камерная музыка №1, вокальный цикл "Житие Марии"

3. эстетика, мировоззрение

- "Мир композитора" (1949-50) - книга - обобщение деятельности

- гл. идея - утверждение высокой эстетической миссии музыки

- моральная ответственность музыканта перед искусством и обществом

- подкрепление этой идеи нашел у мыслителей античности (Пифагор, Платон) и средневековья

(Августин, Боэций)

- специфика музыки - соединяет непознаваемость религии и точность науки

- творческий процесс как материализация муз. идеи (идея может "посетить" и рядового

ремесленника, материализовать ее должным образом может только мастер)

- музыка - выражение самой себя

- история музыки не связана с идеей прогресса

4. "объекты" критики

- додекафония (противник атонализма, сторонник тональной музыки)

- музыкальный "ширпотреб", индустрия развлечений (массовая культура): "выход" видел в

возрождении домашнего (любительского) музицирования, в повышении общего уровня муз.

культуры

5. музыкально-теоретическая концепция

- "Руководство по композиции" (1937-39)

- в основе - теория "расширенной" тональности

- переосмысление тонального принципа мышления

- тональность - "тончайшая форма земного притяжения"

- исходит из акустических закономерностей натурального звукоряда

- новая структура ладотональных связей: в основе - главенство центрального тона , который

объединяет не 24, а 12 тональностей, при этом каждая тональность включает не 7, а 12 ступеней

(поэтому отпадает необходимость в ключевых знаках)

- путем математических расчетов, выводится следующая система расположения всех 12 тонов (c,

c1, g, f, a, e, es, as, d, b, des, h бекар, fis)

- консонансы - ч8, ч5, ч4, б3, м3, б6, м6


- диссонансы - все остальные интервалы

- аккорд - любое созвучие, состоящее не менее, чем из трех тонов

- различает интервалы гармонически сильные (5 - самый сильный) и слабые (б7, м2 - самые

слабые)

- определение основного тона: если в аккорде гармонически сильными явл. 5, 3 или 7, то основной

звук этого аккорда - нижний; если в аккорде гармонически сильными явл. 4, 6 или 2, то основной

звук этого аккорда - верхний

- полифония - ведущий принцип мышления

Хиндемит не проводил резкой грани между концертными и симфоническими жанрами. Показательно обозначение его первой симфонии, посвященной 50-летию Бостонского симфонического оркестра (1930): Концертная музыка для струнного оркестра и духовых (Бостонская симфония). Название «симфония» присутствует в семи произведениях композитора, возникших на протяжении почти трех десятилетий. Они совершенно различны. Две программные, наиболее значительные, рождены оперными замыслами — «Художник Матис» (1934) и «Гармония мира» (1951). В двух других автор ограничился заголовками, причем один характеризует общий стиль симфонии — Serena (итал. Ясная, 1946), а другой просто указывает на заказчика — Питтсбургская (к 200-летию города, 1958). Непрограммные обозначены не номерами, а тональностями: симфония in Es (1940), симфония in B (для духового оркестра, 1951), симфониетта in E (1949).

Хиндемит, "Симфонические метаморфозы тем Вебера"

1. 1943 - год написания

2. цикл

- "строительная основа" - раннеклассический симфонизм

- типичная четырехчастность

- классические функции частей (императивное allegro, "фантастическое" скерцо, третья часть а-ля

ноктюрн, маршевого характера финал)

3. первая часть

- мелодии Вебера нанизываются одна на другую согласно сюитной логике

- стилистическое единство цитат придает оттенок вариационности

- большую роль в структуре части играют кадансы; многие темы на данном участке формы

меняют свой облик: так веберовская фанфарная патетика модифицируется в хлесткий марш, а

фигуративные элементы лишаются прежней кокетливой наивности

4. скерцо

- синтез китайской экзотики с джазом

- вариации на тему из музыки к "Турандот" (остроумно обыгрываются элементы пентатоники)

- в начале восьмикратное варьирование темы

- затем - синкопированная фигура на оригинальную тему Хиндемита

- в репризе тема из "Турандот" превращается в остинато, оканчивающееся ансамблем ударных

(представлены в этой части щедро)

5. третья часть


- камерное Andantino

- самая "серьезная" часть цикла

6. финал

- атмосфера игры

- пародийный элемент в сопоставлении суровой патетики с немотивированным весельем

- форма A B A1 B1 соответствует идее "совмещения несовместимого"

Хиндемит, "Художник Матис"

1. 1934 - год написания

2. источник - Изенгеймский алтарь Грюневальда (Изенгейм - деревня в Эльзасе, Франция; Матис

Грюневальд - нем. художник Северного Возрождения; нач. 16 в. - создание алтаря)

3. три части

- "Концерт Ангелов"

- "Положение во гроб"

- "Искушение св. Антония"

4. первая часть

- сонатное allegro

- предваряется вступлением

- в основе вст. - архаическая тема немецкой песни "Три Ангела пели" (унисон трех тромбонов)

- ГП - трехчастная форма с разв. серединой

- ПП подвергается полифонической обработке

- исп. прем контрапункта (соединяет ГП и ПП в разработке на фоне заключительной темы)

5. вторая часть

- лирико-философский центр

- струнные поют скорбную мелодию

- в процессе развития она драматизируется (исп. уменьшенные лады)

- движение голосов - строго линеарное

- остродиссонантная звучность внезапно ослабевает

- завершается просветленным трезвучием Cis-dur'а

6. третья часть

- наиболее "театральна" часть

- открывается вст. с атональной темой (нетипичной для Хиндемита) - образ злых сил

- основной раздел - сонатное allegro с листовским принципом трансформации тем

- ГП рисует демоническую скачку

- доносящееся соло флейты предваряет ПП

- ПП: мрачный фон струнных (вариант темы вступления в ритме скачки), лирическая тема у

дерева

- "активное наступление зла" достигает кульминации

- медленный лирический эпизод, в котором струнные интонируют совершенно преображенную

тему вст., рисует дьявольское искушение; это - центр формы, после которого разделы экспозиции

возвращаются в зеркальном отражении

- заключительная псалмодия "Lauda Sion Salvatorem"/Воспоим Спасителя на Сионе Фомы

Аквинского - символ преодоления дьявольских искушений

7. состав оркестра

- 2 Fl, Fl piccolo, 2 Ob, 3 Cl, 2 Fg

- 4 Corni, 2 Tr-be, 3 Tr-ni, Tuba

- Percussione

- Archi

Die Harmonie der Welt Symphony

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, малый барабан, большой барабан, цилиндрический барабан, 2 ксилофона, маленькие тарелки, тарелки, бубен, колокольчики, гонг, колокола, струнные.

История создания


Вынужденный в 1938 году покинуть гитлеровскую Германию, где после триумфальной премьеры его симфонии «Художник Матис» фашисты объявили Хндемита представителем «чуждого искусства», «неприемле­мым в культурно-политическим смысле», композитор в 1939 году заду­мывает грандиозную историко-философскую оперу «Гармония мира».

«Гармония мира» — название философского трактата немецкого астро­нома первой трети XVII века Иоганнеса Кеплера, развивавшего учение о гармонии мироздания. Оно зародилось в странах Древнего Востока, от­куда пришло в античную философию, а затем в средневековые трактаты. Кеплер — герой оперы Хиндемита, в пяти актах которой воплощены мно­гие эпизоды его жизни, тогда как симфония имеет более обобщенную кон­цепцию. Ее три части носят заголовки, заимствованные из учения средневекового философа Боэция, который разделил музыку на три группы. Согласно Хиндемиту, это ранние попытки человечества познать мировую гармонию и понять музыку как ее звучащий эквивалент.

Музыка

Первая часть — Musica Instrumentalis. Это воплощенная инструментами гармония музыкальных созвучий, которая отражает гармонию небесных сфер

- Каждой планете, по утверждению Кеплера, присущи свои звуки. Земле — ми—фа—ми (пер­вые буквы латинских слов miseria—fames—miseria: нищета—голод— нищета).

-Именно эти звуки открывают медленное вступление. Тема про­водится 13 раз подряд в неизменном виде, но каждый раз — другими инструментами

-Раз­делы сонатного аллегро ассоциируются с драматической и грубой человеческой музыкой и заимствованы из различных, но одинаково противостоящих герою оперы массовых сцен.

- Медленная вторая часть — Musica Humana. Согласно Боэцию, это гармония человеческого микрокосма, гармония души и тела, основанная на гармонии чисел. Согласно же Кеплеру, только душа человеческая, а не ухо может воспринять музыку небесных сфер, гармонию мирозда­ния.

-Третья часть — Musica Mundana. По Боэцию, это высшая гармония макрокосма, осуществляющаяся движением планет и рождающая музыку сфер. В опере — грандиозный финал, где герои преображаются в небес­ные светила и ведут величавый расчисленный хоровод (симфоническая пассакалья), а присоединяющийся хор утверждает идею гармонии мира.

-Финальная часть симфонии открывается небольшой фугой на диатони­ческую тему крупными длительностями, напоминающей григорианский хорал. Как и тема вступления к первой части, она проводится 13 раз. Для Хиндемита чрезвычайно важно та­кое обрамление финала общей темой, в то же время образующей смысло­вую арку с начальной темой симфонии. Но не менее важен звук ми — первый и последний во всей композиции. С него начинаются все 13 прове­дений темы Musica Instrumentalis, столько же — фуги Musica Mundana в начале и 6 в конце (до коды), а также все 10 — темы пассакальи. Ми — это звук Земли (и основная тональность оперы), ми-мажорное трезвучие венчает симфонию, утверждая универсальную гармонию мироздания.