ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА

Государственное бюджетное учреждение культуры города москвы « дом культуры «гайдаровец»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУК ДК «Гайдаровец»

_______________________А.Н. Тахтаров

«___»_________________________ 2013 г.

Направление: вокально-хоровое

ПРОГРАММА

Академического хора

«Модерато»

Возраст: от 18 лет

Академический хор

«Модерато»

Руководитель Е.И.Заборонок

МОСКВА

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Академический хор Moderato"основан в сентябре 2012 года. Основа репертуара – русская и зарубежная классика, русские и украинские, народные песни, духовная музыка. В хор могут записаться все желающие без ограничений по возрасту и уровню музыкальной подготовки.

Занятия проводятся два раза в неделю. Репетиции ведет директор "Музыкальной школы для взрослых" Екатерина Игоревна Заборонок.

Участники коллектива  обеспечиваются нотным материалом, сценическими костюмами. Программа обучения включает в себя участие в хоровых фестивалях и конкурсах, выступление на крупных сценических площадках России, выступления с выдающимися вокалистами, вокально-хоровыемастер-классы. Каждый участник коллектива может попробовать себя в роли солиста.

В коллективе занимаются люди в возрасте от 18 до 80 лет, прием в коллектив проводится в течении всего года. Условия для приема в коллектив: наличие музыкального слуха, хорошее чувство ритма, вокальные данные.


Занятия в коллективе проходят по адресу: ул. Земляной Вал д.27 стр.3

Цели и задачи

Цель программы – творчеткое развитие участников коллектива, приобщение артистов хора к лучшим образцам вокально-хоровой музыки, расширение их кругозора, эстетическое воспитание, развитие музыкального вкуса.

Задачи:

  1. Постановка дыхания и голоса

  2. Развитие музыкального слуха

  3. Участие в творческих концертах

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Условия, необходимые для реализации программы:

– наличие хорового класса с фортепиано;

- наличие художественного руководителя,

– наличие квалифицированного хормейстера,

- наличие квалифицированного концертмейстера.

Программа расчитана на любой возраст и уровень музыкальной подготовки.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка результатов работы коллектива состоит в сдаче партий в индивидуальном порядке после качественной вокальной работы над определенным произведением.

Наивысшая оценка достижения результатов — получение званий лауреатов, дипломантов фестивалей и конкурсов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во

часов

1

Вокальная работа с хором

176

2

Концертные выступления, конкурсы, фестивали и т.д.

18

3

Индивидуальные занятия

12

ИТОГО:

206

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Постановка дыхания


Постановка дыхания – это необходимый первый этап обучения пению и постановки голоса. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала или сценической речи приведут в лучшем случае к нулевому результату, а в худшем случае – к полной или частичной потере голоса. 

Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса. В этом случае у вас никогда не устанет и не заболит горло от длительного пения, крика или разговора.

В начале репетиции проводится серия дызательных упражнений по методике А.Н.Стрельниковой. Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые и, прежде всего, дыхание. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем.


  1. Постановка голоса

Поставить голос – значит, выявить природные задатки речеголосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание речи путем тренировки.

Постановка голоса предполагает слаженную качественную работу трех составляющих: речевого дыхания, дикции и собственно голоса.

Дикция.

Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах зала даже при слабом голосе. Плохая дикция – глушитель речи, грубый ее недостаток. Для обеспечения четкой дикции требуется дисциплина в произношении каждого согласного звука. Следует говорить«активным ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться). Согласные звуки надо четко артикулировать. Также надо стремиться создать во рту максимальный объем, чтобы язык не сдавливался окружающей поверхностью щек и челюстей и, таким образом, обеспечивал четкое формирование звуков.

Для увеличения объема ротовой полости и гортани, необходима также работавнутриглоточной артикуляции (мягкого нёба и гортанной щели):  1. Приподнять мягкое нёбо, т.е., глоточный «купол» (ощущения: хочется зевнуть).  2. Опустить гортанную щель (ощущения: кадык оттянут вниз, появляется звонкость, «металл» в голосе). Работа внутриглоточной артикуляции увеличивает объем ротовой полости и гортани, обеспечивая, таким образом, более качественное звучание голоса и рефлекторно улучшает смыкание голосовых связок.

При работе над дикцией в хоре мы используем упражнения, содерджашие сочетание двух и более согласных («бра», «здра», «кри» и.др) и пение различных скороговорок.

Голос

Постановка голоса требует развития следующих характеристик голоса: силы, тональности и тембра. На распевание хора мы отводим не менее 30 минут.

1. Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

2. Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

3. Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), - к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов.


Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить нацентре голоса.

Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. Прозвучавшая нота – центр голоса). Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.

Помимо специальных напевных и речевых упражнений, голос можно тренировать, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах.

Очень важно, чтобы увеличение тренировочных нагрузок на голосовые связки происходило не в ущерб качеству звучания.

Поставленный речевой голос – сильный, насыщен обертонами, не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.

При работе над развитием голоса мы руководствуемся методикой В.В.Емельянова.