Файл: 24 прелюдии и фуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"24 прелюдии и фуги" Шостаковича

1.соч. 87

2.1951 - год написания

3.повод к написанию - поездка в Лейпциг на 200-летие со дня смерти Баха

4.прелюдия и фуга

-мыслится как единое целое: attacсa после каждой прелюдии, отсутствие метрически-опорной заключительной каденции (h, gis, g); прелюдия Es: на протянутое тоническое трезвучие накладывается звуки d и а; прелюдия d: в завершающем разделе вторгаются интонации из темы фуги

-двухчастная контрастно-составная форма

а) тема фуги интегрирует интонационные зерна прелюдийного тематизма (примеры: As, e, B, c, h)

б) тематизм фуги возникает в недрах прелюдии, но представляет собой результат напряженного движения к новой мысли (примеры: d, gis)

5. прелюдии - яркие, характерные пьесы

- искл. - a, cis, A, B, g: старинный принцип - прелюдия мыслится как импровизационное вст. к фуге (барочный тематизм, господство гармонического начала)

- на всех прелюдиях лежит печать полифонического мышления (даже на гомофонных) - важные факторы в организации формы прелюдий

а) имитационность

б) вариационность (b - чакона, gis - пассакалия) 6. две многотемные фуги - e, d (обе двойные)

7. разделы фуги а) экспозиционный раздел

-T-D-соотношения в проведении темы и ответа

-обычно сохраняет мелодический материал противосложения (виртуозно используя технику вертикально-подвижного контрапункта)

-регистр исп. средний (повышает и понижает тесситуру в других разделах)

-дополнительные проведения темы исп. в трех фугах - h, cis, d б) средний раздел

-исп. плавный переход из экспозиционного раздела

-начинается в параллельной или близлежащей тональности (субдоминанта, медианта); искл. - фуга fis: средний раздел начинается в b

-тональный план отражает направление, заданное экспозиционным соотношением темы и ответа: в диезных фугах - диезная сфера, в бемольных - бемольная; но перед заключительным разделом обязательно происходит скачок в противоположную сферу, т.е. исп. т.н. принцип тонального противовеса

в) заключительный раздел

-изобилует стреттными комбинациями

-обычно содержит проведения темы в побочных строях и т.н. вторую заключительную часть, в которой главная тональность утверждается окончательно 8. в фугах исп. несколько принципов

а) ладовая вариантность

-т.е. система диатонических ладов

-наиболее яркий пример - фуга С б) принципы куплетности

-интермедии играет роль припева

-наиболее яркие примеры - Fis, B, cis в) принцип симфонизации

-активизация интонационного развития

-зарождение и разрастание контрастных мотивных образований

-монументальность

-оркестральность

-наиболее яркий пример - фуга d