ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.09.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
"24 прелюдии и фуги" Шостаковича
1.соч. 87
2.1951 - год написания
3.повод к написанию - поездка в Лейпциг на 200-летие со дня смерти Баха
4.прелюдия и фуга
-мыслится как единое целое: attacсa после каждой прелюдии, отсутствие метрически-опорной заключительной каденции (h, gis, g); прелюдия Es: на протянутое тоническое трезвучие накладывается звуки d и а; прелюдия d: в завершающем разделе вторгаются интонации из темы фуги
-двухчастная контрастно-составная форма
а) тема фуги интегрирует интонационные зерна прелюдийного тематизма (примеры: As, e, B, c, h)
б) тематизм фуги возникает в недрах прелюдии, но представляет собой результат напряженного движения к новой мысли (примеры: d, gis)
5. прелюдии - яркие, характерные пьесы
- искл. - a, cis, A, B, g: старинный принцип - прелюдия мыслится как импровизационное вст. к фуге (барочный тематизм, господство гармонического начала)
- на всех прелюдиях лежит печать полифонического мышления (даже на гомофонных) - важные факторы в организации формы прелюдий
а) имитационность
б) вариационность (b - чакона, gis - пассакалия) 6. две многотемные фуги - e, d (обе двойные)
7. разделы фуги а) экспозиционный раздел
-T-D-соотношения в проведении темы и ответа
-обычно сохраняет мелодический материал противосложения (виртуозно используя технику вертикально-подвижного контрапункта)
-регистр исп. средний (повышает и понижает тесситуру в других разделах)
-дополнительные проведения темы исп. в трех фугах - h, cis, d б) средний раздел
-исп. плавный переход из экспозиционного раздела
-начинается в параллельной или близлежащей тональности (субдоминанта, медианта); искл. - фуга fis: средний раздел начинается в b
-тональный план отражает направление, заданное экспозиционным соотношением темы и ответа: в диезных фугах - диезная сфера, в бемольных - бемольная; но перед заключительным разделом обязательно происходит скачок в противоположную сферу, т.е. исп. т.н. принцип тонального противовеса
в) заключительный раздел
-изобилует стреттными комбинациями
-обычно содержит проведения темы в побочных строях и т.н. вторую заключительную часть, в которой главная тональность утверждается окончательно 8. в фугах исп. несколько принципов
а) ладовая вариантность
-т.е. система диатонических ладов
-наиболее яркий пример - фуга С б) принципы куплетности
-интермедии играет роль припева
-наиболее яркие примеры - Fis, B, cis в) принцип симфонизации
-активизация интонационного развития
-зарождение и разрастание контрастных мотивных образований
-монументальность
-оркестральность
-наиболее яркий пример - фуга d