ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.09.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
21 вопрос
II ВОСПРИЯТИЕ наследия Баха в 19-20вв
- издания, нотное наследие
- книги и труды - Баховедение - жизнь произведений в исполнит.практике
1) Как автор клавирной и органной музыки никогда не забывался, музыка постоянно переписывалась. Бах издавал: 4 книги клавирных упр, 6 хоралов, ХТК Издания: фно переложения органных хоралов (публикация нач 19в) 1850-1901гг- Баховское общество- издание полного собрания соч Издательство Петерс (Лейпциг)- полное собрание орг соч в 9 томах 1845г- органную книжечку издал Мендельсон, со своим предисловием Альберт Щвейцер- 1908г монография на франц языке, через неск лет-монография на немец яз. 64-65гг- русский перевод
2) Форкель 1802г- первая монография Баха, неоднократно переиздавалась Филипп ШпильтА-еще один монограф
Труды Протопопова- "муз форма Баха"
3)Исполнение. Начало эпохи изданий 1850ые. Сложности с инструментарием (например 2ой бр концерт, замена трубы на вентельную пикалло). Майон создавал специальные инструменты для концерта. Мифы: бах-чемболо, баховский смычок и пр- идея восстановить баховское звучание 1929г- первая запись мессы. Проблема исполнения вок музыки (огромные хоровые составы)
1936- Райхард, исполнение страстей по Матфею (2 хора)
Билет 22
Традиции эпохи Барокко и сила индивидуальности.
Творчество Баха восходит к Лютеранской традиции 16в (северная центральная Европа). В немецких землях были лидеры реформации (от крестьян до князей- недовольство недостатком суверенитета, сложные причины)
Мартин Лютер ( перевел Библию на немец, переводом пользуются до сих пор), Томас Мюнцер, Канц и др. Иоганн Вальтер-сподвижник Лютера (собрал мелодии песен, издавали новые)
-Немецкие духовные ПЕСНИ 16в- влияние на барочную духовную культуру. Серцевина лютеранской культуры. Муз источники для новых духовных песен (текст перевели)
-немец духовный фольклор (песни о Деве Марии и др)
-фрагменты из григорианики (kyrie, Gloria)
- песенные сборники (мелодии/тексты). Все мелодии могли быть перетекстованы. Песни "перетекстованы духовно, по-церковному"
Многоголосная пьеса (мотет/кончерто). Текст (кантаты)- ПРОПРИЙ лютеранской мессы стали так называть. В Италии-некий антипод муз.драмы (кантаты как камерный духовный жанр).
Из ранних кантат Баха сохранилось мало. По форме не похожи ни на одну, написанную после 1712г.
-131 кантата (самая ранняя, написана в Мюльхаузене),
-4 кантата (Пасхальная, текст песни Лютера "Христос на смертном ложе")
номера кантаты-строфы песни; цикл хоральных вар.
Тема 1ая строфа си мин, модальные черты.
В качестве интермедий между хоровыми номерами- сольные, 2- дуэт сопрано и альта, 3-соло тенора, 4-мотетный хор. 6- концерт сопрано и тенора; Закл номер- хорал канционал (простая акк фактура)
- 3 кантаты-акциденции: 106 (траурная),196(венчальная),71 (мотет).
Виды хоралов (способы обработки песен):
*превращение песни в хорал: кантус фирмус звучит ясно, в др голосах-имитации. В инструм партии прекращены в пассажи (3ехслойная обработка у Баха)
Пр: песня "мимолетна жизнь людская"- 26 кантата Баха
- 61 кантата- пример хоральной увертюры (звучит в период Адвента, период рождественского поста, начало церковного года. Поэтому и увертюра)
-125 сретенская кантата- пример хорального речитатива (по типу облигато, с акк плюс свои выразит инструм темы-переклички);
-Реформа:
В старых кантатных либретто использовались цитаты из священного писания/тексты духовных песен. Переворот в кантатных либретто (Ноймастер)-ввел речетативы секко/аккомп и арии. Бах с 1713 обращается к этому принципу (вплоть до кеттенского периода 1717г, затем до конца жизни)
- кантата 18 на либр Ноймастера 1714г (есть свободная поэзия для арий и реч)
Большая вступит часть. Затем сцена из речитативов-ария- хорал канционал (неклассическая форма по пропорциям).
Текст ноймастера-как проповедь
1реч- текст из книги пророка Исайя (слово Божье сравнивается с ливнем- воздается добрыми плодами) ; далее экспрессивная сцена- тенор и бас
Изысканная инструментовка- 4 партии альтов, 2 флейты