ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
2 БИЛЕТ. Понятия о научной и житейской психологии. Отличия.
Житейские психологические знания.
1.Житейские психологические знания конкретны, приурочены к конкретным людям, к конкретным задачам.
2.Носят интуитивный характер. Они приобретаются путем практических проб.
3.Житейский опыт от старшего поколения к младшему передается как правило с большим трудом, в незначительной степени. Проблема отцов и детей.
4.НаблюдениЯ и размышления.
Научные психологические знания.
1.Стремятся к обобщению. Для этого используются научные понятия. Которые четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
2. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Формируется гипотеза, которая логически проверяется.
3. Накопление и передача научных знаний возможна. Она фиксируется в понятиях и законах, научной литературе. Передается с помощью вербальных средств.
4. Эксперимент.
5 Научная психология располагает разнообразным и уникальным материалом, недоступном во всем своем объеме.
4 БИЛЕТ. Методы психологии.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ.
a) Сравнительный метод – сопоставление различных групп по видам деятельности, возрастам, познавательным способностям и тд.
b) Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Прослеживается динамика.
c) Комплексный метод. В исследовании принимают участие представители различных наук, объект изучают разными средствами.
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
1. Наблюдение:
a) Интроспекция – самонаблюдение;
b) Объективное наблюдение – наличие четкой целевой установки, план наблюдения, естественные условия.
2. Эксперимент.
Теоретический этап – постановка проблемы.
Методический этап – разработка плана исследования, подбор методик.
Экспериментальный этап - проведение практической части.
Аналитический этап – анализ полученных результатов, их обработка, выводы.
Виды эксперимента:
1 вид. Естественный эксперимент. В 1910 г. Лазовский предложил сочетать экспериментальные исследования с естественной обстановкой.
2 вид. Формирующий эксперимент. Обучающий эксперимент.
1.Анализ продукта деятельности. 2. Беседа. 3. Наличие плана беседы.
3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
a).Тест – краткостандартизированное испытание, не требующее сложного технического приспособления, поддающееся математической разработке.
b) Интервью ( не журналистика).
c) Анкетирование – заочный опрос, самостоятельное заполнение бланка.
d) Социометрия – помогает определить систему межличностных взаимоотношений между членами группы.
4.МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.
a) Метод математической статистики.
b) Метод качественного анализа.
3 БИЛЕТ. Понятие о сознании. Самосознание.
Возникновение и развитие самосознания.
Ускоренному псих. развитию человека способствовали 3 основных достижения человечества: 1- изобретение орудия труда,2- производство предметов материальной и духовной культуры,3 – возникновение языка и речи.
Психологическая характеристика сознания.
1.Рефлексия –готовность к познанию псих. явлений и самого себя в настоящий момент.
2. Мысленное представление и воображение действительности.
3. Способность к коммуникации.
4. Наличие в сознании интеллектуальных схем, в соответствии с которыми человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.
ИТОГ: главным условием возникновения сознания является совместная, продуктивная, апосредственная речью, орудийная деятельность людей.
СОЗНАНИЕ –высший уровень отражения человеком действительности.
Психологическая структура сознания.
СОЗНАНИЕ делится на бытийное и рефлективное . Бытийное сознание делится на чувственные образы (мир представлений культурных символов) и биодинамический опыт действий, движение ( мир нравственной, практической деятельности). Рефлективное сознание делится на значения (мир переживаний, эмоций) и смысл (мир идей, научных знаний).
САМОСОЗНАНИЕ.
Венцом развития сознания явл. формирование самосознания.
Самосознание – представление о себе, образ «Я».
Структура самосознания.
1.Самосознание. анализ результатов собственной деятельности, поведения, общения, сопоставления с нормами.
2.Самооценка. Знание самого себя и шкалы значимых ценностей.
Самооценка – адекватная, неадекватная (завышенная, заниженная)
3.Образ «Я». Относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, как неповторимая система, представления индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими.