ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 758
Скачиваний: 0
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Оформление В. БеЛОllогова
© |
Г. А. Таронян. Перевод, комментари'И, |
|
1997. |
([) |
Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. |
|
Статья, 1997. |
([) В. Н. Белоногов. Оформление, 1997. |
|
([) |
Научно-издательский центр «Ладом ир», |
ISBN 5-86218-132-6 |
1997. |
Penpo()YllUP06(/1/l/(! (60cnpOlГJ6eOeHlIej даНIIО<'О 1ПдаНIIЯ
.'710бы.\/ сnособо.w беJ дО,'О60ра с Iпдаmе.7ьсmво.W юnрещаеmся.
ЭПИКТЕТ
РОЖДЕНИЕ СТОИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Историю того или иного периода духовного развития челове
чества, видимо, лучше всего можно понять, внимательно читая
труды тех философов, которые были наиболее популярны у со временников. В них в концентрированном виде выражались забо ты и печали времени. Эпоха, которая отразилась в трудах филосо
фа-стоика Эпиктета (вторая половина 1- начало II века), сейчас, как и много лет тому назад, привлекает особое внимание многих мысляших людей, став переломной для духовного сознания чело вечества. Ведь именно тогда трудились евангелисты, превращая
личную память о земном существовании Спасителя в факт истории всего человечества, ибо, сколь ни велик был его подвиг, не зафик сированный пером, он не смог бы стать уроком и примером для
человечества. В это же (примерно) время отмечается наивысший
подъем римского стоицизма, своеобразной и яркой философской школы, наверное самой римской из всех, какие когда-либо произ растали на скудной для философии римской почве. Сенека, Эпик
тет, Марк Аврелий - три мыслителя, столь близкие друг к другу
по исходным философским положениям, и столь различные по ко
нечным выводам, ''1{которым они приходили после долгих и тяж
ких раздумий. Творчество каждого из них - это сложный сплав
традиций той философской школы, к которой они принадлежали,
среды, в которой каждый из них рос и воспитывлсяя И которая да ла ему его личный жизненный опыт, и, наконец, собственного не
повторимого «я».
Стоическая школа возникла в начале эллинистической эпохи и
получила свое название от «стои пойкиле» (<<расписного портика») в Афинах, где происходили беседы и занятия основателя этой
школы Зенона (уроженца города Кития на острове Кипр). Зенон
стоял во главе школы 58 лет и умер в 264 году до Р. х. Преемни
ком Зенона по руководству школой был Клеант. Как бы вторым основателем школы являлся Хрисипп (280 - 207 годы до Р. х.), о котором так часто в своих «Беседах» вспоминал Эпиктет. В древ ности говорили: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стою>
5
(О i о g. L а е r t., УН, 7, 183). Именно Хрисиппу принадлежит за cJlyra придания учению стоиков законченной и целостной формы.
Хрисипп был необыкновенно плодовит (по преданию, его перу
принаД.lежат 705 трудов). К сожалению, из трудов ранних стоиков
ДО нас дошли TO.lbKO очень небольшие по объему фрагменты, и их учение ~lOжет быть восстановлено только в самых общих чертах.
История стоицизма была достаточно долгой и сложной. Поко ления Зенона, Клеанта и Хрисиппа представляют так называемую
Раннюю (или Древнюю) Стою. Средняя Стоя представлена, глав
ным образом, трудами Панэтия и Посидония и охватывает 11 и 1 века ДО Р. Х. Наконец, в первые века после Р. Х. приходит время
Поздней, или римской, Стои.
Учение стоиков было ответом философии на новые потреб
ности жизни, возникшие в эллинистическую эпоху. Совершенно
неслучайным является то обстоятельство, что в период походов Александра Македонского и войн его преемников-диадохов рож
даются три великие щколы эллинистической мысли: стоическая, эпикурейская и киническая (последняя, правда, чуть-чуть раньше).
Старые же школы, столь активные в более раннее время, - акаде
мики (школа Платона) и перипатетики (щкола Аристотеля) - пе
реживают упадок.
При всем разнообразии разрабатываемых философских про блем, истинная суть этих старых щкол заключалась в учении о «благой жизню). Исследования природы, теория познания - все это были ступени к «Политике», то есть к проблеме человеческого общества. И для Платона и для Аристотеля, да, в сущности, для всех греческих философов, их предшественников и современни ков, единственной полноценной и высокоразвитой формой органи зации общества является полис. По их представлению, греческий
мир именно тем отличается от варварского, что он достиг высшего
развития цивилизации, где господствует полис. Задача философии
состоит в том, чтобы создать идеальную модель полиса, наиболее полно отвечающую его внутренней сущности. Это необходимо для
того, чтобы сделать полис неподвластным переменам, которые, в
противном случае, приведут его к гибели. Вторая задача филосо
фии - научить граждан жить в этом полисе.
Здесь мы не можем давать развернутую характеристику поли
су. Отметим только, что он представлял собой один из типов об щины и, как таковой, был построен на коллективистских началах.
Не все полисы были демократическими, но, если пользоваться ка
тегориями М. Вебера, «идеальным типом» полиса был именно де
мократический, и общее направление развития Греции, пока оно
шло по восходящей линии, было направлением в сторону демокра
тии. Суверенитет народного собрания, то есть коллектива граждан,
существовал даже в олигархических полисах. Рядовые граждане
могли быть ограничены в правах, например, они не могли быть
6
избраны на руководящие посты, но все основные решения всегда
принимались только народным собранием. Полис создавал свою
систему моральных ориентиров для граждан, главной из которых
была идея о том, что он - высшая ценность для всех граждан и его благополучие - гарантия благополучия всех граждан. Полис требовал от своих граждан полной отдачи всех их сил - духовных и физических, - а если необходимо, то и жизни. Не вызывает
сомнения, что эта система моральных ценностей отражала ту ре альность, в которой существовал гражданин.
. Эллинистическая эпоха, началом которой стали походы Алек
сандра Македонского, коренным образом изменила ситуацию. Де
ло заключалось не в том, что расширился кругозор греков и они
узнали о существовании иных государств, народов, иных форм
политической организации общества, как это иногда утверждается. Об этом греки и раньше знали достаточно много. Основное заклю
чается в ином - теперь существование грека уже не ограничи
валось рамками полиса. Завоевание Востока Александром стало началом эпохи колонизации, ибо новые, возникшие на руинах им
перии великого завоевателя государства, такие как царство Птоле
меев, Селевкидов, Апалидов, были государствами колониалист
скими и строились на системе эксплуатации местного населения, а
правовой основой их было право завоевания!.
Все это открыло огромные перспективы для греков. Возник шие на Востоке империи требовали большого числа людей, как
для основания городов, так и для армий, необходимых новым вла дыкам, для создания все растущего бюрократического аппарата и т. д. Каждый грек, уйдя на Восток, мог приобрести богатство, ко
торое до того представлялось ему баснословным, мог занять высо
кий пост в системе управления или в армии. На худой конец, он мог стать гражданином нового полиса, основанного каким-либо из
Селевкидских царей в глубинах Азии. Но и в этом случае его бла госостояние резко увеличивалось, ибо участок земли, который он приобретал, был много больше того, что он имел в Греции, и обра
батывался он не личным трудом, а местными, азиатскими крестья
нами, «приписанными» к нему.
Чем же должен был заплатить грек за свой новый статус и свое
новое богатство? Только одним, но очень существенным - свобо-
! Эта правовая норма издавна существовала в античном мире. Ксенофонт в
своем романе о персидском царе Кире вкладывает в его уста следующие слова:
«У всех людей существует извечный закон: когда захватывают город, то все, что
там находится, - люди и имущество - принадлежит победителю» (Х е пор h.
С у r о р.. YII, 5, 73). Такой принцип неуклонно проводился в жизнь на эллини
стическом Востоке. Посол селевкидского царя Антиоха 111 в 193 году до Р.Х.
объяснял римскому Сенату: «Когда дают законы народам, подчиненным С11ЛОЙ
оружия, победитель - абсолютный властелин тех, кто сдался ему; он по своему
усмотрению распоряжается тем, что захочет взять у них или оставиты) (L i \'..
XXXIY. 57. 7).
7
дой. Эти государства были по своей природе государствами с ни
чем не ограниченной властью монарха. Суть новой государствен
ности с предельной краткостью выразил основатель державы Се
левкидов - Селевк I Никатор (Победитель): «То, что постановле
но царем, всегда справедливо» (А р р. S у Г., 61 )1. В новых условиях
грек, вчерашний свободный гражданин, превращался, в сущности, в бесправного подданного, всецело зависящего от воли своего вла
дыки.
Немногим отличалось и положение тех греков, которые оста
вались на родине и формально сохраняли свободу своих древних
полисов. Рядом с ними возникли огромные, по античным масшта
бам, государства: Македонское царство, главной политической
целью которого было подчинение Эллады, Селевкидское, под
властью которого находились процветающие гр~ческие города
Малой Азии, государство Птолемеев, самовластно распоряжаю
щееся многими островными греческими полисами, наконец, на
западе росло могущество Рима, который скоро стал хозяином гре ческих городов Сицилии и южной Италии и все более властно вмешивался в дела Эллады, пока в 146 году до Р. Х. не покорил ее
полностью. Таким образом, мир свободы, как шагреневая кожа,
уменьшался почти с каждым годом, и греки прекрасно видели не
избежность этого процесса. Угнетала их политическая и социаль
ная нестабильность. Греция стала излюбленным полем борьбы со
перничающих мировых сил, разменной монетой в их игре. Грек не мог понять новой политики. Раньше все было ясно и народное со
брание могло принять решение по политическому вопросу, доста
точно адекватное существующей ситуации. Теперь же решения,
сказывавшиеся на судьбах многих и многих тысяч людей, ПРИН-И
мались за сотни, а то и тысячи километров, их причины могли
быть совершенно неясны людям, ибо они диктовались соображе
ниями той политики, которая часто совершенно была им непонят на. Могущество тех сил, которые появились рядом с миром поли сов и возвысились над ним, было совершенно несоизмеримо с си лой человека и полиса и заставляло думать о том, что эти силы, воплощенные в личностях своих владык, причастны миру богов.
В этом новом мире человек потерял привычные нравственные ориентиры. Создать их и пытались новые философские школы. Извечный вопрос - что нужно сделать, чтобы жизнь человека
стала счастливой, -- имеет, в сущности, всего два ответа: один
нужно изменить условия жизни человека, |
второй - нужно изме |
нить самого человека. Если посмотреть |
на историю греческой |
мысли в целом, отвлекаясь О]" всех частностей, то мы вынуждены
будем признать, что несколько веков она искала решение в рамках
1 См. также другое свидетельство об этом же самом событии, вызвавшем
следующую сентенцию Селевка: «Решения царя следует считать прекрасными,
справедливыми и полезными» (Р 1u (. D е m е t Г., 38).
8
первого ответа. Все замечательные конструкции «идеального по
лиса» исходили именно из него. Но в начале эллинистической эпо хи стало ясно, что на этом пути счастье для человека найти невоз
можно, и философия устремилась в новом направлении - поиске
счастья путем совершенствования самого человека. Естественно, что при этом изменился и взгляд на него. Крайне показательно, что все три школы (при всех тех различиях, которые разделяли их) бы ли едины в самом основном - отныне они были обращены к ин дивидууму, отдельной личности, а не к члену коллектива. Чрезвы Ч,айно важно, что новые школы имели целый ряд общих черт в по
нимании природы (все они в той или иной степени были материа листическими), в теории познания (все они исходили из принципа
познаваемости мира и вели полемику со скептиками) и, наконец, в
этике. Все они исходили из того, что целью философии, и, в част ности, этики, является счастье. Но, что крайне показательно, во
всех этих учениях счастье определяется через понятия негативного
характера: alypia (отсутствие страдания или печали) - |
у киников, |
ataraxia (невозмутимость) - у эпикурейцев, apathia |
(бесстрастие, |
невозмутимость) - у стоиков. |
|
Обычно считается (и это справедливо), что наиболее типичны ми для эллинистической эпохи и наиболее распространенными были стоические доктрины. Вместе с тем необходимо решительно
отвергнуть популярные в старой литературе утверждения о связи
стоиков с каким-либо определенным социальным слоем. В част ности, утверждалось, что философия стоиков была философией метеков. Столь же ненаучными сейчас выглядят попытки некото
рых старых специалистов связать ряд положений стоических док
трин с их семитским происхождением'. Среди важнейших пред
ставителей школы бесспорно семитским было происхождение только Зенона, который был финикийцем. Однако необходимо по мнить, что Зенон начинал свои философские штудии в кинической
школе, которая имеет чисто греческое происхождение, являясь
прямым продолжением учения Сократа.
Учение стоиков традиционно состояло из трех частей: физики, которая обнимала все проблемы натурфилософии и, в сущности, была космологией; этики, то есть учения об обществе и месте че
ловека в нем, и объединявшей их логики, то есть теории познания".
При всех внутренних противоречиях, ранний стоицизм представ лял до определенной степени единое учение, в котором его со-
, См., напр.: Р о h 1е n z М. Die Stoa, Band 1- 11. Gottingen, 1948.
2 По словам Аэция (О ох., 273), стоики «говорили, что мудрость (софия)
познание божественного и человеческого, а философия предстаВ.г,яет собой
упражнение в пригодном для этого искусстве. Ценна единственно и превыше
всего добродетель. Наиболее общих добродетелей три: физическая, этическая и
логическая. Соответственно этому они делят философию на физику, этику и ло
гику».
9