Файл: Органы местного самоуправления (Понятие местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общих чертах органы местного самоуправления, как в Российской Федерации, так и в других странах, за небольшим исключением, обладают схожей системой муниципальных органов, которая выстраивается по следующей схеме:

  1. население территории муниципалитета как временный коллективный орган власти;
  2. представительный (законодательный) орган, формируемый населением;
  3. исполнительный орган;
  4. должностное лицо, наделённое полномочиями высшего представителя во-первых, от органов местного самоуправления, и, во-вторых, от населения муниципальной территории.

Представительный орган муниципального образования - это выборный, обязательный, коллегиальный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация, то есть исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, находится под руководством главы администрации.

В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования.

1.2 Структура органов местного самоуправления

Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории. Местное самоуправление осуществляется в двух, предусмотренных законом, формах. Первая – путём прямого волеизъявления граждан. Это референдум, собрание, сход. Вторая – через выборные органы.

Структура – есть внутреннее устройство объекта. Оно связано с категориями целого и частей. Выявление связей, изучение взаимодействия частей позволяет выявить сходства в организации, изучить структуры[6].

Под структурой органов местного самоуправления муниципального образования подразумевается публично-правовая система, элементы которой (органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления), составленные в соответствии с определёнными правилами, находятся между собой в определенных взаимоотношениях.


С одной стороны, под структурой органов местного самоуправления понимается разделение местной власти на отдельные органы разной функциональной нагрузки, а с другой, внутреннее строение каждого органа муниципальной власти в отдельности.

Термин «структура» означает, что органы местного самоуправления – не изолированные друг от друга формирования. Они находятся в организационных, координационных связях друг с другом, являются элементами единой публично-правовой системы.

В соответствии со статьёй №15 Устава Златоустовского городского округа структуру органов местного самоуправления Городского округа составляют:

1) Собрание депутатов Златоустовского городского округа;

2) Глава Златоустовского городского округа;

3) Администрация Златоустовского городского округа;

4) Финансовое управление Златоустовского городского округа;

5) Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа;

6) Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа.

Собрание депутатов Златоустовского городского округа – представительный орган местного самоуправления, избираемый населением округа и наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с отечественным законодательством, представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Организацию деятельности Собрания депутатов округа осуществляет Председатель Собрания депутатов округа и его заместитель, избираемые Собранием депутатов округа тайным голосованием из своего состава большинством голосов. Работа депутатов по различным направлениям осуществляется шестью постоянными комиссиями Собрания Златоустовского городского округа[7].

Основой для принятия решений Собранием депутатов является подготовка нормативно-правовых актов депутатскими комиссиями по профилям по следующему алгоритму: точкой отсчёта являются обращения граждан или инициатива отдельных депутатов; далее проходит обсуждение вопроса на комиссии с привлечением юристов и специалистов в конкретной области; вырабатывается проект решения, который выносится на рассмотрение Собрания депутатов; завершением процесса является принятие соответствующего решения Собранием и его дальнейшая реализация[8].

Бюджетом города, его составлением и реализацией занимается депутатская комиссия по бюджету, финансовой и налоговой политике. На заседаниях данной комиссии поднимаются вопросы профильного характера, такие, как:


1) оценка и анализ состояния экономики города;

2) определение основных направлений бюджетно-финансовой политики;

3) рассмотрение и представление на утверждение бюджета округа;

4) текущий контроль за исполнением бюджета округа;

5) рассмотрение проектов по установлению местных налогов и сборов, цен и тарифов на товары и услуги.

Вопросы оказания и развития бытовых, коммунальных и транспортных услуг регулирует комиссия по городской инфраструктуре и жизнеобеспечению. Депутатами обеспечиваются следующие предметы ведения:

1) взаимодействие с органами управления и организациями по вопросам бытового и жилищно-коммунального обслуживания населения;

2) рассмотрение и предложение программ и нормативных актов, направленных на упорядочение использования муниципальной собственности;

3) контроль за расходованием средств, выделяемых из городского бюджета и на укрепление жилищного фонда;

4) контроль за деятельностью муниципальных коммунально-бытовых производственных предприятий;

5) взаимодействие с общественными организациями, органами территориального общественного самоуправления по вопросам жилищно-коммунального обслуживания.

Формированием политики органов местного самоуправления по вопросам местного значения в сфере экономики, промышленности, строительства и предпринимательства занимается комиссия по промышленности, предпринимательству и строительству[9]. На её заседаниях происходит:

1) участие в формировании бюджета округа, контроль за его исполнением в части расходов предусмотренных на развитие сферы промышленности, предпринимательства и строительства;

2) подготовка предложений и разработка проектов решений и нормативных актов Собрания по вопросам инвестиционной деятельности промышленных предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

3) содействие освоению и внедрению новых технологий производства;

4) взаимодействие с предприятиями всех форм собственности;

5) участие в формировании цен и тарифов на товары и услуги муниципальных предприятий по направлениям деятельности Комиссии.

Участие в решении проблем учреждений, предприятий, организаций, занимающихся вопросами образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта закреплено за комиссией по образованию, культуре, спорту и молодежной политике. На заседаниях комиссии приоритетным является:

1) рассмотрение и предложение программ и нормативных актов в данной сфере, контроль за их исполнением;


2) контроль за расходованием средств, выделяемых из бюджета округа, внебюджетных фондов на развитие образования, культуры, спорта и молодежной политики, создание программных фондов, привлечение средств для реализации программ;

Правом рассмотрения общеобязательных правил по предметам ведения органов местного самоуправления наделена комиссия по местному самоуправлению. За ней закреплено:

1) рассмотрение структуры, полномочий и правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления;

2) взаимодействие Собрания со средствами массовой информации;

3) рассмотрение и предложение программ и нормативных актов, направленных на укрепление правопорядка и борьбы с преступностью, на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, контроль за их выполнением;

4) контроль за расходованием средств, выделяемых на правоохранительные цели, привлечение средств для реализации программ;

5) организация работы с населением округа через КТОСы.

Рассмотрение и предложение программ и нормативных актов в сфере социальной политики, здравоохранения и экологии города, контроль за их исполнением возложены на депутатскую комиссию по социальной защите, здравоохранению и экологии. Депутатам подведомственен:

1) контроль за расходованием средств, выделяемых на развитие социальной сферы, здравоохранения и экологии;

2) контроль за исполнением правовых актов всех уровней в учреждениях, социальной сферы, здравоохранения и экологии;

3) рассмотрение вопросов по использованию земель и лесов, водных объектов местного значения, а также недр на территории округа;

Именно постоянные комиссии проводят кропотливую работу по разработке нормативно-правовых документов[10]. Для более глубокого изучения вопросов и принятия эффективных решений создаются рабочие группы с привлечением специалистов по выработке проектов решений. Наряду с традиционной работой предварительного рассмотрения городских проблем на заседании постоянных депутатских комиссий широко практикуется использование таких форм как:

  • проведение депутатских слушаний;
  • заседания специально образованных рабочих групп для детального рассмотрения вопросов;
  • совместные заседания двух, трёх профильных комиссий;
  • расширенные аппаратные совещания при председателе городского Собрания;
  • выездные заседания;
  • консультации со специалистами.

Для организационного, правового, информационно-аналитического и материально-технического обеспечения деятельности Собрания, оказания помощи его постоянным комиссиям и иным органам, депутатам, Собрание образует аппарат Собрания депутатов Златоустовского городского округа[11]. Аппарат состоит из руководителя аппарата и служащих – работников, профессиональных юристов. Положение об аппарате утверждается Собранием депутатов.


В своей работе Аппарат руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом Златоустовского городского округа, Регламентом и решениями Собрания депутатов, Положением, распоряжениями председателя Собрания депутатов городского округа.

Глава округа - высшее должностное лицо округа, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляющее и руководящее Администрацией округа, осуществляющее общее руководство системой исполнительно-распорядительных органов Городского округа.

Именно глава олицетворяет местную администрацию как единый орган. Глава, как руководитель администрации, осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия, подразумевающем личную ответственность за все принимаемые местной администрацией решения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления.

Структуру администрации муниципального образования составляют органы, наделённые соответствующей компетенцией, для осуществления собственных целей и задач. В соответствии с Уставом Златоустовского городского округа исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления округа являются юридическими лицами.

Положения об исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления Городского округа и Администрации округа, утверждаются решениями Собрания депутатов округа. Руководители исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Городского округа и органов Администрации округа назначаются на должность и освобождаются от неё Главой округа.

Закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует, что в структуру органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может входить и контрольный орган.

Контрольный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия образуются в целях контроля и надзора за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля и надзора за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности[12].