Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли
Понятие, состав и значение розничного товарооборота в торговле
Глава 2. Анализ предприятия розничной торговли ООО «Адидас»
2.1 Краткая характеристика ООО «Адидас»
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Адидас»
2.3 Рекомендации совершенствования процесса продажи товаров в ООО «Адидас»
ВВЕДЕНИЕ
В процессе изменения российской экономики важную значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время особое внимание уделено повышению культуры торговли. Путём интенсивного развития торговых услуг на потребительском рынке розничная торговля способствует решению двуединой задачи: с одной стороны: повышает роль торговых предприятий в удовлетворении запросов населения, а с другой – укрепление экономики страны на основе расширения возможности привлечения в оборот денежных средств населения и повышения эффективности товарно-денежных отношений на потребительском рынке.
И известно, что продажа товаров является заключительной стадией торгово-технологического процесса и представляет собой совокупность способов и приёмов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям. Совершенствование процесса продажи товаров на сегодняшний день способствует росту объёмов розничных продаж, увеличению запросов и повышению качества обслуживания, а также внедрению новых способов и приёмов организации торговли для привлечения покупателей и увеличения прибыли. Таким образом, с учётом вышеизложенного, цель курсовой работы заключается в совершенствовании процесса продажи товаров и торгового обслуживания покупателей в розничной торговле на примере ООО «Адидас».
Задачами курсовой работы являются:
- Изучение теоретических основ розничной торговли.
- Проведение анализа экономической деятельности ООО «Адидас»
- Совершенствование процесса продаж товаров и торгового обслуживания на примере ООО «Адидас».
Правильная организация коммерческой деятельности в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению спроса населения и получению коммерческого успеха.
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли
Понятие, состав и значение розничного товарооборота в торговле
Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля — это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.
Розничная торговля — это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.
Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.
Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.
Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных потребителей.
Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.
«Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи потребительских товаров за определённый период времени».
Развитию товарооборота торговых предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности придаётся большое значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей.
Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий.
Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
В системе показателей развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объёма деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала и затрат ресурсов. В тоже время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчинённый характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.
В общем составе товарооборота торгового предприятия выделяют следующие виды:
А) розничный товарооборот;
Б) оптовый товарооборот;
В) торгово-посреднический товарооборот.
Основу коммерческой деятельности подавляющего числа торговых предприятий в современных условиях составляет розничный товарооборот.
«Розничный товарооборот – продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт независимо от каналов их реализации».
Продажа может быть произведена:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, палатки и др.);
- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Таким образом, сущность товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретённые товары.
В состав розничного товарооборота может быть также включена:
- продажа по безналичному расчёту продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);
- продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчёт с использованием кассовых аппаратов.
В состав товарооборота розничной торговли включается:
- стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчёт;
- стоимость товаров, сданных на комиссию;
- стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования;
- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой;
- стоимость проданных по подписке печатных изданий;
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
Не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объёме деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров.
Розничный товарооборот может быть использован для расчёта трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
Значение розничной торговли в экономике и её виды
В период бурного роста и развития рыночных отношений, торговля становится одной из первенствующих сфер экономики, которая относится к ведущим видам деятельности, касающимся всех слоёв населения. Торговая деятельность играет значимую роль в экономике государства, поскольку затрагивает основные бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доставления до конечного потребителя.
Торговля является источником поступления денежных средств, она создаёт основы стабильности государства, представляя важную бюджетообразующую составляющую, которая вносит значительный вклад в развитие отдельных территорий страны.
Существует большое разнообразие функций розничной торговли, которые играют решающую роль, как для динамичного развития рынка сбыта, так и для формирования спроса.
Функции торговли, выгодные для государства:
- привлечение иностранных инвестиций;
- развитие региональной инфраструктуры.
Функции, выполняющие ключевую роль для потребителей:
- удовлетворение потребностей населения в товарах продовольственного и бытового назначения;
- информирование покупателей о товаре, появившемся на полках магазина.
Функции, определяющие ведущую роль для производителей товаров:
- оказание транспортно-экспедиционных услуг для доставки товаров по территориям страны и доведение их до конечного потребителя;
- реализация товара приобретённого у производителя;
- установление цен на товар;
- измерение спроса и предложения на определённый товар или вид товаров;
- воздействие на производство в целях увеличения производительности товара компаниями-производителями;
- предоставление аналитической информации о потребителях.
Розничная продажа отличается набором функций, которые являются ключевыми для разных участников взаимодействия рыночного процесса купли-продажи. Для государства важны данные функции не только как для регулирующего, но и как для экономического субъекта, страны, рейтинг которой должен поддерживаться на мировой экономической арене. В данном случае розничная торговля является одним из инструментов по привлечению западных инвестиций и развития инфраструктуры регионов РФ. Для потребителей розничная торговля способна повысить качество и уровень жизни. Говоря о производителях товаров, розничная торговая сеть является той самой артерией, по которой товар от производства поступает на полки и доходит до конечной точки реализации. Розничная торговля также является уникальным поставщиком информации о конечных потребителях, о смене их предпочтений, об изменениях поведения и т.д. Она является конечным звеном, где потребитель может приобрести товар и замыкает на себе цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от производителя к потребителю. Это происходит путём купли-продажи товаров.
Именно на этой стадии формируются стартовые возможности для технологического цикла производства и обращения. На этом этапе товар превращается в деньги. Следовательно, роль розничной торговой сети в экономике страны следует рассматривать в процессе кругооборота всего продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой.
Место розницы в ВВП страны принято считать одним из ведущих макроэкономических показателей развития экономики той или иной страны. Он описывает не только конечный результат в материально и нематериальной сфере, но в рамках макроэкономических отношений говорит о состоянии дел и динамике развития данной страны. В последнее время среди отраслей-лидеров, имеющих значительный рост валовой прибавочной стоимости, стабильно находится торговля.
Одним из преобладающих внутренних экономических показателей страны является информация о количестве работающих и безработных в стране. Каждая страна ведёт борьбу с безработицей, а торговля – это отрасль с высоким уровнем занятости населения, которая может обеспечить рабочими местами значительную часть трудоспособного населения.
Следует отметить, что неприемлемо занижать роль розничной торговли для экономики страны. Она является не только абсорбентом рабочей силы, но и вовлекает в себя практически все бизнес-процессы, принося наибольший вклад в ВВП страны. Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку это одна из немногих сфер, которая имеет непосредственное отношение к конечному потребителю, она обладает возможностью наиболее оперативно реагировать на любые изменения. Торговля связывает между собой бизнес и государственные структуры, оказывая положительное влияние на экономику. Постоянные положительные изменения в этой отрасли всё больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.